12 мин.

Командировка в команду: «Факел» Воронеж

 

ТЕРРИТОРИЯ ФУТБОЛА

 

 

«СВОЙ ПАРЕНЬ»  

В столице Черноземья бабье лето. Тепло, солнечно, сухо. Футбольными флюидами пропитываешься, подойдя к первому же киоску. «Игрок»?» -- выпучивает глаза женщина бальзаковского возраста в ответ на безобидный вопрос о наличии местного спортивного еженедельника. – Так его обычно сразу расхватывают. Завтра завезут уже новый номер. Хотя, нет, постойте: сегодня ж «Факел» играет, так что, скорее всего, выпуск задержат на сутки».  

Воронеж дышит футболом, даже несмотря на нескладное выступление обожаемой команды. За два дня своего пребывания в городе в этом я удостоверюсь еще не раз. Например, когда спортивный директор «Факела» Сергей Савченков устроит для заезжего корреспондента экскурсию и мы на его внедорожнике застрянем в пробке, а из двигающихся по встречной полосе автомобилей будут высовываться головы людей: «Викторыч, «Волгарь»-то обыграем? Мы придем, ну и вы постарайтесь. Удачи!» Савченков в Воронеже, конечно, известная личность. Он много лет отдал «Факелу» как игрок и как тренер, поработал и в других клубах, в частности в Липецке, Красноярске, Калининграде, Белгороде. Но, по его собственному признанию, такой футбольной атмосферы не встречал нигде.  

Игроки «Факела» перед матчем квартируют в Конгресс Отеле «Бенефит Плаза», возведенном посреди высоток в молодом районе Западный. С утра – предыгровая разминка на Центральном стадионе. К полудню команда возвращается обратно. Среди футболистов, ручейком струящихся из автобуса с номерным знаком «100», узнаю   знакомый профиль Любомира Кантонистова, отметившегося в составе сборной России в оборочном цикле ЧЕ-2004. С густой растительностью на лице он смахивает на хоккеиста, добравшегося минимум до полуфинала Кубка Стэнли. Для «Факела» предстоящий поединок, впрочем, не менее значим: сине-белые в российской истории ни разу не заглядывали в четвертьфинальную стадию кубка. На карту поставлена и судьба тренерского тандема Константин Сарсания – Анатолий Байдачный, подавшего в отставку после провала в концовке встречи с «Лучом-Энергией». Высшее начальство этой инициативы не одобрило, но сами наставники отвели себе «на исправление» два матча.

 

 

Сарсания подъезжает в отель к обеду, чуть позже к нему присоединяется президент «Факела», заместитель председателя правительства области Александр Песов. Напряга между ними не чувствуется. «Прощупав» работников клуба и игроков, убеждаюсь: никто не хочет, чтобы Сарсания уходил. Для «Факела» он больше, чем тренер. Его функции и полномочия шире. Миссия Сарсании – поставить на ноги всю организационно-хозяйственную деятельность клуба, которая пришла в упадок в двухтысячных годах. Бывший агент общителен и незаносчив, чем располагает к себе. Словом, «свой парень». Не случайно многие величают его по-простецки – Костей. А те, кто помоложе, -- Сергеичем.  

Отношения ряда игроков с экспрессивным Байдачным, формально занимающим должность старшего тренера, сложнее: сквозит легкий надрыв. У Анатолия Николаевича не забалуешь. Хотя и говорят, что в последнее время он стал мягче, терпимее.  

НАЗАД В СССР  

Спецкору «Футбола» выделяют гида – вышеупомянутого Савченкова. Пункт нашего назначения – клубная база, но почему бы попутно не оценить городские  достопримечательности под ненавязчивое общение? Центральные улицы Воронежа создают эффект, будто ты в мегаполисе. Ночные клубы, кафе, рестораны, салоны, бутики. Жизнь клокочет. Меж тем сохранились и постройки еще петровской эпохи. Савченков привозит меня к мемориальному комплексу, возведенному на месте, где Петр I спустил на воду первый флот. К своему стыду, я и не знал, что это произошло в Воронеже, – кол журналисту за историю с географией!  

