11 мин.

Золото, розы и кресты: лучшие юбилейные формы сезона от «Сити» до «Пеньяроля»

В 2019 году все крупные бренды спортивной экипировки дружно ударились в ретро. Вспомнив, что выросло уже не одно поколение, которое лишь понаслышке знает о тех временах, Nike, Adidas и Puma почти синхронно выпустили серии третьих комплектов для топ-клубов с отсылкой к 90-м, выведя в мейнстрим тренд на ностальгию.

За всеобщим восторгом малозамеченными остаются другие достойные формы, которые иногда выходят чуть ли не в коллекционном режиме. Многие из них приурочены к тем или иным круглым датам в жизни больших и маленьких клубов в самых разных уголках света. Football Mania восполняет пробел и показывает топ-11 юбилейных форм.

«Лидс»: белый цвет в честь столетия

«Юнайтед» с размахом отпраздновал столетний юбилей. Частью празднования стал эксклюзивный белый комплект от Kappa, в котором футболисты вышли в домашнем матче чемпионшипа против «Бирмингема» 19 октября. Перед релизом, назначенным на сам день столетия (17 октября), местные медиа гадали, какое именно сочетание цветов выберут технические спонсоры. Вплоть до начала 1960-х «Лидс» выступал в традиционных желто-синих городских цветах. Революция произошла из-за Дона Реви - знаменитого менеджера, который, придя в «Лидс», решил превратить его в местный «Реал», из-за чего и поменял цвет формы на полностью белый. Именно с Реви связаны самые славные времена в истории клуба, который в 60-е доминировал в Англии и был на ведущих ролях в Европе.

Чисто белые комплекты с эмблемой клуба и розой Йорков на груди дополнены ретро-шнуровкой. Красивая и лаконичная отсылка к славным временам. Пожалуй, не хватает деталей, но нужны ли они здесь? 

Оценка: 7/10

«Анже»: ничего лишнего 

На оценку «Лидса» повлиял и еще один немаловажный фактор: вторичность. Дело в том, что Kappa чуть раньше делала форму для команды, празднующей столетний юбилей. Этим клубом стал французский «Анже», для которого итальянцы сделали чисто белую футболку (!) с ретро-логотипом, который отсылает к... славным 1960-м! Да, как и у «Лидса», лучшие годы «Анже» закончились лет пятьдесят назад. Тогда они добились своего высшего достижения - стали третьими в чемпионате Франции.  

Сравниваешь со старыми фото и понимаешь, что попадание в самое яблочко. Жаль, что французы провели в этой форме лишь один матч, да и тот товарищеский.

Оценка: 10/10

«Манчестер Сити»: мелкие детали для фанатов

Пожалуй, одна из немногих презентаций из списка, которую так или иначе видели почти все. Накануне солидного 125-летнего юбилея «Манчестер Сити» Puma презентовала специальные комплекты для фанатов.

«Сити» не просто сыграл в этой форме, но и выиграл в ней Суперкубок Англии-2019. А теперь о деталях: 

  • 1 сентября 1894 года новый клуб из Манчестера провел свою первую игру. Количество комплектов в продаже - 1894;

  • В том же году первый менеджер клуба Джошуа Парлби подписал учредительный документ с именем нового клуба. Его копия напечатана на внутренней стороне футболки;

  • Комплекты – часть специальной коллекции. В ней есть не только майки, бомберы, кепки и шарфы, но и обувь и мяч.

Оценка: 8/10

«Марсель»: возвращение креста

Puma делала сразу несколько юбилейных комплектов в этом сезоне, причем всякий раз дизайнеры выкладывались по полной. В случае с юбилеем «Марселя» немецкий производитель вернул на футболки крест. По сути, это флаг города, который уже бывал на майках команды в начале XXI века. Комплект был представлен специально к матчу против «Сент-Этьена» в 4-м туре Лиги 1, который марсельцы выиграли со счетом 1:0.

Отметим, что несмотря на оставшееся название спонсора, упоминание Uber Eats легло в крест весьма симпатично. Казалось бы, все здорово, но еще перед началом сезона многие марсельские фаны восприняли новинку настороженно: в сезоне-2000/2001, к которому здесь видят отсылку, «Олимпик» едва спасся от вылета и ничего не добился в кубках.

Оценка: 9/10

«Болонья»: «рапидный» зеленый

Зеленый в Италии в моде не только благодаря сборной. Чуть ранее к этому цвету неожиданно обратилась «Болонья». Третью форму команды сделали в Macron, приурочив выпуск к ее 110-летнему юбилею. Несмотря на то, что «Болонья» традиционно и со дня основания красно-синяя, зеленый цвет появился неспроста.

Именно в таких комплектах команда выиграла скудетто в далёком 1925 году. Тогда смена стиля была инициирована руководителем клуба Энрико Сабаттини, который впечатлился игрой и формой венского «Рапида».

Издание 2019 года от Macron дополнено фактурным перечислением тех лет, когда клуб брал трофеи. К майке прилагаются черные шорты и гетры, а в продажу ушло 1909 комплектов в подарочных коробках.

