4 мин.

Президента «Стандарда» подозревают в отмывании денег и уклонении от налогов. В его доме и на стадионе прошли обыски

В среду рано утром полиция Льежа нагрянула с обыском в дом президента «Стандарда» Бруно Венанци и на стадион льежского клуба. По данным бельгийской прессы, федеральная прокуратура запросила и получила ордер в рамках расследования в отношении близкого друга Венанци — футбольного агента Кристофа Энроте, который, в частности, представляет интересы Тибо Куртуа, Янника Феррейры Карраско и Кевина Миральяса.

В сентябре прошлого года Энроте арестовали по подозрению в отмывании денег, коррупции, бандформировании и подделке подписей. В ходе обыска в его родном Монако полиция изъяла 7 миллионов евро и арестовала имущество: лодку, три спорткара и две квартиры. Через две недели Кристоф вышел на свободу под залог в 250 тысяч евро и подписку о невыезде. Федеральный прокурор Бельгии потребовал экстрадировать Энроте, однако процесс затянулся из-за того, что Монако не входит в Европейский союз.

Ещё раньше, в апреле 2019 года, обыски прошли на базе «Андерлехта» и в штаб-квартире Королевской футбольной ассоциации Бельгии. Прокуратура искала нарушения при оформлении трансферов Александра Митровича и Шанселя Мбемба из «Ньюкасл Юнайтед», которыми занимался Энроте. Кроме того, именно Кристоф в 2017 году организовал переход Юри Тилеманса из «Андерлехта» в «Монако». В прошлом его клиентами были ван Бюйтен и Лукаку. Впоследствии Даниэль завершил карьеру, а Ромелу отказался от услуг Энроте в пользу Мино Райолы.

Но если сделки с участием «Андерлехта» для Энроте — просто работа, то «Стандард» — другое дело. Кристоф дружит с президентом льежского клуба. Он занимался трансферами Кристиана Люиндамы из «Галатасарая» и Коллинза Фэ из бухарестского «Динамо». Прокуратуру заинтересовало, сколько посредников участвовало в сделках и какие документы регламентировали сумму комиссионного вознаграждения.

«На объектах клуба и в резиденции председателя Бруно Венанци в рамках расследования в отношении агента Кристофа Энроте прошли обыски, — подтвердил «Стандард» в коротком пресс-релизе. — Мы хотим оказать максимальное содействие следствию и надеемся, что скоро ситуация прояснится». По словам адвоката Энроте, его клиент ожидает экстрадиции из Монако и ответственно заявляет, что он, как и Венанци, не совершал абсолютно никаких мошеннических действий. 

Кроме того, ведётся расследование нарушений при переходе Эдмилсона Жуниора из «Стандарда» в катарский «Аль-Духаиль» летом 2018 года. Оно началось после того, как «Сент-Трюйден» обратился в прокуратуру с жалобой на «Стандард» и Венанци. Стоп, при чём тут «Сент-Трюйден»? Дело в том, что в январе 2016 года Эдмилсон-Жуниор перешёл в «Стандард» как раз оттуда за 1,2 миллиона евро. Согласно контракту, «Сент-Трюйден» получил право на 40% от суммы, на которую увеличится трансферная стоимость футболиста при перепродаже. 

Венанци неоднократно пытался полностью выкупить права на игрока, чтобы потом не платить третьей стороне, но так и не смог уговорить генерального директора «Сент-Трюйдена» Такаюки Такэиси. Спустя 2,5 года Эдмилсон Жуниор уехал в Катар за 2 миллиона евро. В «Сент-Трюйдене» заподозрили неладное: 22-летний вингер, забивший 11 голов и сделавший 5 голевых передач, выигравший Кубок Бельгии и ставший вице-чемпионом страны, вроде как должен стоить дороже.

Венанци в ответ продемонстрировал официальный документ из Системы регистрации трансферов FIFA, но «Сент-Трюйден» по-прежнему подозревает «Стандард» в обмане. Масла в огонь подлил другой футбольный агент, заявив, что «Стандард» согласился на 2 миллиона от «Аль-Духаиля», хотя «Фиорентина» была готова заплатить целых пять.

Журналисты Sport / Voetbalmagazine выяснили, что параллельно клубы заключили ещё одну сделку. Катарский клуб заплатил 3,2 миллиона евро за то, чтобы «Стандард» провёл зимние сборы в январе 2019 года не где-нибудь, а именно в Дохе. В итоге льежский клуб отправился в испанскую Марбелью — то есть либо не выполнил условия контракта, либо само соглашение было чистой формальностью. Учитывая, что «Аль-Духаиль» не спешит судиться со «Стандардом», вариантов остаётся немного.

Так или иначе, в почтовых переговорах по трансферу фигурировали «прочие выплаты». Авторы расследования считают, что «Стандард» за несуществующие услуги получил сверху 3,2 миллиона евро, а общая трансферная стоимость Эдмилсона Жуниора составила 5,2 миллиона. Соответственно, «Сент-Трюйден» должен был получить не 320 тысяч евро, а на 1,28 миллиона больше. 

Как после трансфера Эдмилсона Жуниора ведёт себя «Стандард»? Он активно сотрудничает с «Сент-Трюйденом» на рынке, в том же году продаёт клубу полузащитника Алексиса де Сарта и вратаря Люку Пирара — возможно, чтобы замять дело. Вот ещё что подозрительно: в начале этого года в Доху на зимние сборы отправилась не первая, а молодёжная команда «Стандарда» до 21 года, а во время недавнего матча с «Андерлехтом» на поле домашнего стадиона «красных» развернули рекламную растяжку катарского «Аль-Духаиля». 

«Сент-Трюйден» намерен обратиться с жалобой в ФИФА. Если вину «Стандарда» признают на высшем уровне, клубу грозит наказание от штрафа до трансферного бана или отстранения от участия в еврокубках.