22 мин.

История команды Мерседес

История команды Мерседес Впервые в Королевских гонках команда «Мерседес» появилась в далеком 1954 году и провела там всего два сезона.

История Мерседеса в гонках.

Команда Мерседес в Формуле 1 - 1954/55 года

Карл Клинг

В 1993 году немцы вернулись вместе с «Заубер» как поставщики моторов, а через два года они переключились на «Макларен». В 2010 году состоялось возвращение «Мерседес» в качестве заводской команды.

Правильнее начать историю возвращения с команды «БАР». Но хочется сказать пару слов о команде, после покупки которой и был создан «БАР». Речь идет о «Тиррелл».

Британская команда была основана конструктором и инженером Кеном Тирреллом в 1964 году, в Формуле 1 появилась на Гран При ЮАР в 1970 году. «Тиррелл» сразу же кинулись в омут с головой. Уже спустя год Джеки Стюарт принес команде чемпионский титул!

Мерседес

А в 1973 году успех стал двойным – Джеки взял еще один титул, а команда завоевала Кубок Конструкторов. Но победный сезон омрачился трагедией. Вторым пилотом «Тиррелл» был француз Франсуа Север.

Мерседес

Почти в каждой гонке он показывал, что способен держаться за своим именитым напарником и даже постепенно начал выделяться на его фоне. Но жизнь 29-летнего Франсуа оборвалась во время квалификации в Уоткинс-Глен. Это был последний этап сезона и последняя гонка в карьере Стюарта, но шотландец принял решение не выходить на старт.

После 1973 года «Тиррелл» еще какое-то время оставались среди лидеров Формулы 1. Но затем команда прочно застряла в середняках. С уходом Стюарта закончилась славная эпоха побед этой команды. Время от времени гонки выигрывались - последнюю победу принес Микеле Альборето, победив в Гран-при Детройта в 1983 году. Но отныне команда «дядюшки Кена» попадала на первые полосы журналов главным образом тогда, когда удивляла мир своими смелыми новациями. К слову, «Тиррелл» навсегда вписала свое имя в историю Формулы-1, выставляя на протяжении двух сезонов (1976 – 1977)шестиколесные болиды, у которых ведущими были четыре передних колеса. Эта машина поразила скептиков, но особого преимущества перед стандартными четырехколесными соперниками не принесла.

Мерседес

В погоне за конкурентами «Тиррел» пускалась на разные хитрости. И в 1984 году её поймали на попытке компенсировать недостаток мощности двигателей, которые использовала команда, за счет хитроумных манипуляций весом машин. «Тиррелл» была задним числом исключена из чемпионата и только за прежние заслуги ее не выставили из Формулы-1 совсем.

В девяностые годы «Тиррелл» прославилась экспериментами в области аэродинамики, которые ставил Харви Постлтуэйт. В том числе он и Майк Гаскойн попробовали создать дополнительную прижимную силу на шасси на медленных трассах с помощью дополнительных крылышек, установленных на боковых понтонах. Новинка почти сразу же была запрещена ввиду ее непривлекательности и опасности, но идея в том или ином виде развивалась конструкторами и в последующие годы.

В 1989 году Кен Тиррелл привел в команду «гоночное сокровище» в лице Жана Алези. Этот француз в своей дебютной гонке занял четвертое место. Но, учуяв талант Жана, в 1991 году его переманила «Феррари».

Мерседес

Кен верил, что однажды эта затянувшаяся черная полоса закончится. Тем не менее, команда «Тиррелл» просуществовала до 1998 года, так и не добившись больше особых успехов. Находящуюся на грани банкротства «Тиррелл» выкупил Крэйг Поллок. Кен, отдавший автоспорту большую часть жизни, отошел от дел.

«БАР»

Крейг Поллок был успешным предпринимателем и менеджером Жака Вильнева. В 1998 году он создал компанию British American Racing. За год до этого табачная компания British American Tobacco, решила вложить несколько десятков миллионов рекламных долларов в новое для себя дело — команду Формулы-1. Конечно, табачники ничего в автоспорте не понимали — заняться Формулой-1 им предложил человек со стороны. Им как раз был Крейг. Именно на деньги ВАТ и была выкуплена «Тиррелл».

