8 мин.

Дэн Бланк. «IQ в футболе». Тезисно. Мнение

В процессе чтения данной книги я вспоминал один разговор с футбольным тренером. Ему довелось поработать в европейских глубинках, увидеть футбольную культуру изнутри, познать работу в трудных условиях, однако национальный чемпионат был настолько низок по уровню развития и популярности, что этот тренер собрал вещи и уехал в Россию… столкнувшись здесь с подобными проблемами.

Одно было неизменно: люди хотят играть в футбол везде, каждый ребенок мечтает стать футболистом, но проблема в том, по его мнению, что 70% успеха – это не трудолюбие, а «футбольное мышление».

Для меня по-прежнему является диким наличие таких терминов в футбольном лексиконе: «талант», «видение поля», «футбольное мышление» и т.п. Но диким для меня их делает не упование на врожденные навыки футболиста, а то, как тренеры «прикрывают» свою некомпетентность ими. Мол, «ему не дано видеть поле», «ему не дан талант, потому вряд ли заиграет». Это вызывает отвращение, ведь это показатель того, что тренер останавливается в развитии. 

Книга Дэна Бланка IQ в футболе раскрывает мелочи игрового процесса. Автор затронул темы, которым тренеры (особенно советских времен) не уделяют должного внимания. Если Вы долгое время играете в футбол, то гарантирую, что до некоторых вещей, описанных в этой книге, вы уже дошли. Но даже в этом случае Вам будет приятно узнать, что тренер успешных команд, решившийся написать книгу, признанную во всем мире, думает так же, как и Вы.

 Запомнившиеся моменты тезисно:

�а��инки по зап�о�� �ин�� в ���боле

1) «Не облегчать игру защитнику оппонента». Тривиально, но за этой фразой скрыт ряд тонкостей. Как часто вы замечали, что игрок принимает передачу, обрабатывая мяч в сторону опекуна? Как часто вы изначально располагались спиной к чужим воротам в момент развития собственной атаки? Как часто вместо того, чтобы рискнуть и начать резать угол к чужим воротам, вы обыгрывали в край и стремительный контрвыпад оканчивался ничем? Автор негодует, когда даже профессиональные футболисты совершают данные действия, которые в конечном счете не приводят к созданию опасного момента, да еще и чреваты потерей мяча. «Игроку следует передача, его опекун находится в 10-ти метрах от него… и он обрабатывает мяч в сторону опекуна. Зачем? Эти 10-ть метров должен был преодолеть защитник, а вы облегчили ему его работу!». «Оппонент получает мяч лицом к своим воротам у собственной штрафной, вы давите на него, не даете развернуться и… бьете ему по ногам, нарушая правила. Болван! Он был в ловушке, на грани потери мяча, а вы позволили ему выйти сухим из воды!».

Также запомнилась глава с продольной передачей на фланге в лицевую. Автор предложил делать пас в центр, чтобы защитникам пришлось перестраиваться и заботиться не только о развитии вашей атаки, но и о возможном ее завершении. Когда защитники оппонента начинают много общаться и всячески взаимодействовать в оборонительной фазе – это уже хорошо!

�а��инки по зап�о�� Ук��вание м��а ко�п��ом

2) «Не усложнять игру для своих партнеров». Думаю, история про «бедняжку Дженни» облетела уже всю сеть. В источниках, популярных среди тренеров, она встречается неоднократно. Звучит она приблизительно так: Дженни находится под прессингом на фланге, спиной к чужим воротам у своей штрафной. Она не может поднять голову, предложения для передачи назад не поступают, а вы, находясь в центральном круге вопите: «Дженни! Дженни! ДЖЕННИ!». Простите, Дженни прекрасно знает, как ее зовут. Но даже если вы клянетесь забить после ее передачи, она не сможет отдать вам этот чертов пас, потому что он нереальный. А знаете, что ей помогло бы? Подсказ, с кем можно сыграть: «Дай на Майка!», «В аут!», и т.п. В игре из уст должна вырываться только полезная для партнеров информация. Мне понравилась фраза автора: «Общайтесь на поле так, будто ваш партнер слепой».

Помимо данной ситуации в книге описаны моменты, когда атака теряет темп из-за одного паса в «неправильную ногу», как игроки загоняют партнеров в ловушку, когда не предлагают векторов для передачи, отдают передачи в зону прямого контакта с защитником и т.п.

Также понравилась глава «Вы хотите его убить?». Ваш правый хавбек совершил забег на чужую половину поля для поддержания атаки. Бежал 50 метров туда, но пришлось возвращаться, поскольку центрхав потерял мяч и теперь соперник несется на всех порах к вашим воротам... еще 50 метров. Хавбек возвращается обратно, в суматохе отбирает мяч и передает его вам. Вы видите пространство на его фланге в 20-ти метрах от него. Не желая искать других вариантов, вы делаете диагональ в это пространство, чтобы он развил контратаку. Вы хотите его убить?». Комментарии не нужны, все до смешного очевидно.

