12 мин.

Соккерные штаты Америки. Как европейский футбол обрел популярность в США, и при чем тут чемпионат мира

В XX веке в США были предприняты две серьезные попытки создать конкурентоспособную футбольную лигу, и обе завершились провалом. Окончательно акклиматизироваться европейскому соккеру на американской земле помогла ФИФА. Организация потребовала создания национальной лиги в качестве одного из условий проведения чемпионата мира на территории страны в 1994 году. Дебютный сезон МЛС прошел в 1996 году, и за 21 год существования она добилась невероятного прогресса.

МЛС

Лига равноправия

Ключевая особенность американского чемпионата заключается в том, что у всех клубов единый владелец – сама лига. Соответственно, и доходы распределяются между клубами равными кусками, чтобы никто не чувствовал себя обделенным. При таком раскладе отсутствует риск возникновения у клубов финансовых проблем, что могло бы повлечь их последующую капитуляцию с футбольной карты Северной Америки. Подобная система не первый год успешно работает во всех ведущих спортивных лигах континента и приносит стабильную прибыль всем вовлеченным в процесс. Безусловно, у каждой команды есть свои спонсоры и инвесторы, но в данном случае они являются акционерами не самих команд, а МЛС. Минимальная сумма соглашения не должна быть меньше полумиллиона долларов в год, из которых 200 тысяч клубы обязаны перечислить лиге. В настоящее время большинство команд имеют подобные соглашения на суммы от одного до четырех миллионов долларов в год.

Чековая книжка

Еще один обязательный пункт всех профессиональных североамериканских лиг касается зарплат игроков. Футболисты, выступающие в МЛС, заключают свои контракты не с клубами, как во всем мире, а непосредственно с лигой, которая и отвечает за распределение заработанного при помощи «потолка» зарплат. У каждой команды лиги перед стартом сезона есть свой бюджет с определенной суммой, в которую должны уложиться зарплаты всех игроков клуба. В этом году эта сумма равна 3,845 млн долларов.

Минимальный годовой оклад в МЛС равен 53 тысячам долларов. Средняя заработная плата в МЛС в 2017 году составляет чуть более 325 тысяч долларов (326 129,23). Это меньше, чем в голландской Эредивизи, английском Чемпионшипе и чемпионате Мексики (в каждой из этих лиг средняя зарплата превышает отметку в 400 тысяч долларов).

Отдельного восхищения достойна абсолютная прозрачность зарплат игроков в МЛС. Каждый желающий может узнать ежегодный доход любого игрока лиги на специальном сайте (mlsplayers.org). Условный Виктор Файзулин, посмотрев на зарплаты в американской лиге, может к своим многочисленным повреждениям заработать еще и непоправимую душевную травму.

Правда, во всей этой истории есть одно исключение.

Бекхэм МЛС

Получай как Бекхэм

При существующей в МЛС схеме выплат участие таких высокооплачиваемых звезд, как Кака, Дрогба, Джеррард, Лэмпард, Вилья, в лиге было бы невозможно, если бы не Дэвид Бекхэм. В 2007 году правление лиги приняло так называемое Designated Player Rule (в простонародье — «правило Бекхэма»), позволяющее каждому клубу вывести из-под потолка зарплат трех футболистов. Два игрока по этому правилу могут быть внесены в заявку бесплатно, внесение третьего обойдется в 150 тысяч долларов, которые потом поровну распределяются между клубами, оставившими третью строчку заявки пустой.

Гарантированная годовая зарплата англичанина в МЛС (без учета различных бонусов и спонсорских выплат) составляла 6,5 млн долларов. В этом году всего лишь 28 футболистов в МЛС зарабатывают в год от 1 млн долларов и более. Тройку самых высокооплачиваемых игроков лиги в 2017-м составили Кака (7,17 млн долларов), Себастьян Джовинко (7,12) и Майкл Брэдли (6,5 млн).