Мерседес

Крейг сразу дал знать «кто в доме хозяин и, по сути, просто развалил команду-ветерана. Он отказался от услуг старого конструкторского и руководящего штаба, закрыл фабрику «Тиррелл» в Окхэме и начал приводить в команду нужных ему людей. Постройку нового болида доверили компании «Рейнард», чьи машины много лет выигрывали чемпионат «Индикар». Так как правилами запрещалось при конструировании шасси привлекать сторонних производителей, Эдриан Рейнард был включен в состав «БАР» в качестве технического директора. Главным конструктом стал австралиец Малькольм Остлер.

В поисках мотора для «БАР» Крейг обратился к Флавио Бриаторе, который в то время являлся президентом концерна «Супертек». Вообще по своему подходу к делу Крейг очень похож на Бриаторе. Такой же «бизнесмен от автоспорта». Как Флавио строил «Беннетон» под Шумахера, так Крейг строил «БАР» под Вильнева. А чтобы Жак не раздумывал, переходить из «Уильямса» или нет, Поллок предложил ему часть акций команды. Вторым пилотом стал бразилец Рикардо Зонта.

Остлер ранее никогда не занимался разработкой шасси для Формулы-1. Может быть, именно поэтому БАР-01 выглядел весьма уродливо: широкий сгорбленный носовой обтекатель, угловатый капот двигателя, боковые понтоны в форме коробки и общая несуразность форм. Несмотря на это, Остлер провозгласил машину "вершиной технической мысли Формулы-1".

Мерседес

Когда же это создание совершило свои первые тестовые круги в Барселоне, оказалось, что до истинной вершины далеко – Вильнев катастрофически проигрывал не только лидерам, но даже аутсайдерам вроде «Эрроуз» и «Минарди». Поллок и компания, обеспокоившись, просили Жака постараться. Тот, мобилизовав все свои возможности, выдал второй результат. Но болид не потерпел столь жестокого обращения и в неприглядном виде был отправлен обратно на построенную суперсовременную фабрику в Брэкли.

Однако, главным событием того межсезонья можно назвать конфликт, разгоревшийся с FIA, по поводу окраски автомобилей. Чтобы сильнее привлечь титульного спонсора и владельца к финансированию команды, Поллок собирался покрасить две машины «БАР» в разные цвета. На презентации взорам публики предстали красивые машины — бело-красная, в цветах Lucky Strike и сине-желтая, в цветах State Express 555.

Мерседес

Когда в ФИА разъяснили, что машины должны быть одинаковыми, Крэйг пошел на конфликт и даже намеревался довести дело до суда. Для новичка это шаг весьма необычный. Но от этого он благоразумно отказался. Однако идею с двойной окраской не бросил. Крэйг придумал остроумный трюк под девизом «Все равно будет по-моему!». В итоге на старт вышли машины в забавной раскраске — слева в цветах Lucky Strike, справа —в цветах 555. А посередине красовалась «молния».

Мерседес

Перед началом чемпионата Крейг Поллок не скрывал, что уже в этом году команда рассчитывает на победы. "Может быть, даже на чемпионский титул!" – гордо заявлял Поллок. И вот начался сезон...

В Австралии Вильнев и Зонта расположились на старте только одиннадцатым и девятнадцатым. Так же бесславно закончилась для «БАР» и сама гонка. Вильнев на тринадцатом круге на полной скорости эффектно въехал в стену, когда у его болида оторвалось заднее антикрыло. Зонта продержался до сорок восьмого круга и сошел из-за поломки коробки передач.

