9 мин.

Крашгейт-2008. Позорная страница в Формуле-1

 Полное видео с кадрами расследования и драмой в конце сезона

2 ноября 2008 года. Бразилия, Сан-Паулу. Трасса Интерлагос

Перед гонкой лидер чемпионата Льюис Хэмилтон на 7 очков (94 против 87) опережал Фелипе Массу, занимающего второе место. Масса должен был финишировать в первой двойке, чтобы выиграть чемпионат.

Гонка выдалась крайне сложная, это был настоящий триллер со сменой погоды, вылетами с трассы, а также с главным – развязкой всего сезона!

Масса выиграл гонку, осталось лишь дождаться финиша Хэмилтона… Льюис Хэмилтон – пятый! Британец прошел в последнем повороте уступавшего всем по 20 секунд с круга Тимо Глока и занял спасительное пятое место на финише, удержав лидерство и выиграв титул с преимуществом в один зачетный бал.

Разочарованию Массы не было предела. Он мог стать лишь вторым гонщиком в истории Ф1, кто смог завоевать титул перед родной публикой. Первым был Нино Фарина, в первом же сезоне Ф1 – 1950 года.

Фелипе было из-за чего убиваться. В самый разгар борьбы с Хэмилтоном, в Сингапуре, бразилец мог выйти в лидеры личного зачета, но…

Очередное пресловутое «но» вмешалось в распределение мест личного зачета. Масса был в лидерах весь уик-енд, завоевав поул-позишн в квалификации, привезя Хэмилтону пол секунды в третьем сегменте.

Выиграл старт, лидировал до 14 круга, а потом произошла авария Нельсиньо Пике: бразилец разбил болид, в результате чего на следующем круге появилась машина безопасности, которая кардинально изменила ход гонки: лидеры заезда опустились вниз, шедшие сзади пилоты поднялись наверх.

Злоключения Массы начались именно во время пит-стопа: во время первого пит-стопа , механик слишком рано подал бразильцу зелёный свет и он выехал из боксов вместе с заправочным шлангом, после чего остановился в конце пит-лейн, ждал пока механики обслужат его напарника Кими Райкконена, добегут до него через весь пит-лейн и с большим трудом вынут заправочный шланг из его машины, в результате чего Фелипе потерял очень много времени и откатился в самый конец пелетона на последнее место.

Затем, после этого фарса,  судьи ещё и оштрафовали гонщика проездом по питлейну; все шансы на очки были потеряны. В результате выезда машины безопасности выиграли те, кто заехал в боксы раньше остальных. По счастливому стечению обстоятельств, Фернандо Алонсо выиграл больше всех. Испанец, благодаря классной работе командного мостика, заехал в боксы раньше всех на 12-м круге, аккурат до аварии Пике, поднялся с 15 места на 5-е, а потом благодаря оттянутому второму пит-стопу вышел на 1 место и выиграл гонку. Нико Росберг (Williams), занял второе место на подиуме, а Льюис Хэмилтон (McLaren) отброшенный после первого пит-стопа на 8 место пришёл к финишу третьим.

Довольно занятное совпадение, таки-удачное совпадение для команды Renault: их второй пилот разбивает болид, из-за труднодоступного места убрать обломки и болид без машины безопасности нереально, а тут еще и Алонсо, который заехал в боксы аккурат перед аварией Пике.

Везет сильнейшим, подумаете вы?

Так думали многие, вплоть до 3 августа 2009 года.

Утверждения Пике

Нужно признать, что информация для прессы стала просачиваться несколько позже, чем было на самом деле. 3 августа 2009 года, во время летней паузы, стало известно об увольнении Нельсона Пике-младшего из команды Renault. Чуть позже, уже в сроки проведения гонки в Спа, в конце августа, история о ГП Сингапура - 2008 фактически стала достоянием общественности.

3 августа Пике опубликовал заявление, подтверждающее, что он был уволен из Renault. Однако, еще 26 июля отец Пике, Нельсон-старший, сообщил FIA, что его сын хочет сделать заявление в отношении некоторого инцидента, связанного с Гран При Сингапура прошлого года. Таким образом, нехитрый подсчет помогает нам понять: за пять дней до того, как Пике объявил о своем увольнении, бразилец предоставил FIA подписанное заявление, в котором утверждал:

  • Его попросил Флавио Бриаторе и технический директор команды Пэт Симондс преднамеренно разбить свою машину в Сингапуре в пользу Алонсо;

  • Симондс, в присутствии Бриаторе, спросил Нельсона, не хочу ли он пожертвовать своей гонкой за команду, вызвав машину безопасности;

  • Бриаторе также  согласился с этим предложением и настаивал на подстроенной аварии на 13/14 круге гонки;

  • После встречи с Бриаторе и Симондсом, последний отвел Пике-младшего в тихий угол и, используя карту, указал бразильцу точное место, где болид должен был разбит, потому что в том месте не было никаких кранов, которые могли бы эвакуировать разбитый болид с трассы. Авария, как сказал Симондс, однозначно потребует выхода машины безопасности на трассу;