«Зенит» ищет бухгалтера по расчету заработной платы, и это не шутка. Какие вакансии есть в российском футболе

Посещаемость

В этом году средняя посещаемость матчей регулярного чемпионата МЛС составила 22 106 зрителей. Почти такой же показатель продемонстрировала итальянская Серия А в сезоне-2016/17 (22 164 зрителя). Во Франции в прошлом сезоне матчи чемпионата в среднем посещали 21 029 болельщиков. Прирост зрителей в МЛС наблюдается уже четвертый год подряд: в 2016-м показатель равнялся 21 692,  в 2015-м – 21 574, а в 2014-м – 19 148 зрителям. Десять лет назад на игры американского чемпионата ходило в среднем 15 504 человека. То есть прирост составил более 40 процентов. К слову, арены лишь восьми клубов из 22 вмещают более 25 тысяч зрителей. Худшая посещаемость в лиге – у «Далласа» (15 122 зрителя), а лучшая – у новичка и команды-открытия сезона «Атланты Юнайтед».

Команда с юго-востока США умудрилась продать 21 тысячу абонементов, когда у нее еще не было ни логотипа, ни главного тренера, ни полноценной заявки. «Атланта» изначально рассчитывала на посещаемость в районе 40 тысяч. Стадион Mercedes-Benz Stadium (стоимостью 1,6 млрд долларов) должен был вмещать 71 тысячу человек на американском футболе, а на соккере – не более 40 тысяч. В итоге средняя посещаемость матчей клуба в регулярном чемпионате составила 48 200 зрителей. Сентябрьскую игру против «Орландо Сити» с трибун стадиона смотрели 70 425 человек, что стало новым рекордом МЛС по посещаемости. Месяц спустя пало и это достижение: на матч против «Торонто» пришли 71 874 болельщика. Предыдущий рекорд  (69 255 зрителей) был установлен в 1996 году на матче «Лос-Анджелес Гэлакси» — «Нью-Йорк Метро Старс», который проходил на стадионе Rose Bowl в Пасадене.

«Атланта» также стала первой командой МЛС, домашние матчи которой в течение сезона посетили более 800 тысяч болельщиков. А общая посещаемость матчей регулярного чемпионата в этом году превысила отметку в 8 млн человек (8 267 534).

МЛС

ТВ-контракты

В 2015 году лига заключила восьмилетний контракт с такими крупными телекомпаниями, как Fox Sports, ESPN и испаноязычная Univision, на трансляцию матчей на территории США. Сумма соглашения составляет 90 млн долларов за сезон. Для сравнения, предыдущее соглашение с ESPN, Univision и NBC Sports было рассчитано на 18 млн в год. Кроме того, у МЛС действует четырехлетний контракт со Sky Sports на трансляцию матчей в Великобритании и Ирландии, а также договор с Eurosport.

В этом году, по сообщениям Sports Business Daily, руководство МЛС отклонило предложение холдинга MP & Silva о продаже телеправ на показ матчей лиги на 10 лет за 4 млрд долларов. Подобное соглашение позволило бы американцам зарабатывать в четыре раза больше, чем они имеют сейчас. Нынешний контракт лиги с ESPN, Fox и Univision истекает в 2023 году, и согласно предложению компании сделка вступала бы в силу после его окончания. Руководство МЛС ответило отказом, желая сохранить лигу закрытой. MP & Silva настаивала на вводе вылета из высшего дивизиона. Это связано с тем, что один из учредителей MP & Silva – Рикардо Силва является совладельцем ФК «Майами» из NASL — второй по силе футбольной лиги в США. Подобные перестановки позволили бы «Майами» рассчитывать на выход в элиту.

Зато руководители МЛС заключили новый шестилетний договор с немецкими экипировщиками из аdidas. Раньше МЛС ежегодно зарабатывала 25 млн долларов от сотрудничества с немцами, а теперь эта сумма увеличилась почти в пять раз – до 117 млн долларов.

Молодым везде у нас дорога

Еще одна особенность МЛС — каждый клуб обязан иметь собственную юношескую футбольную академию, а также обладать конкретным планом ее развития. Юношеские команды соревнуются между собой в Лиге развития, которая поддерживается Федерацией футбола США. К примеру, сын Дональда Трампа – 11-летний Бэррон Трамп выступает за детскую команду (U-12) клуба «Ди Си Юнайтед» из Вашингтона. Всего же в стране функционирует около 12 тысяч футбольных секций, в которых занимается почти полмиллиона детей школьного возраста. За работу с молодежью каждый клуб может забрать себе из академии двух игроков до супердрафта МЛС, где клубы выбирают себе молодые таланты.

