7 мин.

Необычные ливреи в Формуле-1

Внешний облик современного болида Формулы-1 во многом определяется действующими спонсорскими обязательствами. Как правило, перед началом сезона команды представляют новую ливрею, которая затем используется на протяжении всего чемпионата. Однако, в истории Формулы-1 не раз были случаи применения ситуативных (разовых) раскрасок. Вспомним наиболее необычные из них.

Синяя Ferrari, 1964 год

В 1964 году Энцо Феррари повздорил с руководством FIA, которое не допустило автомобиль Ferrari 250 GTO к участию в гонках GT. Итальянский автомобильный клуб, по чьей лицензии Ferrari выступали в чемпионате Ф-1, не поддержал Энцо в этом конфликте. Коммендаторе психанул и на заключительные два этапа сезона выпустил свои болиды под знаменем North American Racing Team, американского дилера Ferrari, отказавшись от использования итальянских национальных цветов в раскраске автомобилей. Смена ливреи и переход к «американской» бело-синей цветовой гамме не помешали Джону Сертису стать в тот год чемпионом мира.

Презервативный Surtees, 1976 год

В 1976 году Джон Сертис подписал спонсорское соглашение с производителем презервативов Durex и разместил их логотип на одном из автомобилей своей команды. И все бы ничего, но консервативные британские телевещатели из BBC посчитали эту рекламу «неподходящей для семейного просмотра» и забанили показ Формулы в Соединенном Королевстве. По иронии судьбы, сезон 1976 года выдался одним из самых интересных за всю историю: доминирование Лауды в первой части чемпионата, страшнейшая авария и воскрешение австрийца, погоня за титулом и итоговое чемпионство Ханта. Мимо такого сюжета не прошел даже Голливуд, который в 2013 году снял фильм «Гонка» (англ. Rush), основанный на событиях этого сезона. А вот британские зрители пропустили всю эту драму, благодаря контрацептивным предрассудкам BBC.

Откровенный Hesketh, 1977 год

В Hesketh пошли дальше конкурентов из Surtees, рекламировавших презервативы годом ранее. На своем болиде команда разместила логотип журнала для взрослых Penthouse с изображением откровенно одетой девушки на борту.

Львиный Shadow, 1979 год

Огнегривый лев, пожирающий решетку радиатора – как вам такое? К сожалению, ни образ царя зверей, ни персональные симпатии Бориса Гребенщикова не помогли команде Shadow, которая всего лишь один раз попала в очки в сезоне 1979 года.

Желтый McLaren, 1986 год

Нет, это не выцветшее фото, как вы могли подумать. Это реальная расцветка McLaren Кеке Росберга на Гран-При Португалии 1986 года. Уйдя от традиционных красно-белых цветов, команда на один этап представила новую желто-белую ливрею для продвижения табачного бренда Marlboro Lights. По телевизору эта цветовая гамма смотрелась не очень, поэтому больше такой дизайн не использовали.

Цыганский Ligier, 1993 год

Сезон 1993 года сложился для Ligier крайне удачно, и на последних двух этапах команда решила отдать дань своему титульному спонсору, убрав логотипы всех остальных. Не сказать, что получилось удачно: расцветка с танцующей цыганкой на фоне трудноразличимой надписи Gitanes издали походила скорее на корову. Еще высказывалось мнение, что кто-то сверху вылил на черную машину ведра с белой, голубой и синей краской.

Половинчатый BAR, 1999 год

Перед сезоном 1999 года команда BAR представила две различные ливреи в цветах своих титульных табачных брендов. Однако, FIA запретила такой произвол и постановила, что машины должны быть раскрашены одинаково. В BAR вышли из ситуации, взяв от каждой машины по половинке и соединив это великолепие застежкой-молнией.

В последующие годы BAR продолжили развлекаться с дизайном ливреи в пятничных заездах.

Траурная Ferrari, 2001 год

После терактов в США 11 сентября 2001 года Ferrari на своем домашнем Гран-При убрали логотипы всех спонсоров и окрасили носовой обтекатель в черный траурный цвет.

Экологичная Honda, 2007 год

Вместо спонсорских логотипов на корпусе машины было нанесено изображение планеты Земля. Задняя часть болида была выкрашена в чёрный цвет, обозначающий космос. Единственный логотип шинной компании Bridgestone был нанесён на носу машины. Таким образом команда хотела привлечь внимание общественности к экологическим проблемам на планете.

Такой разный Red Bull

Австрийская команда – главные любители поэкспериментировать с ливреями в современной Формуле-1.

Промоакции в поддержку выхода очередного эпизода «Звездных войн» в 2005 году и «Возвращения Супермена» в 2006 году.

В 2012 году команда провела благотворительную акцию Wings for Life, в рамках которой на поверхность болида было нанесено 25000 фотографий фанатов, пожертвовавших деньги для людей с проблемами позвоночника.

На Гран-При Великобритании 2019 года Red Bull отметили участие своего титульного спонсора Aston Martin в знаменитой кинофраншизе про Джеймса Бонда.

На межсезонные тесты команда регулярно привозит свои машины в камуфлированных ливреях.

Юбилейная Ferrari, 2020 год

На свой юбилейный тысячный Гран-При Ferrari выкрасили болиды в бордовый цвет, в точности воспроизводящий оттенок красного, в который была выкрашена Ferrari 125 F1. С этой машиной Скудерия приняла участие в своём первом Гран При – 21 мая 1950 года в Монако.