Гоняют здесь лихо, никто никого не пропускает. Оттого, наверное, и обилие аварий. Цепляют глаз щиты с лозунгом «Коммунисты – лучшие люди страны», приправленные силуэтами Гагарина, Жукова и Сталина. В соседстве с растяжками, рекламирующими американскую мебель, смотрится особенно колоритно.  

Интересуюсь у Савченкова, почему «Факел», после того как клуб включили в ФНЛ, все-таки поставил на прошлогодние кадры. «Решение было принято в феврале, когда мы провели сбор,  -- объясняет функционер. – У футболистов оставалось бы мало времени для трудоустройства, откажись клуб от их услуг. Да и потом, представляете, какой это удар для молодых парней: они мысленно в первой лиге -- и тут их «отцепляют»?! Наверное, девять из десяти тренеров поменяли бы обойму, но Костя повел себя порядочно по отношению к ребятам, тем более многие уже «сидели» на контрактах. Повлияли на выступления и другие обстоятельства. Во-первых, считаю, боком вышла стартовая победа в Брянске – кое-кто переоценил свои силы. А во-вторых, напрасно откликнулись на просьбу «Шинника» перенести игру первого круга в Воронеж. Из-за сбоя в системе подогрева поле пришло в негодность, а тут три домашних матча подряд. При дефиците исполнителей созидать сложно, тем более когда ведешь мяч коленками».  

Заруливая в поселок Тенистый, название которого вполне отражает окрестный пейзаж,  сворачиваем с улицы Факельной к базе. Земельный надел ошеломляет необъятностью. Невольно всплывают ассоциации с советскими временами, когда возле санатория в оздоровительных целях разбивали футбольные поля. А чему, собственно, удивляться, если базу «Факела» строили к Олимпиаде-1980 и с тех пор она почти не претерпела изменений? Трехэтажный спальный корпус обшарпан, но внутри вполне функционален: медицинский кабинет, тренажерный зал, огромная столовая и… крошечные номера по схеме «2+2», то бишь с одним санузлом и двумя спаренными комнатками, в которые втиснуто по две кровати. «Было хуже, - замечает Савченков. – Вставили стеклопакеты, благодаря Косте в каждом номере установили кондиционеры».  

Непосредственно к полям ведет узенькая Кленовая аллея. Почему ее так нарекли – одному Богу известно. На самом деле аллея березовая. Облегающий базу зеленый массив навеивает легкую меланхолию. Два футбольных газона в приличном состоянии -- видно, за ними ухаживают. В скором времени уложат третий, с подогревом. На его месте пока «резинка».  

Поля поливают непосредственно из Дона. Сто метров по тропинке – и ты на берегу реки. Вид рыбаков на лодках вызывает у меня приступ ностальгии: вспоминаю, как проводил летние каникулы у родственников на Дону и тягался в удали с местным сазаном. «Рядом родник, -- возвращает в реальность Савченков. – Вода чистейшая, прошла все требования ГОСТа. Наши повара на ней готовят». Вода и впрямь превосходная.  

 ОГНИ БОЛЬШОГО СТАДИОНА  

За час до матча у фактурного стадиона уже многолюдно. В свете безвыигрышной серии «Факела» и прямой трансляции поединка на канале «Россия-2», в интересах которого начало сдвинули на непривычные 18.00, признаюсь, ожидал худшего. Но это Воронеж, в котором только сезонных абонементов продали свыше двух с половиной тысяч. Некоторые клубы ФНЛ столько не собирают на игры по билетам.

 

 

Однако цифры в графе «Количество зрителей», как бы широкоформатно они ни выглядели, – всего лишь сухая статистика. Эмоций и антуража не передают. Право, личного присутствия на матче «Факела» не заменят никакие красочные пересказы. Болеют в Воронеже самозабвенно, с какой-то невероятной неистовостью и, извините, собачьей преданностью к своей команде. Удачный подкат игрока хозяев -- аплодисменты. Удар по воротам соперников – рев, похожий на рычание лесного зверя. Гол «Факела»…Ну, это даже сложно описать. Стоящий рядом со мной капитан полиции, еще пару минут назад производивший впечатление человека, лишенного всяческих сантиментов, вдруг ставит рацию на пресс-стол, вскидывает руки вверх и издает вопль «Го-о-о-о-ол!» в духе бразильских комментаторов. Хорошо еще, брататься не полез.  

