9 мин.

Требования ФИФА к стадионам. Часть 2.

Количество мест на стадионе не должно увеличиваться в ущерб комфортности зрителей и обзора поля. Сиденья для зрителей должны быть шириной не менее 45 см со спинкой высотой минимум 30см на расстоянии 80см от спинки предыдущего сиденья.

Как справедливо отмечается в отчете, «входить на стадион зрители будут в течение часа или дольше, выйти после матча все они захотят одновременно», поэтому особое внимание при проектировании стадиона должно уделяться планированию движения людских потоков, пропускным способностям входов и выходов, а также дорог, ведущих к стадиону. Кстати, пропускная способность выходов со стадиона регулируется полнее конкретным документом – The Green Guide (Guide to Safety at Sports Grounds - не путать с путеводителем). Например, согласно градостроительным нормам Лондона, расстояние вокруг арены («concourse») не должно быть меньше 15 метров. Кроме вопросов, касающихся непосредственно стройки, должна анализироваться будущая логистика вокруг стадиона, а именно то, как повлияет полная вместимость арены на транспортные и людские потоки. В частности, по подсчетам британских консультантов, ширина дороги в 12 метров обеспечивает проходимость 8000 человек в час. Эту информацию неплохо было бы передать руководству Лужников.

Следующий раздел требований касается экологичности стадионов и соблюдения «зеленых» стандартов. Программа Green Goal с который выступила ФИФА, призвана способствовать так называемой экологической оптимизации. Основными целями программы являются: уменьшение потребления питьевой воды, предотвращение и / или сокращение отходов, создание более эффективной энергосберегающей системы и увеличение доли общественного транспорта для обеспечения матчей ФИФА. Все это должно способствовать установлению нейтрального баланса в отношении выброса парниковых газов. В качестве примера соблюдения таких требований можно привести планы польских пожарных проводить экспертный анализ состава воздуха над стадионами Евро-2012 в Варшаве, Гданьске, Познани и Вроцлаве, а также над фан-зонами.

Кроме того, стадионы должны пройти LEED сертификацию, в соответствии с которой дизайн всех стадионов должен учитывать принципы и технологии проектирования «зелeных» зданий. Для новых стадионов желательно получить хотя бы минимальную сертификацию LEED. В случае крупной реконструкции существующих стадионов они также подлежат сертификации. Система сертификации заключается в проведении независимого анализа влияния архитектурных сооружений на окружающую среду. Система рейтинга LEED включает шесть крупных категорий, в каждой из которых есть список зачeтов с баллами по каждому из них. Этими категориями являются:

  • экологически рациональные площадки - эта категория оценивает выбор площадки для строительства и то, как планируемая застройка впишется в природную среду, социальное окружение и существующую транспортную систему;

  • эффективность использования воды - эта категория нацелена на уменьшение потребления воды и использование альтернативных водных ресурсов, таких как сбор дождевой воды;

  • энергия и атмосфера - эта категория поощряет использование альтернативных источников энергии и требует мер по снижению выбросов, ведущих к парниковому эффекту;

  • материалы и ресурсы - в этой категории присуждаются баллы за использование оптимальных с точки зрения экологии строительных материалов;

  • качество внутренней среды - эта категория оценивает создание чистой и благоприятной для здоровья среды внутри зданий благодаря использованию естественной вентиляции и дневного света;

  • инновации в дизайне - в этой категории присуждаются баллы за новые идеи, которые помогают снизить влияние застройки на окружающую среду.

Отдельно оговариваются вопросы экологии, связанные с проведением Кубка Мира ФИФА:

  • город, принимающий у себя турнир, в течение пяти лет до его начала должен брать пробы воздуха и проводить их анализ;

  • принимающая сторона должна предоставить информацию о качестве воды в муниципальной системе водоснабжения;

  • необходима информация о тех районах города, которые имеют большое культурное, историческое или религиозное значение (если снова говорить о Москве, то вопросы могут возникнуть со сносом трибун стадиона Динамо, которые, по некоторым данным, являлись памятниками архитектуры. Подробно об этом я писал здесь).

