8 мин.

Знакомство с командными радарами от StatsBomb через сравнение Манчестер Сити и ПСЖ в рамках Лиги чемпионов

В предыдущих статьях в моем блоге рассматривались примеры индивидуальных радаров, которые стали популярным инструментом для визуального представления метрик футболистов, играющих на одной позиции. Такие радары удобны для получения общей картины о качестве статистических показателей конкретного игрока и для сравнения футболистов друг с другом. Помимо такого применения, радары стали использовать в том числе для сравнения целых команд друг с другом.

На данный момент выделяют два основных типа командных радаров - атакующий радар, который учитывает атакующие метрики, и оборонительный радар, на котором представлены оборонительные статистические показатели соответственно. По таким радарам можно оценивать динамику совокупного изменения показателей команды год к году или в течение сезона, а также сравнивать команды друг с другом.

Ниже приводятся примеры командных радаров для сравнения статистических показателей Манчестер Сити и ПСЖ в рамках Лиги чемпионов 2020-2021 перед первым полуфинальным матчем.

Атакующий командный радар

Все правила построения шаблона для командных радаров полностью соответствуют тем, которые StatsBomb применяет при построении индивидуальных радаров футболистов.

  • Границы радара определяются на основе данных по последним 5 сезонам TOP-5 европейских чемпионатов.

  • Все метрики усредняются для 90 минут игрового времени

  • На радаре отдельно выделяют внешнюю и внутреннюю границы, которые отделяют 95-ый и 5-ый процентиль распределения для каждой метрики.

  • Если абсолютное значение метрики превышает верхнюю границу радара, то это значит, что футболист вошел в TOP 5% игроков по данной метрике и на радаре значение метрики для него отмечается на внешней границе, несмотря на то что фактически превышает ее.

  • Если абсолютное значение метрики находится ниже внутренней границы радара, то это значит, что футболист вошел в 5% игроков с наихудшими результатами по данной метрике.

Метрики, отображаемые на атакующем шаблоне

  • xG - ожидаемые голы, оценка получается путем суммирования xG для каждого удара всех игроков команды. Далее полученное значение делится на общее кол-во проведенных минут на поле и умножается на 90. В результате получаем средний показатель за матч (за 90 минут). Для других метрик калькуляции проводятся аналогично.

  • Shots - среднее количество ударов за матч

  • xG/Shot - ожидаемые голы для одного удара в среднем за игру, данная метрика рассчитывается путем деления общего командного xG за матч на общее кол-во ударов за матч (Shot) и отражает среднюю опасность каждого удара.

  • Counter Attacking Shots (CA Shots) - удары, нанесенные в ходе контратак. Данная метрика учитывает удары, которые наносятся во владении, которое начинается на чужой половине и заканчивается ударом в течение следующих 15 секунд.

  • Set Piece xG (SP xG) - шансы, созданные со стандартов. Данные показатель учитывает xG от ударов, которые были нанесены непосредственно после розыгрыша углового, подачи со штрафного или вбрасывания из аута, а также xG прямых ударов со штрафных.

  • High press shots (HP Shots) - удары, нанесенные после давления/прессинга. Данная метрика учитывает удары, которые наносятся во владении, которое начиналось в результате прессинга или других оборонительных действий рассматриваемой команды. Если в течение 5 секунд после оказанного давления на игрока соперника удалось забрать мяч и далее в ходе возникшего владения удалось нанести удар, то это будет отражено в рассматриваемой метрике.

  • Clear Shots - удары, нанесенные "с игры" (open play), когда бьющий игрок остается один на один с вратарем и наносит удар без давления со стороны игроков соперника.

  • Goalkeeper Pass Length - средняя длина передач вратарей, измеряется в метрах. Данная метрика оценивается тем выше, чем короче становятся передачи у вратаря, т.е. чем меньше он делает длинных передач.

  • Box Cross% - доля навесов среди всех передач в штрафную соперника. Данная метрика оценивается тем выше, чем чаще команда играет низом и чем меньше делает кроссов в штрафную площадь.

Ниже приведены абсолютные значения метрик и соответствующие процентили.

Почти по всем метрикам показатели МС оказываются выше, чем показатели ПСЖ. Но несмотря на то, что общее xG и количество создаваемых ударов у парижан ниже, чем у команды из Манчестера, эффективность ударов ПСЖ все же оказывается несколько выше - 0.14 xG на удар, против 0.12 у МС. По данному показателю французы входят в 3% лучших команд за последние 5 лет в TOP-5 европейских лигах.

Еще один атакующий показатель, по которому парижане значительно превосходят своих конкурентов, - Counter Attacking Shots. В среднем за игру в текущем розыгрыше Лиги чемпионов ПСЖ создает 1.2 удара в результате использования прессинга и отборов на чужой половине, в то время как МС создает в два раза меньше таких ударов.