В перерыве чествуют ветеранов «Факела», выигравших первенство России в возрастной категории до 45 лет. Опять рукоплескания. При упоминании фамилии Валерия Шмарова кажется, что где-то сошла с рельсов товарная вагонетка.  

 

Во втором тайме дальняя трибуна устраивает перекличку с фанатским сектором, после чего по арене многократно запускают «волну». 2:0 – ясно, «Факел» не отдаст путевку в четвертьфинал. Когда резервный судья показывает табличку с компенсированным временем, почти весь стадион поднимается на ноги, хлопая в ладоши. Зажигаются бумажные факелы. Красотища!  

После матча беседую с Юрием Лайзансом (интервью было опубликовано вчера). Завершив диалог, обнаруживаем, что клубного автобуса и след простыл. Припозднился, впрочем, не только Лайзанс: у служебного входа раздает автографы Кантонистов. Когда болельщики переключаются на Сарсанию, уводя наставника на «фотосессию», перебрасываюсь репликами с капитаном «Факела».

Воронежский Кантона - Любомир Кантонистов

 

- Болельщики необыкновенные, -- говорит Кантонистов. – Пока своей игрой доставляем им мало позитива, но они прощают нас и все равно поддерживают. Надеюсь, порадуем их и в чемпионате.  

- Сложно будет выбраться из подвала…  

- Ничего невозможного нет, играть еще почти два десятка матчей. Тем более уровень турнира позволяет рассчитывать на очки в любом поединке.  

- Уровень усреднился?

- Да, все команды примерно равные. Между лидерами и аутсайдерами по игре нет такой пропасти, как в былые годы.  

- Капитаном выбрали футболисты?  

- Нет, это тренерское решение. Назначили, видимо, как самого опытного. Давно не капитанствовал – со времен «Кубани».  

 

 

 

«ВРЕМЯ РАБОТАЕТ НА НАС»  

 

На следующий день у команды восстановительные мероприятия на базе. После их завершения административный состав клуба резвится в теннисбол. Сарсания, Савченков и генеральный директор Игорь Макаров (помните такого по выступлениям за «Факел», «Балтику» и «Уралмаш»?) крушат соперников в двух партиях под колкие комментарии Байдачного. «Я к вашим услугам, позже помоюсь», -- улыбаясь, приглашает в свой кабинет Сарсания. Первый вопрос возникает сам собой при виде стоящего на стеллаже диплома «Прорыв года-2010», которым тренер был премирован по итогам областного конкурса: в нем выявляют лучших из лучших в разных сферах деятельности.   

 

 

- Стоило ли ломать копья и заявляться в ФНЛ, ради того чтобы воевать за выживание? Обождали бы сезон, заматерели во второй лиге и вышли бы под фанфары. Поторопились, признайтесь?  

- Смотря под каким углом проецировать ситуацию. У нас была хорошая команда для второго дивизиона. С момента моего прихода «Факел» в прошлом году не потерпел ни одного поражения, одержав в четырнадцати матчах девять побед. Уже знали, кем усилить игру, – тех же Клопкова, Зиновьева приглашали под задачу выхода. Но бороться за победу во второй лиге и стабильно выступать в первой – это, конечно, разные вещи. Я предупреждал руководство области и президента, что будет сложно. Решение было принято в интересах болельщиков. Футбол для Воронежа – больше, чем игра. Он здесь – общая идея, объединяющий фактор. Когда я приехал, на матчи ходило полторы-две тысячи. Но постепенно болельщики начали прибывать. На Рязань собралось восемь тысяч, на Липецк – двенадцать! Руководству хотелось поддержать этот порыв, не терять полтора года. Мне сказали: если в первом круге не заладится, мы сможем укрепиться. И слово сдержали. Исходя из наших возможностей мы добротно укомплектовались перед вторым кругом. Но нужно время.

