5 мин.

И это надолго. Об уникальности Елены Исинбаевой

Пока некоторые представители двух народов – русского и дагестанского – упражняются, кто кого переиграет, перехитрит, заклинает, заклюет в своих диких танцах вокруг «Анжи», пока одни не нарадуются «краху» Карфагена, а вторые с каждым днем все отчетливее указывают, что тех "одних" и "некоторых" развели, как лохов, дитя этих самых двух народов просто парит над главной ареной единой страны. Елена Гаджиевна (а к ней уже иначе и нельзя) вернулась. Вернулась с блеском! И уходит она просто блестяще!

В моих ушах до сих пор отчетливо звучат голоса злорадства тех, кто обсуждал год назад её олимпийскую бронзу,  фи-возгласы тех, кого она, видите ли, разочаровала до ноготки мизинца своей «бронзой» и т.д., и т.п. Там много всего было. Потом я видел Елену Исинбаеву «не по ящику» - весело танцующей лезгинку  в аэропорту Махачкалы, с шутками принимающую огромное количество поздравлений, улыбок, слов поддержки. Она была настоящая! Злиться, обижаться, не любить такую (даже за «бронзу» Лондона) было просто преступлением!

Написав в ночь завоевания ею «бронзы» Лондона текст ниже, я сутки его не выкладывал в надежде, что люди успокоятся, но, увидев, что недовольство «болеющих за Елену с 1905 года» лишь все большие набирает обороты, в итоге все же выложил.

Сейчас я его выкладываю снова. У меня банальное желание повторить все сказанное в тексте ещё раз, от этого и приятно, и грустно, потому что это уже надолго.

 

В ушах на вынос орет STARик Брайан Адамс…You'll be celebrating, Dancing until dawn. Come on dry your tears now, Put your dark glasses on... Его хриплый голос словно пытается проветрить мою прокуренную голову.

Уже позади уложившиеся, казалось бы, в какие-то минуты «золото», «золото», «бронза» и…медаль, награда, приз, круглая «железяка» Елены. Позади даже голос Ольги Михайловны…

Я слопал граммов триста-четыреста шоколадного мороженого. Не переживайте за мои гланды – им уже давно ничего не угрожает. Их у меня давно уже нет.

Отличные в Туле кондитеры. Их мороженое – это два в одном: сладость и антидепрессант. И братья-узбеки молодцы за то, что придумали тандыр. Да, да, я ем мороженое с хлебом, впрочем, как и арбуз ем также. Все удивляются, но, на самом деле, я не уникален – у меня и четырехлетний сын ест также.

Беда Исинбаевой – в её уникальности, неповторимости.

Тут на днях про Болта был статус у Михаила Калашникова, что он мол ведет себя как Моцарт. А так оно и есть. И Исинбаева – Моцарт. Да, современный Моцарт может постареть, потерять хватку, но это дело не меняет. И Болт постареет. Поверьте мне. Я же знаю. Но это не суть. Суть в неповторимости.

Жена меня любит попрекать, что мне больше в любимом фильме «Начало» нравиться не финальная солнечно-красивая сцена, а два диалога Кобба – с застрявшим в нимбе стариком Сайто и последний его диалог с Мол.

В 2004 году в схватке с Феофановой я не болел за Исинбаеву. Про неё, несмотря на последнее мировое чемпионство Светланы, слишком много говорили. Хоть Феофанова и была фавориткой на бумаге, на деле – по общей атмосфере вокруг, настрою – Лена была сильнее. А мне всегда тяжело в таких случаях, в случаях, когда все слишком правильно и отшлифовано – мало трагизма, драматургии. А вот Света тогда была для меня клубком всего этого. Она ведь до сих пор, несмотря на локальные успехи, так и не отошла от того финала в Афинах.

В 2008-ом я не переживал за Исинбаеву вообще – я просто радовался, что у неё все получается. Эта была такая радость близкого человека, радость, что все у родной в порядке, что все у неё получается так, как надо.

А в этот раз переживал – как никогда и ни за кого. И образовавшуюся пустоту после её падения трудно было чем-то заполнить (Тульское мороженое и узбекский тандыр спасли лишь мелатонин в моем организме). Я не знаю почему, но в голове в этот момент возникла картина почти 20 летней давности: Роуз Боул, Баджо со спины, мяч, взлетающий выше ворот… Я до сих пор не перекопал себя, чтобы понять, почему именно эта картина. В пути Баджо в США? В полете мяча? Ну, да Бог с ним, с этой картиной.

Дорога в Лондон для Елены Исинбаевой выдалась слишком уж тяжелой для такой титулованной спортсменки.

Исинбаева давно уже стала заложницей своей уникальности, своей же высоты. Оттого и капризы, эмоциональность, закидоны в поведении с коллегами и прочее, прочее, прочее. В том числе и спортивные спады.

Это борцы, боксеры, другие единоборцы со своей семейственностью и коллективизмом могут преодолевать такое, перебороть в себе все эти аксессуары на ленточках золотых медалей. Эта там ты всегда для партнеров, коллег, тренеров просто «Мага» или «Ваня», будь ты хоть трижды чемпионом. Это Арсен Галстян после победы может говорить, что никакого отдыха у него не будет, и в оставшиеся дни он будет помогать остальным ребятам готовится к схваткам.

А тут, в таком индивидуалистично-эгоистичном виде, как прыжки с шестом – ты гол, ты один. Это как в большом теннисе. Разницы никакой!

Елена брала (на секунду внимание к цифрам!) 4,82 мв 2003 году! Почти 10 лет назад! Вам напомнить высоту, которую взяла сегодня Дженнифер Сур? А знаете, какой у американки личный рекорд?  Нет, я лучше иначе скажу – Елена Исинбаева взяла4,92 мв… сентябре 2004 года, сразу после «той самой» Олимпиады. А после этого ещё 9 (девять!) раз обновляла тот рекорд восьмилетней давности. И это только под открытым небом, где и ветер, и дождь в лицо. Это все, конечно, ничуть не умоляют заслуг её сегодняшних соперниц – они молодцы. Они просто сделали правильно свою работу.

Просто это означает, что после Елены у нас будет пустота. Не только в отечественных прыжках с шестом, но и в мировом. Нет, конечно, будут чемпионы, медалисты и обладатели всего и вся, но прыжки с шестом после ухода Исинбаевой станут просто одним из видов легкой атлетики. Ну, что-то вроде бега на100 метровс барьерами. Без искр и рекордов, без грусти и драм.

Но беда Лены даже не в этом. Нет, не её беда – у неё, даст Бог, все будет нормально. Эта беда наша с вами.

Почти пятидесятилетний Сергей Бубка, небось, просто хохочет, глядя как ровесники его сына лишь с третей попытки пытаются преодолеть 5,90 метра на чемпионатах мира. До его недосягаемых 6,15 и сейчас также далеко, как и почти 20 лет назад. Тоже самое будет и с Леной.

Сальери вошел в историю не как герой трагедии Пушкина, и даже не столько как знаменитый композитор, а как учитель и наставник великого Бетховена, великолепных Франца Шуберта и Ференца Листа. А после Моцарта никого не осталось. И у Исинбаевой (как, впрочем, нет и у Бубки) последователей, великих учеников не будет. Просто это невозможно. И это надолго.