17 мин.

Как ЦСКА может переиграть Црвену. Подробный разбор соперника

Первые мысли

Прежде, чем перейти к основной части анализа, я хотел бы отметить, насколько большую роль могут сыграть вещи, которые произошли с соперником «ЦСКА» в последние недели - продажа Канга и микротравма Боаки. Нападающий, который по слухам заинтересовал несколько команд РФПЛ, хоть и сможет скорее всего выйти на матч с «армейцами», но будет явно не в лучших кондициях. После приблизительно двухнедельного восстановления от травмы вряд ли можно ожидать, что он будет находится в оптимальном функциональном состоянии, так что есть вероятность, что задача для армейской обороны несколько облегчится еще и неважной формой нападающего.

Но вернемся к главной, на мой взгляд, теме - продаже лидера команды. Она страшна не столько из-за индивидуального атакующего потенциала габонца и того, что тот может предложить в плане креатива при работе с мячом, сколько из-за его системной важности для построения игры - в первой части сезона именно он часто становился человеком, который определяет вектор развития атак и командное движение в начальной фазе наступления своими передвижениями между линиями. Там он открывался в полуфлангах (чаще - в левом) и был неким маячком для футболистов, которые начинали атаки - те старались адресовать мяч ему в ноги, после чего он уже получал пространство по центру, продвигал атаку на 5-10 метров и пасовал затем на фланг, где у него были достаточно хорошо отлаженные взаимодействия с людьми вроде Крстичича, Милича и Срнича. Далее уже следовал фланговый прострел в штрафную, который, в общем-то, и является финальной целью практически всех позиционных атак команды - через центр они редко проходят в затяжных наступлениях, стараясь вместо этого как можно чаще выходить на ударную позицию с кроссов в штрафную. 

В общем и целом Канга можно назвать тем игроком, который своими своевременными открываниями между линиями связывал между собой атакующую группу игроков и центральных защитников + опорника, которые конструировали атаку из глубины - это уже говорит о какой-то системной важности для команды.

Помимо этого он часто трансформировал схему в переходных фазах - если номинально атаковали по 4-2-3-1, то именно он был тем полузащитником, который при потери мяча выдвигался на одну линию с Боаки для прессинга и перестраивал команду на условные 4-4-2 с двумя высоко прессингующими форвардами. Это очень помогло при быстрых перестроениях в последнем туре, когда удалось переиграть «Кельн» и обеспечить выход в плей-офф не в последнюю очередь за счет таких, казалось бы, мелочей при игре без мяча. 

Теперь не совсем понятно, как может измениться игра команды после ухода важного звена и лидера коллектива. Будет ли искаться прямая замена или футбол будут структурно перестраивать? Все это осложняет задачу не только Милоевичу, но и штабу «ЦСКА» в контексте подготовки к этому матчу, ведь теперь стало еще сложнее ориентироваться в контексте того, каким может оказаться соперник после длительного отсутствия официальных игр и нахождения на сборах. Мы же можем лишь предполагать, но есть вероятность, что какая-то база для игры в средней линии может быть взята из матча с «БАТЭ» - там взаимодействия и скоординированность были далеки от идеала, но базовая мысль (игра в 4-3-3 без чистого атакующего хава и с двумя инсайдами) может неплохо сработать в отсутствии Канга. Понятно, что модель игры с «Кельном» - наиболее отлаженная в сравнении с тем, что мы видели в пятом туре с «БАТЭ», но если внести некоторые фиксы в 4-3-3 из матча пятого тура, то поиски прямой замены не будут настолько затруднительны - это несколько разные роли и функции для игрока средней линии, которые теперь заметно упрощаются.  

Тем не менее, постараемся рассмотреть оба варианта и проанализировать все, что может предложить нам сербская команда в ближайшем матче. 

Действия при билдапе + завершающая стадия атак

Достаточно сложно проследить тенденцию выбора игрока в пару к Дональду - если походу всех матчей в ЛЕ ранее в опорной зоне появлялся Кристичич, который хорошо двигает мяч из глубины, но имеет свои оборонительные недостатки (к примеру, плохо держит зону), то на последний тур в связке с Дональдом вышел Йовичич, который играл уже не глубинного плеймейкера, а страхующего опорника - оставался сзади при высоком прессинге и минимизировал разрыв от защиты по отношению к прессингующей группе игроков, добавляя одного игрока в центр поля и занимая тем самым вакантную зону, в которой между линиями себя предлагал атакующий хавбек соперника. Так или иначе его выпустили для оборонительных задач, а уже с конструированием атак он справлялся не так хорошо - часто пасовал назад и, хоть и пытался часто забирать мяч в глубоких позициях, редко рисковал при передачах, которые чаще шли к ближнему.  