Процентильное значение рассматриваемой метрики у парижан довольно среднее - 65-процентиль, поэтому нельзя говорить о том, что ПСЖ создает много моментов в результате контратак, тем более, если оценить долю таких ударов от общего числа (1.2/11.5), то окажется, что Counter Attacking Shots составляет только 10% всех ударов. При данном сравнении более явно бросается в глаза низкое процентильное значение у МС - 12-ый процентиль. Если оценить долю таких ударов от общего числа у англичан (0.6/13.9), то оказывается, что только 4% ударов МС наносятся в результате контратак, т.е. МС создает большую часть своих моментов непосредственно из позиционного владения и даже в случае отборов на чужой половине довольно редко конвертирует свое владение в стремительные атаки с попыткой удара, чаще переводя такое владения в более длительные позиционные атаки.

Достаточно высокое значение метрики High press shots у МС отчасти подтверждает тезис из последнего абзаца. Данная метрика указывает на то, что 3.8 ударов за игру наносятся из владения, которое началось в результате прессинга. Это почти 30% всех ударов. Данный показатель косвенно свидетельствует о том, что команда часто использует активный прессинг.

Остальные атакующие метрики МС наверняка не вызывают удивления, оказываются ожидаемо высокими и не требует дополнительных комментариев.

Оборонительный командный радар

Для оборонительного радара частично используются такие же метрики, что и для атакующего, только рассматриваются применительно к моментам, которые создают соперники. Для показателей xG, xG/Shot, Shots, CA Shots, Clear Shots и SP xG на радаре добавляется слово Conceded, что указывает на то, что они учитывают эффективность действий соперников по отношению к рассматриваемой команде, т.е. xG Conceded - средний xG за игру, который создают соперники, а Shots Conceded - сколько в среднем за игру соперники бьют по воротам и т д.

Дополнительные метрики, используемые на оборонительном радаре:

  • Opposition passing% - средний процент точных передач соперников. Более низкие значения данной метрики могут отражать то, что соперникам сложно отдавать точные передачи ввиду высокого давления обороняющейся команды.

  • Aggression - "агрессивность" оборонительных действий. Данная метрика рассчитывает долю передач соперников, для которых на игрока принимающего мяч было оказано давление или совершено какое-то оборонительное действие (перехват, подкат, фол) в момент приема. Чем выше значение данной метрики, тем более плотно играют футболисты со своими оппонентами в момент приема мяча.

  • Defensive distance - среднее расстояние от своих ворот, на котором совершаются оборонительные действия, измеряется в метрах. Чем больше это значение, тем дальше от своих ворот совершаются оборонительные действия, что делает их менее опасными.

  • Passes / Defensive Action (PPDA - pass per defensive action) - данная метрика рассчитывает среднее количество передач, которые делает команда соперника перед каким-либо оборонительным действием обороняющейся команды, для которой рассматривается радар. Чем меньше данное значение, тем менее длительные цепочки передач без давления позволяет команда своим соперникам.

Ниже приведены абсолютные значения метрик и соответствующие процентили.

Можно наблюдать тотальное превосходство МС над ПСЖ по всем оборонительным метрикам, кроме Aggression и Opposition passing%.

Aggression отражает процент передач соперников, которые сопровождались оборонительными действиями со стороны рассматриваемой команды прямо в моменте приема мяча и для обеих команд является довольно низкой. Тоже касается и метрики Opposition passing%, по которой абсолютные значения, демонстрируемые командами, почти равны, но процентильное значение у МС чуть выше, чем у ПСЖ.

Отдельно стоит отметить, что по трем метрикам англичане демонстрируют значения, соответствующие 100-му процентилю.

  • В текущем сезоне Лиги чемпионов Манчестер Сити позволяет в среднем за матч создавать 0.42 xG у своих ворот! Данное значение оказывается ниже, чем минимальное, которое использовалось для построения шаблона радара. Другими словами, за последние 5 лет в TOP-5 европейских чемпионатах никто не демонстрировал более низкие значения.

  • По среднему количеству допущенных ударов (Shots Conceded) и по количеству ударов, когда бьющий игрок остается 1 на 1 с вратарем без давления (Clear Shot Conceded), МС также демонстрирует исторический минимум.

Еще по двум метрикам значения команды из Манчестера соответствуют 99-му процентилю.

  • По метрике Set Piece xG Conceded МС показывает 0.06 xG за игру. Это значит, что англичане позволяют создавать со стандартов только 0.06 xG за матч. По данному показателю МС входит в 1% лучших команд в Европе за последние 5 лет.

  • По метрике Defensive distance МС также входит в 1% лучших европейских команд. Среднее расстояние от ворот на котором Сити совершает оборонительные действия составляет ~54 метра, что на 12 метров больше, чем у парижан.

Если сравнивать обе команды через сухой набор статистических показателей, доступных до начала полуфинального противостояния между ними, то можно отметить превосходство МС над ПСЖ как по атакующим, так и по оборонительным метрикам, причем по некотором оборонительным показателям наблюдается абсолютное доминирование как над ПСЖ, так и над другими европейскими командами.

Радар футболиста - идея, пришедшая из NBA и ставшая стандартом для визуализации метрик в футбольной аналитике

Источник Фото - ссылка.