- Что вас вообще привело в Воронеж? Город-то футбольный, но он погряз во внутренних склоках: чего только стоит история с двумя «Факелами», одновременно игравшими во второй лиге…        

- Скажу больше: начинать приходишлось с минус нулевого цикла. Инфраструктура находилась в таком состоянии, что невозможно передать словами. Заглянув на базу, я  просто ахнул. Было ощущение, что вернулся в 1988 год, когда сам играл за «Факел». Ничего не изменилось, только все обветшало. С другой стороны, увидел большое желание у людей поднять хозяйство. Строить ведь всегда интересно, тем более когда есть для кого. А здесь есть. Такую футбольную ауру, как в Воронеже, встречал разве только в Питере.  

- Инициатива вашего приглашения исходила от губернатора?  

- Алексей Васильевич Гордеев обратился за советом к президенту московского «Динамо» Юрию Олеговичу Исаеву, который является депутатом Государственной думы от Воронежского области. А я тогда как раз работал в «Динамо» спортивным директором. Исаев рассказал мне ситуацию: мол, так и так, чем можно помочь? Я съездил в Воронеж, встретился с людьми, после чего мне сделали предложение возглавить «Факел».  

- То, что клуб почти целиком завязан на вас, - верное наблюдение?  

- У нас выстроено подобие английской системы General Manager, когда тренер определяет стратегию развития клуба. В нынешней ситуации, может, это и правильно. Тут вот еще в чем дело. С «Факелом» поработали почти все местные тренеры, за исключением Шмарова. И между собой они не очень ладят. Сложный в этом плане город. Одного пригласишь – другие на него косятся. Поэтому стараюсь выступить некой миротворческой силой, объединить людей во имя общего дела.  

- Вы обеспеченный человек, влиятельный и уважаемый менеджер. Так управляли бы ситуацией сверху – зачем вам садиться на тренерский стул, ведь это сплошные нервы и бесконечная критика?  

- Да, мог бы наблюдать за игрой из VIP-ложи, но бояться ответственности не в моем характере. Считаю, у меня накоплен определенный багаж знаний, для того чтобы реализоваться в тренерской профессии. Есть и желание, и идеи. Дебют в «Спортакадемклубе» получился, полагаю, неплохим. Мы вышли в первую лигу, где   нормально стартовали. Но затем клуб скосил мировой кризис. Тем не менее удержались -- в низший дивизион команду перевели из-за нехватки финансирования. «Химки»? При бюджете в 132 млн рублей их не вытащил бы никто. Из того состава сейчас в Премьер-лиге играет только Блатняк да Кириллов выходит на замены в Самаре. Ну, еще Березовский мог бы соответствовать. И все. Сменивший меня Игорь Чугайнов, который работал в системе клуба, вообще не взял ни одного очка. Ситуация была патовая.    

- Как распределяете полномочия с Байдачным, за кем последнее слово?    

- У нас во многом схожие взгляды на футбол, поэтому я и позвал Анатолия Николаевича. Не припомню, чтобы возникали какие-то разногласия. Когда надо было комплектоваться, я занимался селекцией, а он вел тренировочный процесс. А так принимаем решения сообща.  

- Байдачный известен как сторонник объемных нагрузок. Футболисты ропщут…  

- Здесь дело в другом. Анатолий Николаевич возглавлял клубы Премьер-лиги, а там недельный цикл и немного иначе распределяются нагрузки. Первый дивизион – специфический турнир: другой календарь, матчи идут через два дня на третий. К ФНЛ нужно адаптироваться. Кое-что подрегулировали, теперь при подготовке используем комбинированный вариант.  

- Кубок России для «Факела» - отдушина. Что мешает так же выступать в первенстве?  

- Немного давит груз поражений. Были матчи, когда переигрывали соперников, но оставались без очков. Через это нужно пройти, переломить себя. Но главное – не хватает сыгранности: нынешним составом выступаем «с листа». Тем не менее команда прибавляет, а время работает на нас. Все решится весной, там будут игры за шесть очков. К этому отрезку подойдем во всеоружии. Важно до конца первого этапа приблизиться к пятнадцатому месту хотя бы на расстояние двух побед. Ситуация тяжелая, но не безнадежная. Мы верим, что выкарабкаемся.   

 

 

материал подготовил

Сергей ИЛЬЁВ, Воронеж  

 

присоединяйтесь к блогу еженедельника «Футбол»

учавствуйте в опросах и обсуждениях в официальной группе Вконтакте

официальная группа Facebook

Еще больше интересных текстов на странице «Трибуна. Футбол»