6 мин.

Страна, где умирает футбол. Андрей Вдовин - о том, почему России никогда не стать Исландией

За последние четверть века Исландия построила 15 крытых манежей и положила полторы сотни полей. За то же время в России умерло 300 профессиональных футбольных клубов, и это почти официальная статистика. Еще раз представьте себе эту цифру – 300 клубов. Это почти все, что надо знать, чтобы понимать, почему национальная команда 330-тысячной Исландии играет в 1/4 финала Евро. А у 146-миллионной России перед домашним чемпионатом мира вообще нет сборной.

 

мертвый футбол

***

300 умерших клубов. Это почти столько же, сколько сейчас профессиональных команд в Германии. И больше чем в два раза, чем в данный момент клубов в Италии.

Тур де Франс. Города EURO-2016

До 2018 года в Исландии, где средняя температура июля +11 градусов и восемь месяцев в году лежит снег, постелют еще дюжины полей и, возможно, выстроят еще один-два манежа. И сделают это на деньги коммун – так в стране называют муниципальные образования. И та страна, которая в конце 1990-х захлебывалась от алкоголизма и наркомании, но сделала правильный выбор и правильные выводы, на чемпионате мира 2018 года снова будет считаться победителем, какое бы место ни заняла ее сборная.   

И эта страна – не Россия. В России тем временем умрет еще пара десятков клубов. И если в тех самых «страшных 90-х» с ценой в 17 долларов за баррель нефти в стране было больше сотни команд, то сейчас, при 50 долларах, – на треть меньше, и немало из них – просто дубли больших клубов, выступающие во втором дивизионе.

У каждого из клубов-мертвецов своя история. Кемеровская область по размеру почти такая же, как Исландия. Но людей живет в ней в семь раз больше. У Исландии только в высшей лиге играет 12 команд. Последний профессиональный клуб Кузбасса – «Новокузнецк» -- скончался несколько месяцев назад, несмотря на все гарантийные письма городских властей. А перед этим трупами стали команды Кемерова, Прокопьевска, Междуреченска и та самая «Заря» из Ленинска-Кузнецкого, в которой играли Алексей Смертин и Сергей Кормильцев.

«Сибиряк» Братск во второй лиге дебютировал в 1998 году. Играл 14 сезонов, умудряясь обходиться скромным для зоны «Восток» бюджетом в районе 20-25 млн рублей. В сезоне-2013/14 все закончилось. В городе вроде бы не против возвращения в ПФЛ, но нужна поддержка на региональном уровне. Но по состоянию на конец июня не был даже решен вопрос по финансированию главного клуба области - иркутского «Байкала», и всем не до «Сибиряка».

 

Ироки Волги НН.jpg

***

«Химик» Дзержинск – одна из старейших команд второй лиги. В 2016 году клуб должен был отпраздновать свое 70-летие. Вместо праздника получились поминки: фанаты на одном из последних матчей команды вывесили баннер «В дусте больше 70 не живут». «Дуст» – неофициальное прозвище команды из «химического» города.

Официального свидетельства о смерти клуба еще не выписано. Учредитель «Химика» – администрация города – молчит, хотя финансирование команды прекратилось еще полгода назад. Второй круг сезона-2015/16, по ходу которого футболисты чуть не объявили забастовку, «Химик» жил за счет личных средств президента клуба Юрия Шумского.

«Мне обещали, что ситуация разрулится, финансирование будет открыто. Но чиновники – непостоянные люди. Сегодня им нравится футбол – они поддерживают футбол, завтра им нравится хоккей – они будут поддерживать хоккей, - говорит Шумский. - Страдает спорт: здесь нельзя формировать никакие долгосрочные программы. Вся проблема в том, что это отдано на откуп чиновникам, у которых нечеткое понимание развития спорта вообще и футбола в частности. Вот и сейчас де-факто «Химика» уже нет, но де-юре это еще никто не озвучил, не подписал, не объявил: акционеры хотят, чтобы эту негативную информацию до общественности донес кто-то другой. Понятно, что экономическая ситуация непростая. Но и не катастрофичная. В более тяжелые времена футбол в городе был, и сейчас резервы нашлись бы, если бы только было желание».

Снизу постучали. Кого можно назвать главными героями ФНЛ

15 июня уже было объявлено о расформировании нижегородской «Волги». Ранее умерли команды из Арзамаса, Выксы, Уреня, ФК «Нижний Новгород». Остался только «Олимпиец», основанный всего год назад. Зато сейчас в Нижнем Новгороде для кого-то строят стадион под чемпионат мира на 45 тысяч зрителей и стоимостью 17 млрд рублей. Годовой бюджет обычного клуба второго дивизиона составляет примерно 30 млн рублей. То есть этой суммы хватило бы, чтобы содержать одну команду, а вместе с ней школу и скромный стадиончик 500 лет.

 

Океан Находка

***

В Якутии уместилось бы девять Исландий и хватило бы места еще для пары Уэльсов. В Республике Саха есть даже два манежа - в Якутске и Нерюнгри. Чтобы приблизиться к исландцам, на такое количество населения должно быть порядка 40 манежей, но и те два – роскошь для российских регионов. И в Якутии нет ни одного футбольного клуба. Последний не смог даже дотянуть до завершения сезона-2015/16.

«Океан» Находка – легендарная команда для тех, кто помнит, как начинался чемпионат России. Два сумасшедших сезона в высшей лиге и голы Олега Гарина – бомбардира, который потом пару лет тащил семинский «Локомотив» к признанию. Профессиональный клуб «Океан» не существует вот уже несколько лет. Его нет даже в списках любительского первенства МРО «Дальний Восток».

И так 300 клубов. Кто-то возрождался и потом опять умирал. Кому-то очень повезло, и он смог выжить. А где-то сохранились детские футбольные школы, и это здорово. Но глупо, когда местные власти гордятся только тем, что земля еще не выжжена до конца и хватает совести не закрыть последние секции. Но когда в городе исчезает профессиональный футбол, через несколько лет начинают задаваться вопросы, зачем нам ДЮСШ и для кого в ней воспитывают игроков. И в конце концов страна, в которой сохранились только кружки «Юный техник» и исчезли все институты и университеты, никогда не полетит в космос. А если на карте России поставить крестики в тех городах, где теперь нет профессионального футбола, получится самое большое кладбище в мире.

***

Когда-то, школьниками, мы учили географию по турнирным таблицам чемпионатов разных стран. До сих пор указатели на дорогах Италии или Франции – это не просто названия городов. Фоджа – это не коммуна в регионе Апулия, а клуб, где зажигал Игорь Колыванов, и «Нанси» - это прежде всего первая команда Мишеля Платини и уж потом населенный пункт департамента Мерт. А по таблице чемпионата СССР высшей, первой и второй лиг (и городам в скобочках) мы учили столицы республик и их административные центры. Сейчас там остались бы только Москва, Питер и немного Краснодара.

Текст: Андрей Вдовин 

Фото: Global Look Press

Скачайте приложение еженедельника «Футбол»!                                                            

App Store: https://itunes.apple.com/ru/app/ezenedel-nik-futbol-zurnal/id957851524?mt=8                                                        

Google Play: https://play.google.com/store/apps/details?id=net.magtoapp.viewer.weeklyfootball&hl=ru

  

Аппстор
googleplay 90 минут