  • принимающая сторона должна сделать доступной информацию о любых экологически неблагополучных зонах в городе и особенно вокруг территории стадиона. Интересно, что напишут о Курчатовском институте и нефтеперерабатывающем заводе в Капотне власти Москвы.

Как отразиться работа Московского нефтеперерабатывающего завода на проведении матчей Чемпионата Мира в столице?

Специальный раздел отчета посвящен влиянию стадиона на соседние объекты, которое проявляется в увеличении движения автотранспорта, поведении фанатов, повышенном уровне шума и яркого освещения, появлении глубоких теней на соседних зданиях. Удовлетворение потребностей соседей, в частности, возможно за счет строительства стадиона ниже уровня земли:

 

Кстати, одной из причин откладывавшейся реконструкции стадиона Стэмфорд Бридж, о которой я писал здесь и здесь, является как раз то, что увеличение вместимости арены потребует увеличения площади и приблизит ее к соседним домам, нарушив, таким образом, их "rights of light" или право на свет.

Совсем недавно в прессе появилась информация о том, что Челси нашел новый земельный участок для стадиона. Футбольный клуб совместно с компанией Almacantar будет участвовать в аукционе по покупке земли под неработающей электростанцией "Баттерси", которая была построена в 1930 году, прекратила работу в 1983 и попрежнему остается одним из символов Лондона, побывав на обложках альбомов the Beatles и Pink Floyd. Как пишет Financial Times, 39 акров земли (около 16 Гектар) под электростанцией продаются уже с февраля этого года, и за последние несколько лет уже несколько инвесторов объявляли о планах организовать там парк развлечений и офисный центр. Одним из ограничивающих факторов является требование властей Лондона расширить транспортную магистраль, ведущую к участку, что оценивается в 750 млн фунтов. Обеспечить это финансирование нужно до начала работ по реконструкции. На участок претендует не только Челси, и клуб поспешил заметить, что пока никуда перееезжать со Стемфорд Бридж не собирается.

Проект арены предусматривает сохранение ее значимых частей: четыре трубы и промывные башни, а также западная турбина и центр управления будут сохранены и отреставрированы. В сети уже даже появились макеты будущего стадиона на 60 тысяч мест. 

Еще один ключевой вопрос для любого стадиона – удобство для зрителей, игроков и официальных лиц, который разбивается на несколько частей. Во-первых, на стадионе необходимо оборудовать одну постоянную точку продажи на каждые 250 зрительских мест, а также обеспечить условия для работы одной передвижной торговой точки на каждую 1000 мест и одного разносчика на 600 мест.

Во-вторых, на стадионах вместимостью 60 000 зрителей должно быть обеспечено 10 000 парковочных мест для автомобилей и 500 для автобусов. Также необходимо обеспечить парковки для команд: как минимум для четырeх автобусов и 14 автомобилей. Их необходимо разместить внутри стадиона, рядом с раздевалками, в местах, недоступных для зрителей. Игроки и члены судейской коллегии должны иметь возможность выйти из своих транспортных средств и пройти непосредственно в свои раздевалки, не вступая в контакт с публикой. Достаточное количество парковочных мест должно быть предоставлено всему обслуживающему персоналу, в частности, сотрудникам службы безопасности, контролeрам, организаторам-распорядителям и работникам общественного питания. Высадку и посадку в автобусы игроков, членов судейской коллегии и особо важных VIP желательно организовать в закрытом цокольном этаже или подвале, в отдалении от зрительских зон, чтобы предотвратить возможные акты агрессии. На маршруте прохода между различными раздевалками, парковкой транспорта аварийных служб и игровым полем не должно быть таких препятствий, как лестницы, перепады уровня, резкие изгибы и повороты, которые затруднили бы транспортировку носилок с травмированным игроком.

Очень подробно расписано количество туалетов. В частности, в отчете говорится, «что все больше женщин посещают футбольные матчи и другие мероприятия на стадионах. Проектировщики стадионов должны рассмотреть возможность оборудования дополнительных женских туалетов, которые могли бы временно использоваться как мужские на тех мероприятиях, где ожидается преимущественно мужская аудитория, – с соответствующей заменой указателей».