Проблемы с надежностью преследовали команду весь сезон. Гонщики считанное число раз добирались до финиша, причём больше не везло Вильнёву. Например, в Имоле Жак должен был стартовать пятым. Но капризный болид не захотел работать как надо, причем с самого начала – канадец не смог даже сдвинуться с места из-за отказа коробки передач. Не помог и Мика Сало, на несколько гонок заменивший травмированного в Бразилии Зонту. Вроде бы даже виноватых в столь провальном сезоне нашли (среди них было двое механиков) и уволили их, но улучшения не последовало. Да и моторы от Бриаторе никакой пользы не приносили. Сезон команда закончила с нулевым результатом. Пилоты больше привлекали к себе внимания своими необычными выходками, чем спортивными результатами: то Вильнев покрасит волосы в белый цвет, то с интервалом в несколько минут он и Зонта разобьют свои машины в "Красной воде" в Спа... Сезон-2000 стал лучше хотя бы потому, что хуже быть уже не могло. Главной новинкой «БАР» стал мотор Хонда. Он получился удачным и хорошо вписался в шасси БАР-02. При его постройке конструкторы уделили большое внимание надежности. А разноцветной раскраской было покончено и теперь болиды «БАР» были выкрашены только в цвета Lucky Strike.

Мерседес

Первые тесты новой машины не добавили гонщикам оптимизма. Зонта заявил, что автомобиль не так быстр, как этого от него ожидали. Но в Мельбурне все получилось как надо – в шасси ничего не сломалось, а японские моторы честно выдержали всю дистанцию. В итоге на финише Вильнев и Зонта были четвертым и седьмым. За весь сезон до подиума ни один из пилотов так и не доехал, но они смогли набрать на двоих 20 очков. Это позволили «БАР» завоевать пятое место. По сравнению с прошлым годом такой исход стал настоящим успехом.

Но, несмотря на улучшение позиций в гонках, в 2000 году команду лихорадило. Причиной стал разгоревшийся конфликт между Поллоком и Рейнардом за главенствующую роль в команде.

Мерседес

Масло в огонь подливали и другие события - то Жак задумается об уходе, то Хонда понесет финансовые убытки, то BAT объявит о намерении продать свой пакет акций. И все же взрыва удалось избежать. Вильнева убедили остаться, а в напарники ему взяли Оливье Паниса.

Мерседес

В 2001 году соперничество руководителей поутихло. Но на скорость болидов это не повлияло. Хотя Жак смог дважды попасть на подиум. Но это было связано с проблемами других пилотов. Панис хоть и финишировал в первой гонке на четвертом месте, был оштрафован и очков лишился. В дальнейшем он лишь два раза смог прорваться в очковую зону. В общем, сезон-01 принес сплошные разочарования.

Из-за сплошных неудач позиции Поллака пошатнулись. В результате он был отправлен в отставку за день до старта сезона 2002. Многие посчитали, что теперь Жак покинет команду, но канадец сохранил спокойствие и сосредоточился на работе.

В 2002 году «БАР» отказались от всего старого, внедряли новинки, но все же звезд с неба по-прежнему не хватали. А новый босс команды Дэвид Ричардс вообще первые месяцы, казалось, просто наблюдал за событиями. Затем он вдруг словно очнулся, результатом чего стала практически полная смена персонала. Проблем у «БАР» было более чем достаточно: нестабильная политика руководства, нехватка денег, постоянные взрывы и поломки моторов, да и шасси зачастую не выдерживало напряжения гонки. В итоге первые очки команда заработала только на 10-м этапе на Гран При Великобритании, а сезон завершила на 8 месте.

В 2003 году «БАР» сделали важное приобретение – на место Паниса был взят молодой британец Дженсон Баттон. Как ни странно, но это окончательно выбило Вильнева из колеи. Жак стал нападать на молодого гонщика, сравнивая его в прессе с безликими юнцами из поп-групп. Нападки напарника британец просто игнорировал. Вообще-то все были крайне удивлены решением Ричардса. Даже многоопытный и могущественный владелец Ф-1 Берни Экклстоун отговаривал его от этого шага, уверяя, что Баттон бесперспективен. Но Ричардс настоял на своем.

Мерседес

Машина, спроектированная к 2003 году, стала настоящим прорывом. Хотя никаких радикальных изменений внесено не было, БАР - 005 получился надежным и вполне конкурентоспособным. И хотя моторы Хонда все еще доставляли немало хлопот, порой казалось, что в конце туннеля забрезжил свет. Японцы были уверены, что следующий 2004 год станет решающим. По их словам, двигатель 2003 года был тяжелым, с завышенным центром тяжести и тенденцией взрываться при включении зажигания.

