6 мин.

Чемпионство Зенита, как крутая метафизическая история

Зачастую в беседах с людьми, интересующимися российским футболом, приходится слышать тонны грязи, вылитые на структуру и политику петербургского клуба. Мол, денег-то много, а толку никакого. Имперские амбиции губят команду. Все эти селекционные перфомансы – приглашение именитых футболистов и наставников, - а также, принципиальное игнорирование молодёжной команды и своих воспитанников, усиленно тянули репутацию клуба на дно общественного мнения. И ладно бы эта селекция, но ведь финансирование происходит из гос компании, нефтяного гиганта, что обогащается, в том числе, из карманов российских граждан – тех же самых футбольных “экспертов”, в частности. Получается, что в стране, где футбол давно считается увядающим, бесперспективным и коррумпированным видом спорта, есть команда, которая рвётся в европейскую элиту, пытается сделать это за счёт “неблагородного” финансирования, и при всём этом, терпит регулярные неудачи на внешней футбольной арене. Да, Зенит в головах многих футбольных “экспертов” рисуется именно с этой стороны, и, отчасти, такое происходит справедливо. Но у любой медали есть две стороны. Дабы быть максимально объективным, предлагаю обратиться к поздней истории клуба.

Последние сорок лет истории команды из Санкт-Петербурга можно поделить на несколько частей: поздний советский период – начало самого романтичного и идеологически правильного этапа ( в составе играет 90% воспитанников, на стадион Кирова приходят по 40 тысяч человек, при Юрии Морозове – первая бронза-1980 в чемпионате СССР, при Павле Садырине – первое золото -1984, дебют в Кубке Чемпионов), да потом следовал переходный период, когда сине-бело-голубые играли в первой лиге, но зато успешно сохраняли свою самобытность.

В нулевых начинается второй важнейший этап, когда происходит ключевое событие, во многом предопределившее дальнейшие успехи Зенита:  сперва Морозов, а затем и Петржела, - привели с собой самое успешное поколение питерских футболистов на сегодняшний день (Аршавин, Кержаков, Денисов, Быстров, Радимов, Малафеев и другие). Вот тогда закалялся настоящий питерский костяк.

Ну а в 2005 году контрольный пакет акций футбольного клуба «Зенит» приобрело ОАО «Газпром» и с этого момента начинается третий период, длящийся до сих пор. С тех пор зародились те самые имперские амбиции – выиграть три еврокубка за десять сезонов. Пусть при Дике Адвокате клуб выдал золотой европейский дубль через два года – успех действительно потрясающий, головокружительный. Но, возможно, он сыграл и злую шутку с руководством. В любом деле важно терпение, умение ждать. Всё и сразу не бывает, а если и бывает (как это случилось под руководством голландского специалиста), то это, скорее, исключение. Уже в 2009 году в Петербург приезжает мистер Лучано Спаллетти,  а за ним, пусть и не сразу) - топ-игроки за нереальные деньги и с небесным потолком зарплат ( Алвеш, Халк, Витсель). И, казалось бы, это то, чего хотелось всем болельщикам Зенита: ощущалась потребность в составе, который способен показывать результат в Лиге Чемпионов. Но за всем этим последовал первый настоящий раскол самобытности клуба. Уезд Денисова, переводы в дубль Кержакова, раздвоение раздевалки на два лагеря. Итог – два подряд чемпионства и первый в истории выход Зенита в плей-офф ЛЧ  сменились серебряными медалями чемпионата и игрой в плей-офф Лиги Европы.

Итальянец в селекционном плане действовал правильно, но он не понял и не прочувствовал русского менталитета и самобытности петербуржцев. Приезжие звёзды стали инородным телом в команде. Конечно, времена Спаллетти язык не повернется назвать тёмными: по результатам и титулам он один из рекордсменов клуба, но Лучано не смог обуздать микроклимат, потерял доверие многих игроков. Итог – уход в середине сезона 13/14. Уже тогда перед советом директоров клуба встал векторный, фундаментальный вопрос – что дальше? По какому пути идти? Выбор был – молодой, но дико авторитетный Семак, или коуч с громкой фамилией. Сергей Богданович, к слову, два матча руководил командой ( уступил армейцам в чемпионате и обыграл Боруссию Дортмунд в ЛЧ), но потом выбор пал в пользу супер-перспективного экс-наставника Порту, Челси и Тоттенхема – Виллаша Боаша.

