5 мин.

Бокал кайпириньи. Как Робиньо не удалось покорить Европу

Робиньо расторгнул контракт с «Миланом» и, похоже, подвел черту под девятилетними приключениями в Европе. Андрей Клещенок вспоминает карьерные вехи футболиста, который обещал вернуть в футбол магию Пеле, а подарил самый громкий пшик последнего десятилетия.

Какой бы ни была погода 29 августа 2005 года, Робиньо этот день наверняка запомнится солнечным и ярким. Он прогуливался по Гран-Виа и Пласа-де-Эспанья, и из рук столичных диареро на него взирали пестрые заголовки мадридских газет. «… И Бог создал Робиньо», «Бразильский карнавал в действии», «Настоящая звезда на небосклоне» – AS, Marca и прочие титаны пиренейской спортивной журналистики разрывались от восхищения бразильцем. Накануне ему хватило двух десятков минут для того, чтобы разорвать оборону «Кадиса» в своем дебютном матче. И потому 29 августа 2005 года Робиньо чувствовал себя в Мадриде, как дома.

Бокал кайпириньи. Как Робиньо не удалось покорить Европу

Но дом остался далеко на западе, на пляжах по ту сторону Атлантики. Там для коронации «нового Пеле» достаточно было внутриконтинентальных геройств. Там 18-летний Робиньо повел юнцов из «Сантоса» (основной состав был распродан из-за долгов) за чемпионским титулом. Там его называли лучшим в мире, и министерство спорта рассматривало возможность объявления Робиньо национальным достоянием. Там болельщики и толстосумы предлагали 15 миллионов реалов, чтобы он остался в Бразилии. Сказочно любящая родина осталась за океаном, и надо было брать нахрапом расчетливую Европу, в которой рационализм подавляет эмоции.

Довольно скоро открылось, что настоящий Робиньо – это не тот, который разрывал «Кадис» и не тот, который был лучшим игроком на победном для бразильцев Копа Америка-2007. Настоящий – тот, который кричал в каком-то бразильском клубе, чтобы ему принесли сорок презервативов. Тот, который рыдал, умоляя Кальдерона и Шустера отпустить его из Испании.

Но дело было вовсе не в Испании. И не в отсутствии таланта – уж в этом бывшего наследника Пеле никто не обвинит. Робиньо оказался слаб для Старого Света. Слишком слаб. Здесь на стадионах соперников его освистывали, а не ждали зрелища. Здесь интересовал всех в первую очередь результат, и каждый его неудачный финт (а их было поболее удачных) мадридиста встречали улюлюканьем.

О, эти жестокие мадридские ультрас! Эта холодная испанская пресса! Как скоро они придумали про Робиньо обидную в своей меткости шутку. Corre, hace bicicleta y… nada. Робиньо бежит, финтит и… ничего. Corre, bici y… nada.

Бокал кайпириньи. Как Робиньо не удалось покорить Европу

Издевка относилась к любимому трюку бразильца – перешагиванию (бисиклете, педаладе – кому как нравится). В Европе этот финт превратился из блистательного оружия (в игре за юношескую сборную Робиньо получил желтую карточку за то, что этим трюком обыгрывал соперников, возвращался назад и снова их обыгрывал) в предмет насмешек. Каскад финтов не впечатлял – казалось, будто бразилец не знает, что делать с мячом дальше. Проблески бывали, но чаще Роби просто растворялся на поле.

Что удивляться отказу, полученному бразильцем на просьбу о повышении зарплаты. Даже всякие Дренте получали в «Реале» больше. Появились слухи об обмене на Роналду. Робиньо понесло, он принялся говорить про «галактикос» не слишком приятные вещи, а с клубной базы в Вальдебебасе выбирался огородами, избегая докучливой прессы и гневных ультрас. Роби навострил лыжи в Англию, где собрался выиграть «Золотой мяч». Честно признавался, что для него индивидуальные награды важнее командных. На первом интервью в качестве игрока «Сити» перепутал новый клуб с «Челси». Он и должен был перейти в «Челси», но «аристократы» поспешили с выпуском футболок.

Кое-кто припомнит первый сезон Робиньо в Манчестере. Он был хорош. Бразилец бежал, обыгрывал, забивал и тащил наверх уже богатых, но все еще слабых «горожан». Потом была травма и одновременно – интерес «Барселоны». В игре Роби снова что-то замкнуло. Кажется, он уже представлял себя блистающим на «Камп Ноу». Предвкушал злую месть жестокому «Сантьяго Бернабеу». Но он оставался на «Сити оф Манчестер», его игра становилась хуже с каждым матчем, и каталонцы исчезли с горизонта.

Крах очередной надежды, а следом и судебное дело – Роби испугался и сбежал от греха на родину. Вдоволь отдохнул, покрасовался в чемпионате штата, припомнил, каково это – купаться в любви болельщиков. Думается, не очень хотел возвращаться из аренды. «Сити» спихнули-таки бразильца в «Милан». Снова надежда, снова Робиньо заиграл, снова ненадолго.

Бокал кайпириньи. Как Робиньо не удалось покорить Европу

Второй год Робиньо проводит на родине. Дома его обожают больше, чем Роналдиньо и Кака, его популярность сравнима с Неймаром. На родине он по-прежнему икона и воплощение футбола, на любом бразильском стадионе его финтам обеспечен теплый прием. Роби вызван на Копа Америка, а Халк, Оскар и Лукас Моура будут наблюдать за турниром по телевизору. Его не взяли на домашний чемпионат мира, и бразильские болельщики готовы были распять Сколари за это. Он забивает в первом матче нового сезона Серии А, расторгает контракт с «Миланом» и вновь улыбается, когда раздает автографы.

Эх, Роби. Остаться бы тебе дома тогда, в 2005. Глядишь, и сейчас сонные диареро были бы упакованы газетами с твоим лицом на первой полосе. Тебе нужна была любовь, но холодный, все повидавший Старый Свет предлагает лишь требования. И ты, капризный карнавальный малый, запомнишься Европе ярким, свежим и бесполезным – таким же, как любимая тобой кайпиринья. Corre, bici y… nada. Старый Свет не жалует пришлых королей.

FootballHD.ru

Автор: Андрей Клещенок

Читайте также: Черная роза — эмблема печали. Почему «Зенит» может позволить себе Гарая, но никогда не купит Яя Туре

Ракета класса «Топ-Поль». Почему Погба сводит с ума весь мир

Неудержимые. Каким был «Челси» времён первого чемпионства в АПЛ