Настроение Жака Вильнева ухудшалось с каждым днем: он нестабильно выступал в сезоне да к тому же разочаровался в команде, на которую в свое время сделал ставку в карьере. Молодой Баттон выглядел намного лучше и полностью оправдывал ожидания Ричардса. Он сумел набрать 17 очкови закончил сезон в дсятке, в то время как у канадца было только 6. В итоге Жак разорвал контракт еще до конца сезона. Его место занял японец Такумо Сато.

2004 год стал лучшим в истории команды. После ухода Вильнева Дженсон стал первым пилотом команды, и многие считали, что этот год станет решающим в его карьере. Британец и правда расцвел и начал выдавать результат за результатом: из первых двенадцати этапов сезона он семь гонок закончил на подиуме и вышел на третье место в чемпионате.

Мерседес

А Сато стал вторым японским гонщиком, поднявшимся на подиум. Это произошло в США. Отдельной похвалы заслуживаел и тест-пилот Энтони Дэвидсон, славу которому принесли пятничные заезды, где он не раз ставил рекорды прохождения круга. В общем, ситуация в «БАР» действительно стабилизировалась. Машина вела себя блестяще и сезон команда закончила на великолепном втором месте, уступив только непобедимой в тот год «Феррари».

Но вне трассы жизнь команды снова была неспокойна. В августе команда «Уильямс» внезапно объявила, что в 2005-2006 годах Дженсон Баттон будет выступать в их рядах! Для Дэвида Ричардса и его людей известие об уходе британца оказалось громом среди ясного неба. «Менеджеры Дженсона не раз сообщали мне, что он собирается оставаться с нами не только в 2005 году, но и еще на один год! - говорил потом Ричардс. - Когда с тобой поступают таким образом, это повергает в шок.»

В октябре в Милане прошло слушание Совета по контролю за исполнением контрактных обязательств FIA, где определилось положение дел Баттона в 2005 году, заключающееся в том, что его он проведёт с командой «БАР», а в 2006 году прейдет в «Уильямс».

Еще одним событием стало приобретение Хондой 45% акции команды. При этом японцы заявили, что не собираются продлевать контракт с Дэвидом Ричардсом. Получив компенсацию в размере 15 миллионов долларов, Ричардс ушел, а его место занял управляющий директор Ник Фрай.

Мерседес

Начался 2005 год для «БАР» не самым завидным образом. На Гран-при Сан-Марино команда была дисквалифицирована. Глава технической группы FIA Джо Бауэр обнаружил дополнительный резервуар в топливном баке, позволявший весить болиду больше необходимого минимума, несмотря на то, что в ходе гонки машина весила легче и не соответствовала регламенту.

Нарушение правил привело к запрету на выступление в двух следующих гонках. Только благодаря стабильности Баттона в конце чемпионата сезон для команды был спасен. Дженсон даже смог стартовать с поула в Канаде, но сошел из-за аварии.

А вот Сато сезон провел неудачно, сумев набрать всего одно очко. Хонда разочаровалась в своем протеже и отправила его в «Супер Агури», дочернюю команду «БАР». Кроме того японцы выкупили оставшиеся 55% акции и «БАР» стала полностью заводской командой. В 2006 году ее окончательно переименовали в «Хонда».

В сентябре 2005 команда подтвердила, что Баттон остается. Контракт у «Уильямс» был выкуплен за 30 млн. В 2006 году напарником британца стал опытный бразилец Рубенс Баррикелло, перешедший из Феррари.

Мерседес

У команды была весьма четкая цель – выиграть гонку. В хаотичной дождевой Венгрии Дженсону это удалось. Британец одержал первую победу в своей карьере и в истории команды.

Мерседес

Стоит отметить, что произошло это из-за сходов лидеров. Но Дженсон стартовал четырнадцатым и большинство пилотов, включая Шумахера, обогнал сам на первых кругах. В оставшихся шести гонках сезона Баттон набрал невероятные 35 очков – больше, чем любой другой пилот. В итоговом протоколе это позволило ему занять шестую строчку.