В итоге один из опорных (не Дональд - он наоборот включается в более высоких позициях) забирает мяч в глубине и через короткий и средний пас продвигает мяч в атакующую группу. Если же линия обороны уже достаточно высоко поднялась и разыгрывает между собой, то часто центральные защитники даже не дожидаются глубинного плеймейкера и сами доставляют мяч в более высокие зоны. В особенности это любит Ле Таллек, который из пары центральных наиболее подкован в плане первого паса. Цель для доставки мяча не меняется вне зависимости от того, продвигает его центральный защитник или опорник - всегда есть два варианта для развития атаки в зависимости от выбранного плана на игру, оба из которых заточены под кроссы с фланга. 

Первый мы уже обсуждали - это открывания в 4-2-3-1 атакующего хавбека в полуфланге, который, после обработки мяча, сначала немного старается протащить его через центр на лишние 5-10 метров (вообще тут больше подходит немецкое andribbeln), максимально улучшая ситуацию и позицию для флангового игрока, который за счет этого сможет принять передачу в выгодной позиции и простреливать в два касания без большой надобности идти в дриблинг и улучшать ситуацию.

 

Когда дело доходит до навеса, важно обратить внимание на действия крайнего полузащитника, который играет на противоположном фланге. Точнее важно это сделать уже в первых фазах эпизода и котролировать его перемещения, а не тогда, когда дело уже дошло до навеса - так он отличился с Кельном, где проспали его включение после прострела. 

Так как чаще «Црвена» комбинирует слева, то будем смотреть в первую очередь на передвижения Срнича с пониманием того, как действовать в зеркальной ситуации при атаке через правый фланг. 

Во время навеса у «Црвены» всегда есть по меньшей мере два игрока в центре, которые будут бороться за мяч - это центральный нападающий и человек, который параллельным курсом бежит по противоположному флангу и смещается в район центра штрафной. Плюс в зависимости от ситуации включаются игроки центра поля, которые должны караулить отскок около линии штрафной, но время от времени - если успевают - также врываются внутрь. Поэтому важно, чтобы опорная зона контролировала такие ситуации - всегда полезно иметь по меньшей мере 3 игрока для контроля вратарской зоны и двух игроков, которые будут перекрывать зону между линией штрафной и вратарской на случай отката. Если опорники не успевают вернуться в такого рода ситуациях, возникают такие эпизоды, как в матче с «Кельном» - Срнич вместе с Боаки вовремя откинулись чуть назад и легко отклеились от тройки защитников без намека на подстраховку.   

Еще один вариант для доставки мяча в высокие зоны на флангах - игра с двумя инсайдами, которые смещаются ближе к центру и полностью освобождают бровку под включение крайних защитников. При этом они стягивают команду соперника в центр и заставляют уходить за собой крайних полузащитников соперника - в итоге Стойкович и Родич в высоких позициях часто остаются в изоляции и при приёме мяча находятся либо 1 в 1 соперником (достаточно легко завершить дело кроссом, когда нет подстраховки), либо и вовсе имеют перед собой свободную зону, из которой при получении мяча смогут простреливать без сопротивления.

В ряде эпизодов у них появляется возможность напрямую взаимодействовать с инсайдами, если соперник глубоко сидит и нет возможности вскрыть одной передачей из глубины. К примеру, принимая мяч в более глубоких позициях они либо могут сыграть в стенку и совершить рывок за спину защитнику, либо вывести на соответствующую позицию в ходе перепасовки уже партнера.

Но чаще Родича и Стойковича на такие позиции выводят именно игроки центра поля - Крстичич или Йовичич. По ссылке - две идентичные атаки «Црвены», которые дважды привели к кроссу в штрафную в течении одной минуты матча с «БАТЭ». Ниже - еще несколько скринов в подтверждение. 

В общем, в обоих случаях все заканчивается примерно одинаково, но с той разницей, что при одном раскладе последний пас чаще отдают крайние защитники, при другом уже вингеры. 

