4 мин.

20-й Первомай

А когда, если не сегодня, начать эту серию статей про формулу? Я собирался сделать это пару месяцев назад, но - как обычно, то да сё... Скажу прямо - огромных простыней вам не обещаю, да и "патрубки выхлопной системы" (как сказал один коллега!) меня интересуют меньше, чем многое другое. Вобщем, после публикации пары-тройки заметок я решу - завязать или продолжить. Первую заметку посвящу тому, о чём глупо промолчать в этот майский день. Да-да, именно об автодроме имени Энцо и Дино Феррари...

"Как банально и уже достало!" - скажут многие. И доля правды в ваших словах будет. Но только лишь доля... Прошу прощения сразу за некоторую сумбурность ниженаписанного текста, но это следствие эмоциональности, ведь я всё же живой человек, не чуждый ни любви, ни ненависти... Кто-то закричит - "Да вы достали уже, с вашим трёхкратным! Сколько можно!!". Или, например, ещё говорят - "Кто вспомнит через несколько лет, что в Австралии-14 фактически на подиуме стоял Даниэль Рикьярдо... Всё равно очки за второе место получил Кевин Магнуссен!". Так-то оно так, да не совсем... Память болельщиков в хорошем смысле - избирательная штука. Голая статистика не всегда решает, как ни странно. И самым лучшим примером служат события почти вчерашние. Сравнивая двух 4-х кратных чемпионов - чьи вью вам интереснее читать? Сколько действительно трудных побед "на зубах" и просто захватывающих гонок у каждого? Вот, а вы говорите... Иначе зачем постоянно оправдываться?

Можем ли мы абсолютно серьезно (без улыбки!) сказать, что Михаэль Шумахер практически в два раза лучше любого другого пилота (91 - 51), как гонщик?! А Биг Найдж в три раза хуже Красного Барона?! Не абсурдна ли такая постановка вопроса? Мне кажется - абсурдна. Разве три титула Нельсона Пике (того, настоящего!) менее значимы чем два титула Фернандо Алонсо (если брать число побед)?! Или кто-то считает, что Мэнселл, получив один-единственный (наконец-то!) титул всё-таки достиг уровеня, скажем, Росберга или Алана Джонса?.. Вот и я так не думаю. А разве выиграв свой шестой титул немец стал "в два раза круче", чем любой из 3-кратных чемпионов?! Уверен, он сам бы рассмеялся при этих словах. Поэтому в цифрах нет ничего выдающегося, особенно в наше время. Говоря именно о чистом пилотаже на трассе, можно выделить около 5-10 гениальных пилотов за последние 30 лет и назвать "самого ВЕЛИКОГО" затруднительно. ИМХО, разумеется.

Волшебник выделялся другим... Чем-то тем, что я старательно ищу у современных гонщиков "Большого Цирка", раз за разом перечитывая их скупые и стерильные вью, пытаюсь найти искру Божию в каждом из них... и не нахожу почти никогда... Чем более я узнаю личность Айртона как человека (а не как пилота!), тем более интересным для меня он становится. Год от года. Я постоянно нахожу что-то новое. Прочитав вью Сида Уоткинса о поездке Волшебника в Шотландию, я почувствовал, что вот оно - одно из недостающих звеньев! Это то, что я искал давно! Жаль, что пока невозможно найти подробную инфу об этой беседе. Возможно, один из тех детей, что присутствовали там, расскажет что-то позже... Кто-то сказал - "Он был великим пилотом на трассе, но ещё более великим человеком вне её...". И вот в этом квинтэссенция! Возможно, это слова Рона или Джо Рамиреса. Впрочем, я не уверен.

Я, как и все вы, помню тот день... и два предыдущих тоже... Помню вылет Симтека Роланда в прямом эфире в повороте Villeneuve и разумеется, как и многие, я был раздражён лишь задержкой квалы... Мне было лишь 15 лет в те выходные.. не судите меня строго за эти глупые подростковые эмоции... Не только я, но и большинство тех пилотов никогда не видели смерть на трассе. Слишком много лет прошло с последнего случая. До тех дней мы все разучились бояться за них...

И все-таки многие почему-то (?!) по-прежнему скорбят по той, "несовременной" Формуле. С монеткой Рона, которая решила судьбу $1,5 млн. С пилотами, чьи амбиции легко одерживали верх над командными интересами. С белым Толеман-Харт (уровня нынешнего Заубера!), пробирающимся сквозь потоки воды по улицам Монте-Карло к первому месту... который вёл к заслуженной победе новичок чемпионата. С невероятным первым кругом в Доннингтоне, которого не могло быть в таком виде ну просто никак - но он был... С гонщиком, который, попав в "Формулу-1", сказал, что сама по себе она ему нисколько не интересна, потому, что интересно в этом мире может быть только одно - быть лучшим.

Но Волшебник оказался таким же уязвимым, как и каждый из нас... Незадолго до Имолы он скажет: "Думаю, любому человеку идеально было бы иметь две жизни - одну, чтобы учиться, вторую, чтобы не допускать тех ошибок, которые он совершил в первой". Я тоже часто об этом думаю.. да, это было бы идеально...

Сегодня пересмотрю фильм. И вам советую, потратьте 2 часа 42 минуты времени своей жизни и взгляните на жизнь человека, который считал необходимым выскочить из машины и помочь малознакомому коллеге, несмотря на проносящиеся мимо болиды... Известны слова Мартина Брандла о том, что в Монако-94 его не покидало странное чувство — что Айртон где-то впереди, просто его, как всегда, очень сложно догнать...

А ещё мне не даёт покоя фраза Профессора: "В это утро он был каким-то другим... и так странно посмотрел на меня, когда я уходил..."