А Рубенс долгое время не мог приспособить свой стиль вождения к новой для себя машине. И в итоге ощутимо уступал молодому напарнику. Но бразилец все же смог набрать 30 очков и вместе они вывели «Хонду» на четвертое место.

Неудивительно, что на 2007 год «Хонда» возлагала большие надежды. Но сезон оказался провальным. Отчасти это объяснялось новой «сырой» модификацией шасси Хонда RA107. Еще одной возможной причиной стал переход с «Мишлен» на «Бриджстоун». Но как бы там ни было, за весь год команда смогла набрать лишь шесть очков и те были на счету Баттона. В карьере Рубенса же этот год стал самым худшим. Не добыв ни одного очка, он стал последним в списке пилотов. За 15 лет не было случая, когда бразилец не зарабатывал очки, даже в дебютном 1993-м за рулем «Джордан» Рубенс финишировал пятым в Японии. В общем, сезон команда закончила грустно на восьмом месте.

Мерседес

В руководстве команды поняли, что настало время перемен, и пригласили на роль технического директора Росса Брауна.

Мерседес

Однако, 2008 год также не увенчался успехом. В конструкции болида японские инженеры допустили много ошибок, и даже Браун не смог их исправить. Самым ярким моментом стало третье место Баррикелло на Гран При Великобритании.

Мерседес

А Дженсон на домашней трассе просто вылетел. Интересные пилоты собрались в «Хонде» - и Дженсону и Рубенсу катастрофически не везет перед родными трибунами… Общий итог сезона был таков – 14 очков и только девятое место в чемпионате.

«Браун»

Росс во всю работал над болидом 2009 года, когда стало известно, что Хонда уходит из Формулы 1 из-за экономического кризиса. У Брауна появилась новая головная боль – в дико кратчайшие сроки (до старта чемпионата оставалось 113 дней) необходимо было найти путь спасения команды. Тут же поползли слухи о потенциальном покупателе. Среди них были Ричардс, «Пежо-Ситроен», Карлосе Слиме, Ричарде Брэнсоне и другие. Эпопея с продажей (по-другому не скажешь) держала в напряжении формульный мир практически все межсезонье. И в итоге, после того как были отклонены несколько вариантов, Хонда отдала команду Россу Брауну. Причём, по слухам, команда не только была продана за символическую сумму в один фунт стерлингов, но Хонда выделила ей необходимый бюджет на сезон-2009. Впрочем, вариантов у компании особо-то и не было — в противном случае на выплаты неустоек пришлось бы потратить ещё больше денег. Проблему с мотористами Браун решил достаточно быстро. Он заключил договор с Мерседес. Ожидалось, что «Макларен» воспротивится этому. Но команда поддержала FOTA в заявлении, что команду из Бэркли необходимо спасти.

С пилотами было немного сложнее. Если месту Баттона ничего не угрожало, то с Рубенсом возникли проблемы. Еще до ухода Хонды шли слухи, что место бразильца должен занять Бруно Сенна. Но теперь ситуация изменилась. Браун, по сути, создал новую команду, и опыт Баррикелло был бесценен. Таким образом, состав пилотов еще на один год не изменился.

Мерседес

В результате всей этой истории новоиспеченной команде «Браун ГП» в срочном порядке пришлось адаптировать болид под новый двигатель от Мерседеса. Но мотор очень здорово вписался в БГП 001. Да и вообще, весь процесс прошёл гораздо лучше, чем можно было предположить. Тем не менее, для «Брауна» наступил настоящий аврал — на тестах необходимо было наверстать программу почти за всё межсезонье, ведь в первый раз на трассу болид вышел лишь 9 марта, за 19 дней до Гран-при Австралии! Но терпенье, труд и немного конструкторской хитрости все перетрут.

Мало кто ожидал, что спасенная команда уже в первой гонке оккупирует весь первый ряд и в квалификации и в гонке.

Мерседес

Дальнейшие гонки были похожи на сказку, особенно для Баттона. Шесть побед из первых семи гонок!! Британец был практически недосягаем в личном зачете. У Рубенса дела шли не столь блестяще, но он стабильно набирал очки и приезжал на подиум. Но порой следы командной тактики в пользу Дженсона были видны.