Кстати, небольшая отсылка к нашему рассуждению на тему того, какой вариант изберет Милоевич в отсутствии Канга. Очень вероятно, что атакующие построения будут очень напоминать игру с «БАТЭ» - в такой системе, повторюсь, найти замену габонцу будет гораздо проще, потому что в ней он не играл столь же существенной роли, как при 4-2-3-1, где он определял командное движение и был связующим звеном для доставки мяча на фланг.  

Проблемы в прессинге

Как и любая другая команда, «Црвена» часто ротирует интенсивность прессинга даже в рамках одного поединка. Но так или иначе перед каждым матчем выбирается какая-то база, от которой потом уже отталкиваются, вроде исходной схемы (сколько игроков прессингуют в какой линии) и расположения отдельных линий по высоте. Тут у тренера тоже есть два варианта - он может использовать как более агрессивную модель прессинга, как это было в матче с «БАТЭ» - когда он выходил играть только на победу и нужно было давить с первых минут - так и более осторожный подход с классической 4-4-2, глубоко сидящими флангами обороны и страхующим опорником, который покрывал пространство между прессингующей группой игроков и обороной при выходе в высокий прессинг.

В матче с «БАТЭ» зачастую проскакивала даже такая вещь, как контрпрессинг (соперника задавливают большим числом игроков сразу после потери мяча, стараясь вернуть его в первые же секунды), который, правда, часто достаточно легко разбивался из-за больших разрывов между прессингующими игроками и линией защиты, а также достаточно вольной игры опорной зоны + крайнего защитника - часто они оставались в полупозиции и давали сопернику несколько вариантов для выхода из ситуации. В ряде эпизодов они и не поджимали до конца в зоне, где пытались за счет агрессивного давления вернуть себе мяч, и при этом не страховали сзади и оставляли большие разрывы по отношению к защитникам.

При этом линия обороны часто оставалась сзади втроем - один из крайних защитников высоко выдергивался из своей зоны и пытался помогать впереди, оголяя тем самым свою зону. В итоге «БАТЭ» часто удавалось выходить из под прессинга за счет длинных передач, а далее следовала контратака 3 в 3 или 3 в 4. Милоевичу повезло, что свои выходы в контратаку сопернику не реализовал должным образом - если бы играли с командой, чей исполнительский класс повыше, обязательно возникли бы проблемы. 

В этой связи он внес сразу несколько фиксов к матчу с «Кельном» и постарался сбалансировать прессинг добавлением страхующего опорника Йовичича и в целом более спокойным подходом к делу - средняя линия сидела уже чуть глубже, а крайние защитники оставались на одной линии с центральными.

Тем не менее, образовалось сразу две возможности для выхода из под прессинга, которыми «Кельн», правда, не всегда пользовался:

1) Канга со своей позиции уходил на одну линию с Боаки, а его зону никто не восполнял - Дональд хоть и находился чуть выше Йовичича, но тем не менее между нападающими и средней линией часто возникало пространство, которым пользовался соперник. Особенно заметно это было, когда мяч был на фланге и «Црвена» пыталась навязать прессинг - всегда была возможность предложить себя накоротке в центре.

2) Когда мяч уходил на фланги к крайним защитникам, была хорошая возможность продолжить атаку флангом - крайние полузащитники были ориентированы ближе к центру и оставляли пространство для передачи по флангу. Там уже на вингера «Кельна» выдергивались Родич и Стойкович, что, в свою очередь, давало возможность воспользоваться пространством между крайним и центральным защитником и в две передачи уйти в отрыв. Но на тему пространства между крайними и центральными защитниками мы еще поговорим отдельно. 

 

  

В итоге при любом виде прессинга у «Црвены» есть уязвимые места - либо выходить накоротке через фланги и опорную зону, либо разбивать давление длинными передачами, после которых можно атаковать едва ли не при равном соотношении сил. 

Игра в глубокой фазе обороны     

При обороне у «Црвены» есть два варианта для построения игры - 4-4-1-1 (перетекающие иногда и в 4-3-3 в зависимости от ситуации) и классические 4-4-2, на которые Милоевич перешел в игре с Кельном. Но нужно понимать, что этот переход был сделан на фоне неудачной оборонительной игры в матче с БАТЭ, которая хоть и не привела к печальным последствиям, но давала о себе знать в целом ряде эпизодов и не прошла бы в матче с командой, которая имеет соответствующий уровень исполнителей.  