Сам драфт ежегодно проводится в январе, и на нем команды МЛС выбирают игроков, проявивших себя в колледже, юных иностранных футболистов или выпускников академии. Проект разбит на четыре раунда, где каждый клуб имеет выбор, порядок которого определяется позициями команд в минувшем сезоне: занявшая последнее место, выбирает первой.

Кроме того, команды, где подающие надежды американские футболисты получают место в составе, финансово поддерживаются лигой, а их зарплаты исключаются из фиксированного бюджета. Название этой программы – Generation аdidas – благодаря сотрудничеству немецкой компании с МЛС. Выпускниками программы стали Лэндон Донован, Джози Алтидор, Тим Ховард, Брэд Гузан, Клинт Демпси, Майкл Брэдли и другие.

МЛС

Хлеба и зрелищ

Не секрет, что в США соккер заметно проигрывает американскому футболу, бейсболу, баскетболу и хоккею. И дабы привлечь болельщиков на трибуны, руководителям клубов приходится делать ставку на рекламу. Основной доход приносят партнерские соглашения и продажи билетов, поэтому для привлечения внимания зрителей нет ничего эффективнее грамотного пиар-хода. Так, успешную посещаемость «Атланты Юнайтед» можно объяснить… минимальными ценами на еду. Хот-дог по цене от двух долларов, куриные крылышки за шесть баксов – и потенциальный зритель сам побежит к тебе в гости. Правда, не исключено, что за билет на матч придется заплатить чуть дороже, чем на другом стадионе.

Другой популярный и доступный способ для рекламы – звездные игроки лиги. В контрактах абсолютно всех именитых футболистов, перебирающихся за океан, есть пункт, по которому они обязуются посещать любые мероприятия для продвижения бренда МЛС. Без их присутствия не обходятся любые переговоры со спонсорами и заключения контрактов.

Кроме того, лига нередко распределяет звездных футболистов по локационному принципу. К примеру, из Майами в Орландо стало ездить большое количество бразильцев. Всему виной — трансфер их соотечественника Кака в клуб «Орландо Сити». Дебютный домашний матч клуба в МЛС посетило более 60 тысяч болельщиков.

Солдаты легиона. Кто они, самые сумасшедшие фанаты в Европе

Грядущее пополнение

В 2014 году из МЛС был исключен клуб «Чивас» из Лос-Анджелеса. Команда исполняла роль фарм-клуба мексиканской «Гвадалахары» и ориентировалась на испаноговорящую часть города. Подобная стратегия завершилась провалом. Команда не приносила денег в общую кассу, посещаемость была худшей в лиге, а местное ТВ отказывалось транслировать матчи «Чиваса». Подобное положение дел не устраивало представителей других клубов МЛС, не желавших заниматься благотворительностью и ежегодно обеспечивать клуб, не приносящий дохода. В течение следующих трех лет в лиге дебютировало сразу четыре новичка, а к 2020 году общее количество команд планируется увеличить до 28. В следующем году в МЛС дебютирует клуб из Лос-Анджелеса с одноименным названием. Инвесторами клуба является группа из 26 предпринимателей и знаменитостей, в числе которых – легенда НБА Мэджик Джонсон и актер Уилл Феррелл.

Ориентировочно на 2021 год намечено появление футбольного клуба из Майами, чьим основным владельцем станет Дэвид Бекхэм. В июне 2017-го власти Майами-Дейд одобрили передачу земельного участка стоимостью в 9 млн долларов консорциуму Бекхэма для строительства стадиона на 25 тысяч зрителей. Также англичанин намеревался пригласить в свой клуб Криштиану Роналду, но после продления контракта с мадридским «Реалом» появление португальца в МЛС видится маловероятным.

Ближайшим новичкам вступление в МЛС обойдется в 150 млн долларов. Также известно, что на данный момент подано 12 заявок на создание франшизы в МЛС: Шарлотт, Нэшвилл, Индианаполис, Детройт, Финикс, Сент-Луис, Роли/Дарем, Сан-Антонио, Сакраменто, Цинциннати, Тампа/Сент-Питерсберг и Сан-Диего.