После Гран при Великобритании дела у команды пошли на спад. Дело в том, что своему успеху «Браун» были обязаны в том числе и новаторской идее Росса Брауна – двойному диффузору. Он появился благодаря лазейке в регламенте и был предметом жарких споров. Но когда диффузор был признан легальным, то все команды бросились на его создание. Больше всего в этом преуспели «Ред Булл». Да и просто гений Эдриана Ньюи в купе с раскрывшимся Себастьяном Феттелем не мог не сказаться. Стало ясно, что на скоростных трассах «Браун» уступают своим конкурентам.

Мерседес

В итоге, после Гран При Турции Баттон не смог больше выиграть. Зато долгожданных побед добился его напарник. На Гран При Европы и Италии Рубенс радовался, как ребенок и мог сдержать слез.

Мерседес

Как бы там ни было, задел, созданный в начале чемпионата, оказался более, чем достаточен. Баттон стал чемпионом мира, а «Браун» взяли Кубок конструкторов. Рубенс, правда, уступил второе место Феттелю.

Мерседес

Победная история «трех Б» могла бы послужить неплохим сценарием для голливудского фильма. Ожидалось, что и в 2010 году команда станет одним из лидеров. Но очередные изменения не заставили себя ждать.

«Мерседес»

В ноябре 2009 стало известно, что Мерседес выкупает «Браун», а Росс остается в качестве руководителя. Полностью обновился и состав пилотов. Новоиспеченный чемпион неожиданно подписал контракт с «Макларен». Удивлены были все, включая Брауна. Но удержать Дженсона он не смог. Рубенс также перешел в «Уильямс». Пошли слухи, что теперь в команду возьмут только немецких гонщиков, осталось понять - кого. Наиболее вероятным составом считался Росберг – Хайдфельд. Нико и правда в итоге стал боевым пилотом, но Нику досталась роль тестера. В канун Рождества команда «Мерседес» представила напарника Нико Росберга. Многие до самого конца верили, что это просто очередная утка. Но громкое возвращение все же состоялось. Михаэль Шумахер после трехлетнего перерыва все-таки не смог устоять перед предложением старого друга, с которым выиграл все свои чемпионские титулы.

Мерседес

Итак, «Мерседес», Браун, Шумахер и Росберг. Перед началом чемпионата эта компания считалась одними из фаворитов. Но на деле все получилось не так удачно. «Мерседес» пока явно проигрывает свои конкурентам. И если Нико смотрится довольно неплохо и уже смог несколько раз подняться на подиум, то у Михаэля дела идут немного хуже.

Мерседес

Конечно, очень много поменялось за три года и титулованному немцу предстоит непростой процесс адаптации. Но Михаэль справляется, кто бы что ни говорил. Он находится в десятке и борется с соперниками насколько позволяет машина. Тем более его болид строился под стиль Баттона, и это тоже вызывает затруднение. Да и проблемы в самой гонке преследуют Шумахера почаще, чем его молодого напарника. Но заслуг самого Нико это нисколько не умаляет. Возможно, именно такое соперничество и желание доказать, что он может опередить семикратного чемпиона придает Нико еще больше сил.

Мерседес

Работа над болидом следующего года кипит, а пока пилоты пытаются выжать максимум из нынешнего шасси. И хочется верить, что в следующем году пара Шумахер – Росберг будет бороться во главе пелетона!

Вот такая немного странная история «Мерседес». История, включающая в себя несколько непохожих друг на друга команд. Теперь в Формуле 1 вновь выступает заводская команда немецкого автогиганта. Но кто знает, как она изменится через пару лет. Возможно, вновь изменит цвет, название, владельца. А возможно, «Мерседес» закрепится в Формуле 1 и откроется новая глава в становлении еще одной легендарной команды. Посмотрим…

Мерседес

---------------------------------

Спасибо за такой прекрасный обзор команды.

 

 

---------------------------------

История команды Макларен

История команды Вильямс

История команды Рено Ф1

ИСТОРИЯ КОМАНДЫ Заубер Моторспорт

---------------------------------

Все посты про команду Мерседес