Потому очень вероятно, что при обороне Црвена вновь будет выстраиваться в 4-4-2 и первая оборонительная линия будет вдвоем перекрывать линии для передач в центр. У них неплохо получилось обезвредить Кельн в ситуациях, когда центральные защитники пытались конструировать атаку - прессинговали 2 в 2 и часто вынуждали играть забросами. Но в какой-то момент опорник немцев стал все чаще опускаться в линию защиты и трансформировал ее в тройку при начале атаки - мяч уже лучше циркулировал в начальной фазе и за счет добавления одного свободного игрока удавалось находить пространство для выхода через мелкий пас - мяч либо уходил на фланги защиты, откуда уже продвигался в более высокие зоны (см. проблемы при прессинге), либо возникала возможность напрямую отдать центральному полузащитнику, который опускался чуть глубже. Понятно, что второе работает только в более пассивных оборонительных фазах - когда Црвена старается поджимать (чаще - в начале таймов, после чего идет более пассивный отрезок -> особенно, если более-менее устраивает счет), когда Дональд не выдергивается из своей зоны и соответственно не накрывает полузащитника соперника. 

 

Поэтому ЦСКА, как мне кажется, на первый матч стоит выйти с тройкой в центре, чтобы стабилизировать владение и иметь свободного игрока при двух прессингующих нападающих. На примере Кельна Ганчаренко может убедиться, что ситуации 2 в 2 при билдапе - достаточно неприятная история, которая существенно усложняет доставку мяча глубинным плеймейкерам и серьезно замедляет позиционные атаки. Так что не знаю, насколько может пригодится возвращение к схеме с четырьмя защитниками, которая достаточно активно наигрывалась на первом сборе. 

Теперь поговорим о том, как действовать, когда пройдена первая линия сопротивления.

А именно - перегружать фланги и пользоваться узкой системой обороны соперника, которая может доставить проблемы при своевременных переводах мяча на противоположный фланг. Линии «Црвены» располагаются достаточно узко и часто команда сильно стянута на один край. На самом деле, этим «ЦСКА» пользуется уже на протяжении всего сезона - много комбинирует и перегружает фланг Фернандеса, а затем в две передачи доводит мяч на противоположный, где в высокой позиции открывается Щенников и остается в изоляции под прострел, либо вовсе выходит на ударную позицию - так, к примеру, забивались голы «Рубину» и «Бенфике». 

 

Так это может выглядеть в матче с «Црвеной»: 

Еще одна показательная история - растягивание обороны, регулярно переводя мяч с фланга на фланг. В свою очередь в матче с «Кельном», которые немного перестроились во втором тайме и достаточно неплохо временами взламывали низкий блок соперника, постоянная смена вектора приводила к ситуациям, когда средняя линия не успевала перестраиваться и после перевода мяча на противоположный фланг высоко приходилось выдергиваться уже Стойковичу и Родичу, что освобождало коридоры между флангом и центром защиты. 

  

В итоге на фланг стягивался один из центральных и оставлял свободного игрока в центре, который в свою очередь мог включаться за спину защитнику и получить передачу под удар - либо после обработки, либо в касание. Со взрывными Мусой и Витиньо такое может вполне регулярно проходить - главное качественно растягивать оборону, меняя фланги в две-три передачи. Пространство за спиной и линии защиты и коридоры между крайним и центральным - достаточно удобная тема для «ЦСКА». Просто нужно регулярно провоцировать крайних на то, чтобы они высоко выдвигались со своих позиций за соперником.

Атаковать Дональда   

Персональные ориентировки - достаточно сомнительная вещь, но так или иначе у «Црвены» в средней линии есть один человек, которого в любой ситуации должны контролировать 1-2 игрока центра поля и атаковать в момент приёма мяча, вынуждая отыгрывать назад. Он отлично может включиться в завершающей стадии эпизода и отдать последний пас, причем из любой позиции и на любую дистанцию.

По части лазерных передач в свободные зоны в «Црвене» ему сейчас нет равных. Он может быть достаточно пассивен в начальной фазе атак, но отлично сыграть в одном эпизоде и отдать определяющий пас. 

 

Благодарю за небольшую видеонарезку по Дональду (чемпионат + ЛЕ) Александра Башуцкого

* * *

Подписывайтесь на Футбольный Скаут в ВК. Там еще больше аналитики и скаутинга.