Дон Гарбер

Господин революционер

За все ключевые сделки и решения в МЛС ответственен комиссионер лиги Дон Гарбер. На протяжении 16 лет он работал в НФЛ (американская футбольная лига), где начинал менеджером в отделе маркетинга, а позднее был назначен старшим вице-президентом лиги по развитию бизнеса. Также Гарбер был ответственным за организацию телевизионных и специальных мероприятий и работу с общественностью. В 1999 году его избрали на пост комиссионера МЛС. Гарбер создал план развития постройки специализированных футбольных стадионов для каждой команды лиги. Он также создал Soccer United Marketing — коммерческую компанию, принадлежащую лиге и заключающую права на телевизионное вещание, рекламу торговых марок лиги, а также занимающуюся развитием имиджа спорта. Под его руководством в лиге было введено «правило Бекхэма» и разрешено размещение логотипа спонсора на спортивной форме. В ближайшее время комиссионер планирует улучшить телерейтинги при помощи съемок раздевалок команд перед началом матчей и закрепленных микрофонов на костюмах тренеров во время игр.

Мировые цены. Сколько стоили билеты на чемпионаты мира прошлых лет

Два в одном

Чемпионат по футболу в США проходит по системе «весна–осень», и в нем участвуют 22 команды, поделенные по географическому принципу на Западную и Восточную конференции.

Сам турнир является закрытым – следовательно, ни одна из команд не может вылететь в низшую лигу.

Победителю регулярного чемпионата вручаются MLS Supporters’ Shield, отдаленно напоминающий «серебряную салатницу» из Бундеслиги, и путевка в Лигу чемпионов КОНКАКАФ.

Куда больший вес имеет Кубок МЛС, присуждаемый за победу в плей-офф. Туда попадают по 6 лучших клубов из каждой конференции. По две первые команды автоматически квалифицируются в четвертьфинал, а остальные начинают игры на вылет с 1/8 финала. До финала доживают по одной команде от каждой конференции. Проще говоря, система проведения турнира идентична любой другой профессиональной лиге в США (НБА, НХЛ, НФЛ, МЛБ).

Также по ходу сезона все североамериканские команды участвуют в Открытом кубке США по футболу имени Ламара Ханта (один из основателей ранних североамериканских футбольных лиг и организатор первого Супербоула).

Звездный уикенд

Еще одна характерная черта любой американской профессиональной лиги – «Матч всех звезд». Выставочная игра, проходящая в формате «Запад против Востока», где участвуют все сильнейшие футболисты лиги. Однако МЛС отличает тот факт, что руководство лиги решило отойти от привычного формата и ежегодно приглашает на этот матч какую-нибудь топовую европейскую команду. Встреча традиционно проходит в середине сезона. Таким образом, для приезжей команды этот матч становится частью предсезонной подготовки. Состав сборной определяется по итогам голосования болельщиков на официальном сайте МЛС. К образовавшейся группе присоединяются  11 игроков, выбранных главными тренерами лиги. Последним оппонентом сборной звезд МЛС выступил мадридский «Реал», одолевший североамериканцев в серии пенальти. Арбитр матча Алан Чепмэн всю игру записывал на камеру, закрепленную на груди. Итоговый послематчевый ролик был сделан в лучших традициях классических реклам от Nike, снятых от первого лица.

СОСТАВ ПОСЛЕДНЕЙ КОМАНДЫ ЗВЕЗД МЛС

Вратари: Тим Ховард («Колорадо Рэпидз»), Стефан Фрей («Сиэтл Саундерс»).

Защитники: Йелле ван Дамм («Лос-Анджелес Гэлакси»), Йохан Каппелхоф («Чикаго Файр»), Грегори Гарса, Майкл Паркхерст (оба – «Атланта Юнайтед»), ДаМаркус Бизли («Хьюстон Динамо»), Эрнан Грана, Мэтт Хеджс (оба – «Даллас»).

Полузащитники: Бастиан Швайнштайгер, Дэкс Маккарти (оба – «Чикаго Файр»), Кака («Орландо Сити»), Майкл Брэдли («Торонто»), Грэм Зуси («Канзас Сити»), Диего Валери («Портленд Тимберс»), Келлин Перри-Акоста («Даллас»), Мигель Альмирон («Атланта Юнайтед»), Игнасио Пьятти («Монреаль Импакт»).

Нападающие: Давид Вилья («Нью-Йорк Сити»), Жози Алтидор, Себастьян Джовинко (оба – «Торонто»), Доминик Дуайер («Орландо Сити»), Неманья Николич («Чикаго Файр»), Джованни дос Сантос («Лос-Анджелес Гэлакси»).

Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Текст: Никита Котов

Фото: Global Look Press