Наконец, очень важный нюанс, который не учтен не только на наших стадионах, но в городах вообще – это учет интересов людей с ограниченными возможностями. На современной футбольной арене от 0,5 до 1% всех мест должно быть отведено для кресел-колясок. Причем это должны быть места с хорошим, незатруднeнным обзором поля. Также должны быть предусмотрены пандусы, специально оборудованные санузлы и пункты питания. Зрители в креслах-колясках должны иметь возможность попасть на стадион через все входы, включая входы для VIP-гостей, особо важных VIP, представителей СМИ, зоны команд и телевещания, и попасть на свои места без ненужных затруднений для них самих или для других зрителей. При этом зрители с ограниченными возможностями должны иметь свой отдельный вход, от которого у них будет прямой доступ в креслах-колясках к своим местам на трибунах. Зрители-инвалиды не должны быть размещены так, чтобы из-за своей ограниченной подвижности подвергнуть опасности себя самих или других зрителей в случае чрезвычайной ситуации. Зрители с ограниченными возможностями должны быть защищены от дождя и солнца. Традиционная практика их размещения на открытом месте рядом с полем неприемлема.

Места для слабовидящих и слепых зрителей должны размещаться на той же стороне стадиона, что и места комментаторов, на нижних зрительских рядах, по возможности, ближе к игровому полю.

Минимум два места с рабочими столами должны быть оборудованы для комментаторов-инвалидов.

Стадионы Украины, где пройдут матчи ЧЕ 2012 уже вовсю рапортуют о соблюдении этих требований. Так, на «Донбасс Арене» оборудовано 104 места (104% от требований) для людей с ограниченными возможностями передвижения и 92 места для сопровождающих, которые располагаются в четырех зонах по периметру стадиона. Для доступа на трибуны гости могут воспользоваться специальным пандусам, расположенными в северо-западной и юго-восточной частях стадиона. Входы в чашу у пандусов оборудованы отдельными турникетами. На прилегающей к стадиону территории есть две парковки - большая на северо-востоке на 62 места, и небольшая с юго-запада на 19 мест. Для посетителей с ограниченными физическими возможностями в кассах стадиона предусмотрено отдельное окно с удобным подъездом, аналогично оборудованы и отдельные фаст-фуды. В нескольких метрах от зон размещения болельщиков на инвалидных колясках есть специально оборудованные туалетные комнаты, оснащенные сигнализацией для вызова экстренной помощи. Кроме того, места для данной категории болельщиков оборудованы индивидуальной системой обогрева.

Отдельные разделы отчета посвящены требованиям к билетным планам, системам энергоснабжения, уровню освещения и теней, углам обзора, горизонтальной и вертикальной освещенности, цветовой температуре, цветопередаче и системам связи. Также отдельно рассматриваются стадионы для футзала и пляжного футбола. В целом они повторяют логику, применимую к большим спортивным аренам, но при этом учитывают специфику младших братьев футбола.

Немного нестандартный подход ФИФА применила к компании Coca-Cola. Дело в том, что все требования в отчете носят общий характер без упоминания конкретных компаний, обеспечивающих их соблюдение. И только для производителя известного газированного напитка сделано вот такое исключение: «Офис логистики компании «Coca-Cola» располагается внутри охраняемого сектора спортивной арены. Местонахождение не должно совпадать с местонахождением службы маркетинга ФИФА. Необходим удобный доступ к точкам концессионной торговли. Если располагается за пределами стадиона, то это не должно быть слишком далеко». Вот такие привилегии.

В заключении еще раз замечу, что в своих «требованиях» ФИФА учли абсолютно все аспекты, связанные с функционированием современного стадиона, начиная с футбольного поля и заканчивая флагштоками. При этом соблюдение этих требований поможет не только обеспечить безопасность зрителей, но и сделает их пребывание на стадионе комфортным, что поможет увеличить посещаемость и в конечно итоге приведет к росту доходов владельцев арены. Вполне актуальная цель для России.