На крупных планах может показаться, что от обилия деталей кружится голова, но в игре (а «Болонья» выходила в этой форме на поле) они выглядят красиво.

Оценка: 8/10

«Манчестер Юнайтед»: форма в честь первого Кубка Англии

«Манчестер Юнайтед» совместно с Adidas сделали красивую историческую отсылку. Первые успехи на внутренней арене пришли к команде в 1907-1909 гг. Тогда она последовательно выиграла чемпионат, Суперкубок и Кубок Англии. Именно финальной игре за последний из этого классического английского списка трофеев посвящен нынешний третий комплект «Юнайтед».

Тогда «дьяволы» вышли на матч в футболках с алой розой Ланкастеров на груди. И вы уже видели отсылки к тому матчу и к тому комплекту. В 2009 году Nike воплощал нечто похожее на него, празднуя юбилей «Олд Траффорд», который открылся на год позже появления у «МЮ» первого кубка. Видите, контрастная V-образная полоса и эмблема на месте розы?

Adidas пошел дальше и сделал ультрасовременный комплект в черном цвете, пристроив на него принт из роз. Пожалуй, молодое поколение оценит, а «старикам» отсылка станет понятна после дополнительных разъяснений. В любом случае, интерпретация заслуживает внимания. 

Оценка: 6/10

«Легия»: золото в честь легенды

Если остальные клубы в нашем списке просто отмечали круглые даты своей истории, то поляки пошли дальше и посвятили свою юбилейную форму конкретному человеку. Казимеж Дейна был чемпионом Олимпиады-1972 и бронзовым медалистом чемпионата мира-1974. В «Легии» за ним навсегда закреплен десятый номер, а в 1994 году его признали лучшим футболистом в истории Польши. Любители кино могут вспомнить его по фильму «Бегство к победе» со Сталлоне, Майлом Кейном и Пеле – на закате карьере Дейна эмигрировал из социалистического блока и тоже осел в США.

В каком еще цвете делать комплект в честь легенды, как не в золотом? В остальном в дизайне нет ничего нового. Пунктирные вертикальные полосы мы уже видели в тех же Штатах на майках «Цинциннати». На спине расположены годы жизни Дейны (собственно, 30-летию его гибели в автокатастрофе форма и посвящена), его автограф и вечная десятка.

Всего в продажу поступило 3000 копий, и вроде бы все лаконично и красиво, но, кажется, на этот раз творению Adidas не хватило души.

Оценка: 6/10

«Пеньяроль»: чемпионы столетия

Практически в тех же цветах выполнена и форма уругвайского гранда, приуроченная к его 128-летию. Но насколько же дизайн Puma смотрится интереснее! Баланс черного и желтого, идеально вписанные в полосы названия спонсоров, этот комплект – настоящая удача.

Местные журналисты говорят, что это уже не первая отсылка к «Сентрал Уругвай Рейлвэй Крикет Клаб» - прародителю и предшественнику «Пеньяроля», да и нашивку «чемпионы столетия» на левом рукаве они уже видели, но до нас подобные новости раньше доходили редко, и поэтому комплект смотрится очень свежо.

Оценка: 9/10

Америка: олдскул и локальные бренды

Но не Европой единой. Вот, например, мексиканский «Леон» решил отпраздновать собственное 75-летие и выпустил ровно 1944 зеленые футболки, которые можно охарактеризовать как «полное ретро».

Клубный логотип на груди заменил герб города. Но главная фишка – это, конечно, воротник на веревочках, под которым написана цитата местной легенды Антонио Баттальи, сравнившего возможность играть за «Леон» с райским наслаждением. В общем, в своем первозданном виде майка выглядит весьма аутентично – с трудом веришь, что их сделали в 2019 году.

Забавно, что про комплект, в котором игроки «Леона» вышли на матч против «Чиваса», такого уже не скажешь. И дело не только в огромном количестве спонсоров, которых нет в фанатской версии. Немного изменился даже сам фасон, а самые серьезные перемены случились как раз с воротником. А все чтобы он не мешался футболистам.

В Латинской Америке клубы между тем решили не мелочиться и отпраздновать почти полувековую историю своих городов. Так, эквадорская «Барселона» посвятила свои желтые комплекты 484-летию родного Гуаякиля, а перуанский «Мельгар» справил 479-летие Арекипы.

Не спрашиваете, почему были выбранные такие странные даты – мы сами не понимаем. Но если комплект «Барселоны» выделяется разве что ярким «канареечным» цветом и голубым гербом города на груди, форма «Мельгара» - возможно, лучшее, что есть в этом списке. Потрясающая расцветка, ненавязчивый принт, который отсылает к культуре живших здесь индейцев – придраться просто не к чему.

Что объединяет все три примера выше? Все они сделаны местными брендами – мексиканским Pirma, эквадорским Marathon и перуанским Walon. И знаете, получилось вообще ничуть не хуже.

Оценки: «Леон» - 7/10, «Барселона» - 6/10, «Мельгар» - 10/10

***

Знаем о футбольной экипировке все. Подписывайтесь на наш инстаграм @footballmaniaofficial!