3) «Честных футболистов не существует». Помните интервью Хави о важности пространства и времени в футболе? Именно это нужно писать во всех методичках, а не государственные стандарты, планы и количество часов на отработку навыков. Как создать пространство для себя и выиграть время в игре? Только хитростью. Обманное движение перед приемом мяча, выход на вектор для передачи после обманного движения, обман взглядом, ложные замахи… Поверьте на этом «свет клином не сошелся». Очень много хитростей, когда мяч вне игры, начиная с общения с судьей, заканчивая тонкостями затягивания времени при ведении в счете. Это кажется очевидным, но после прочтения я задал вопрос сам себе: «А как часто так делаю я и мои подопечные?».

Хитрость – признак разума. Очень часто я вспоминаю интервью с Хави, особенно когда подбираю упражнения для следующей тренировки. Несмотря на то, что у детей нет четкого представления о том, что такое «пространство» и «время», что нужно учить честности, я убежден, что хитрость футбольную нужно прививать с первого касания мяча, чтобы футболист сразу начинал играть с умом, а уже затем сердцем. Добавить эмоций разуму – не проблема, а вот научиться действовать разумно на фоне эмоций – чертовски тяжело. Вы не поверите, как это трогательно, когда перед приемом мяча ваш подопечный делает ложное движение за спину соперника! После такого думаешь: «Все, я заканчиваю с тренерской работой, потому что надо уходить на пике, очевидно».

�а��инки по зап�о�� �ойе� иг�а ногами

4) «Лучший способ сохранить владение – исключить вероятность провала». До сей поры я не задумывался над тем, что вбрасывание – лишь 50% успеха. Потому аут – не всегда лучшая мысль. К подобным вещам относятся удары с дистанции в 30 метров, выносы голкипером от ворот (спасибо обновленным правилам FIFA!), отсутствие набегания на ворота соперника после удара, подачи в штрафную, когда там нет адресата и т.п.

Невозможно обойти стороной главу «Нереальный пас». Представьте, вы – таргетмен, в чьи обязанности входит обработка мяча перед штрафной оппонента (или даже ниже) и сброс его набегающим партнерам. Вы принимаете мяч спиной к чужим воротам, на вас «висит» игрок, а ваш партнер так увлекся рывком вдоль фланга, что убежал в зону за вашей спиной, т.е. за пределами вашей видимости. Он, конечно, эгоист, но, если вы все же попытаетесь отдать на него передачу из такой неудобной для вас позиции, вы не лучше, поскольку в случае ошибки вы не просто отдадите владение, вы обрежете себя и вашего партнера. По опыту, такие передачи, бывает, проходят. Да и делается это с целью отвоевания дополнительных метров при наступлении на ворота противника, но ошибки все же происходят чаще.

В общем, этот тезис подкрепляется вышеуказанными. Вероятность провала снижается, если вы стараетесь создать численное большинство при владении, если вы не дадите передачу, которая поставит вашего партнера в открытое единоборство в момент приема или не попытаетесь отдать «нереальный пас».

�а��инки по зап�о�� ��е��инг гва�диола

5) «Прессинг – золотая жила». Что касается правила «5 секунд», то оно, разумеется, упоминается в данной книге. В целом, переходная фаза игры – один из трендов современного футбола, уравнивающий фаворитов и аутсайдеров. Это системообразующий фактор, что подробно описано также в методичке FIFA.

Тем не менее, ранее я размышлял о прессинге как о вещи, которая требует высокого уровня работоспособности от игрока. У автора иная точка зрения, которой невозможно не симпатизировать. Во главе «Пять или пятьдесят» затронута ситуация зарождения контратаки противника. Автор указывает, что, если вы быстро займете положение между соперником и вашими воротами с форой в 5 метров, вы отобьете у него интерес к поддержанию атаки.  Если же вы не добьетесь этого, он рванет к вашим воротам и вместо 5-ти метров вам придется нестись 50. Пожалуй, и эту ситуацию можно использовать в качестве ответа на вопрос о пространстве и времени в футболе.

Выше изложены лишь технико-тактические аспекты, но книга также содержит стратегические и управленческие советы, которые позволяют взглянуть с разных сторон на строение и процесс игры. Скорее всего, Вам попадутся главы, с которыми Вы не согласитесь. У меня таковой была глава про подкаты.

Тренерам юных футболистов – обязательно к прочтению. Помимо постановки вопроса и ситуативного описания, автор предлагает упражнения и советы, которые позволяют решать данные вопросы. Помните, даже если общепринятое мнение утверждает, что тренер способен помочь футболисту лишь на 15-20% в его становлении, вы должны организовать учебный процесс так, будто все зависит от Вас! Как и на поле: «Давать информацию так, будто ваш партнер слепой».

 Спасибо за прочтение! Делитесь мыслями!