Надо признать, за два года, что португалец работал в Петербурге, Зенит имел мощнейший состав за всё время и самые большие шансы выстрелить в самом престижном клубном турнире Европы. Был установлен клубный рекорд – пять побед из шести на групповом этапе, была и зрелищная игра. Но вновь неудача в плей-офф (с Бенфикой). Эти два года, как оказалось, были последним глотком свежего воздуха перед затяжной грядущей смутой. При Боаше в сторону Зенита были выкрики в стиле “денег много – толку мало”, но все понимали, что это, резонно, сильнейший клуб страны, который действительно может рвануть. Кто-нибудь мог такое сказать про Зенит Луческу, или же, Манчини? – есть сомнения.

Абсолютно блеклая, безыдейная игра, покупка целого ряда посредственных игроков и постоянная истерия по поводу судейства и несправедливости. Румын пытался построить новую команду и позиционировать себя в роли отца для всех футболистов, но будем объективны, ему не удалось. Манчини и вовсе не скрывал, что приехал в Санкт-Петербург за деньгами. Курс на молодых и перспективных латиноамериканских игроков выглядел многообещающе, но без толкового и самоотверженного подхода к работе, которого не было у Манчини, сложно добиться чего-то стоящего. Если первый итальянец у руля команды хотя бы пытался понять суть нашего футбола, второй – наглухо игнорировал её, а зря. Когда Дзюба и Шатов, отверженные Манчини, поочередно отодвигали Зенит от призовых мест, хотелось верить, что в этой истории есть какой-то магический и нравоучительный фатум.  А между тем, имперские амбиции, о которых я упоминал выше, только сильнее душили команду. Было очевидным, что точка кипения близка, что клуб зашёл в тупик. Пятое место в РПЛ сезона 2017/18 стало тем поворотным моментом. Манчини уехал, не оставив после себя теплых воспоминаний. И вновь перед Миллером и Ко встал вопрос дальнейшего развития. И вновь зазвучали громкие фамилии (Сарри, например). Но руководство - со психу, или нет – приняло иное решение и отступилось от привычного пути.

Сергей Богданович Семак вывел Уфу в еврокубки, не располагая при этом звёздными игроками, и тем самым заслужил шанс возглавить команду с берегов Невы. И пусть в Зените к моменту его назначения был полный бардак и состояние шока, а к новоиспеченному тренеру не доставало доверия со стороны вышестоящих лиц – теперь можно с уверенностью сказать, что всё не зря. По сути, ведь и терять было нечего, разве что только опуститься ниже еврокубковой зоны. И пусть на старте сине-бело-голубые заставили многих болельщиков поседеть ( матч в Минске). Важнейший функционал Семака не так заметен, но нельзя этого недооценивать. Микроклимат в раздевалке, самобытность клуба, доверие игроков и болельщиков – всё стало налаживаться. В этом есть приятная ирония, когда самый богатый клуб страны тренирует человек, получающий 5-ю зарплату среди тренеров в лиге. Наконец, во главе угла встал человек, которого не интересовали финансы, который сам играл за стрелку на груди и знает всю подноготную российского футбола (возвращение в состав Анюкова - гроссмейстерский ход). Результат не заставил себя ждать: первый же год под руководством Семака для Питера обрамлён золотой каёмкой.

Отрадно, что огромный вклад в заветное чемпионство Зенита вложили Дзюба, и, отчасти, Шатов. Эти тонкие моменты указывают на то, что команда находится на правильном пути, а не идёт против шерсти. Зимой, впервые за долгое время, была проведена грамотная, точечная трансферная компания (если не брать в счёт деятельность Сарсании). Это говорит о том, что теперь в команде работают понимающие специалисты, которые нашли понимание, в первую очередь, между собой. Да, за хорошими моментами остались и негативные. Например, Зенит-2 окончательно подтвердил свою бесполезность, заняв последнее место в ФНЛ. Этим же коллектив Владислава Радимова обозначил отсутствие должного профессионального лифта в структуре клуба. У молодых игроков не так много шансов пробиться в основу, и это печально. В далёком 2005 году Фурсенко, тогдашний президент команды, уверенно ставил задачи на каждый евротурнир – победить. Из этого вытекли актуальные реалии зенитовской молодежки. Сегодняшний президент, Медведев, кандидат сомнительный, но цели ставит адекватно: “выйти в плей-офф ЛЧ, а там видно будет”. Стратегия “step by step” выглядит куда более привлекательной и адекватной. Так может быть и амбиции, которые так мешали клубу развиваться долгое время, теперь отойдут на второй план. В любом случае, сегодня хочется верить, что Зенит достаточно совершил ошибок в своей новой истории, и теперь будет на них лишь учиться. Уже в сентябре на берега Невы вернётся Лига Чемпионов, там и посмотрим.