  • Симондс сказал Пике, что стратегия, которая будет применяться для Алонсо, стартовавшего 15-м, обеспечит ему очень легкий болид на старте, и что Алонсо, таким образом, будет прорываться до аварии Пике, в то время как другие этого не сделают, что позволит Алонсо занять позицию близко к лидерам на трассе;

  • По словам Нельсона Пике, он был в «очень хрупком и эмоциональном состоянии» из-за сильного стресса из-за того, так как г-н Бриаторе отказывался говорить бразильцу о продлении контракта на 2009 год, манипулируя данной ситуацией;

  • В свое оправдание, Нельсон утверждал, что согласился на подобную авантюру из-за банальной неуверенности в своем будущем в Ф1;

  • Также известно, что бразилец неоднократно просил команду подтвердить круг, на котором он был, чтобы сделать все наверняка;

  • В конце-концов, Бриаторе осторожно сказал «спасибо» после окончания гонки, но больше тема с преднамеренным столкновением не поднималась вовсе, ни Бриаторе, ни Симондсом.

 FIA сразу же организовала расследование, в ходе которого подтвердились слова Нельсона Пике, а также появились доказательства воздействий Бриаторе и Симондса на преднамеренную аварию.

После того, как FIA обвинила Бриаторе и Симондса в нечестной игре, в Renault поспешили попрощаться с обоими фигурантами дела. Через неделю после обвинения французская команда, находившаяся в достаточно сложном финансовом положении, получила еще один удар: главные спонсоры ING и Mutua Madrilena покинули французов. По иронии судьбы исход спонсоров случился как раз накануне Гран При Сингапура.

Нельсон Пике признал, что не был в курсе, замешан ли Алонсо в этой схеме, однако предположил, что у испанца априори должны были возникнуть вопросы о том, почему при старте с 15-го места для него выбрали тактику короткого первого отрезка на трассе, где почти невозможно обгонять.

Вина Фернандо так и не была доказана: FIA не получила доказательств относительно того, что испанец или его механики что-либо знали о схеме. После вынесения вердикта Масса заявил, что Алонсо, несомненно, был в курсе дела, хотя через некоторое время констатировал, что его обвинения основывались лишь на догадках.

Пике-младший за свое чистосердечное признание был оправдан, избежав наказания, однако именно бразилец понес наибольший имиджевый урон из всех.

Последствия для участников

Нельсона был талантлив, быстр на трассе, имел большие связи, но лишился всего в один миг – сначала он согласился на обман (а по версии Симондса, и вовсе сам предложил такую схему действий), затем на протяжении года смиренно носил в себе эту тайну, после чего решил отомстить Бриаторе, сдав бывшего менеджера с потрохами за то, что тот выгнал его из команды за неудовлетворительные результаты.

После того, как дело было закрыто, Нельсон говорил, что к нему проявляют интерес команды Ф1, но в реальности ситуация обстояла иначе. Ни одна из команд не желала иметь с ним дело и в возрасте 24-х лет он отправился за океан в NASCAR.

Нельсон вернулся в европейские гонки только в 2014-м, выиграв дебютный сезон в истории Формулы Е.

Что касается других действующих лиц, то как ни странно, Флавио Бриаторе не признал свою вину, из-за чего получил пожизненную дисквалификацию, с запретом на посещение паддока, а также с запретом на занимание должности менеджера и управленца в командах. Немногим позже, в суде итальянец добился сокращения срока дисквалификации до пяти лет, но так и не вернулся в Ф1, лишь изредка напоминая о себе в интервью на тему «раньше было лучше».

Пэт Симондс вернулся в Формулу-1 в странной роли консультанта команды Virgin-Manor в 2011, затем перешел в  Williams в 2013-м, став техническим директором команды Фрэнка Уилльямса, а в декабре 2016 года покинул пост технического директора команды из Гроува. С марта 2017 года Пэт работает экспертом на телеканале Sky Sports.

Заключение

Забавная деталь после гонки в Сингапуре, 2008. Уик-эндом остались довольны все, кроме Луки ди Монтедземоло, который классически обругал конфигурацию круга в Сингапуре и назвал это «клоунадой», а не трассой, и Массы, который сразу после гонки отправился выяснять отношения с руководителем Renault Флавио Бриаторе, заподозрив того в нечестной игре.

В Ф1 неоднократно возникали ситуации, когда гонщики были убеждены в заговоре против себя, но в 99% случаев это были просто эмоции. Однако, к сожалению, чутье Массу не подвело, а в конце сезона Фелипе упустил титул на родине, в Бразилии.

Кто знает, быть может, через пару лет мы узнаем еще что-то подобное?

Подпишись на канал Eddie`s F1 Vision и узнавай новое о формульном закулисье!

Stay Tuned!