3 мин.

Наклеек Panini к Евро больше не будет – разорвали контракт с УЕФА. Турнир ушел их главному конкуренту

Новый амбассадор Topps – Жозе Моуринью.

Вы наверняка хоть раз встречались с карточками или наклейками от Panini – вероятно, даже их собирали. Перед чемпионатами Европы такой возможности больше не будет: УЕФА прекратил сотрудничество с итальянской компанией.

На смену пришла американская фирма Topps. Ее амбассадор – Жозе Моуринью

Футбольные наклейки перед турниром все-таки останутся – эксклюзивным партнером УЕФА по изготовлению коллекционных предметов стала американская фирма Topps. Изначально она занималась производством конфет и жевательной резинки, но в 1952 году решила расшириться –выпустила серию бейсбольных, а затем и футбольных карточек.

Topps уже сотрудничала с УЕФА по клубным турнирам, теперь компания забрала и турниры сборных. Будут делать альбомы с наклейками к Евро-2024 и Евро-2028, женскому Евро-2025, а также Лиге наций.

Главным лицом Topps станет Жозе Моуринью. Главный тренер «Ромы» поможет с отбором игроков для альбомов с наклейками. 

Союз Panini и УЕФА – история: производили стикеры к чемпионатам мира по футболу с 1970 года, а к европейским первенствам – с 1977-го. Но яркую эмблему Panini мы еще увидим на футбольных наклейках: компания остается партнером ФИФА и выпустит продукцию к ЧМ-2022.

Topps и Panini – главные конкуренты на рынке: до этого у итальянцев отобрали Бундеслигу

В феврале 2021-го на Sports.ru вышел большой текст о Panini – про историю фирмы и причинах ее успеха. Ниже – его главные фрагменты.

Братья Джузеппе и Бенито Панини торговали прессой в палатках в итальянской Модене. Со временем газетный бизнес братьев разросся до того, что они стали крупными по местным меркам дистрибьюторами прессы, однако основу для мировой славы братьев помог заложить случай. Одна фирма в соседнем Милане не могла реализовать уже напечатанную партию наклеек, а Панини выкупили ее, расфасовали по пакетам и перепродали.

Этот случай открыл братьям глаза на «голубой океан» бизнеса, и уже через год они стали выпускать собственную коллекцию стикеров и альбомов со спортсменами. Основу для этой идеи братья подсмотрели в США, где уже тогда бешеной популярностью пользовались бейсбольные карточки, а за некоторые редкие экземпляры коллекционеры отваливали безумные деньги.

Добавив к этому элемент «геймификации» (покупатель наклеек не знает, что именно будет внутри) в уже старую забаву, Panini стали стремительно завоевывать симпатии итальянской спортивной аудитории, которая следила за Серией А – особенно это нравилось детям. Первый альбом для наклеек братья рисовали самостоятельно, а на обложке красовался форвард «Милана» Нильс Лидхольм. Продажа 15 миллионов карточек в первый же год сделала Джезеппе и Бенито миллионерами.

Многомиллионные продажи в Италии позволили семейному бизнесу стремительно расти и задумываться о выходе на мировой рынок, первым шагом к которому стал чемпионат мира в Мексике в 1970-м. Перед турниром компания договорилась с ФИФА о том, что Panini будет выпускать официальные альбомы и наклейки. Продукция Panini впервые выходила не только на итальянском языке и продавалась за границей.

Из-за грандиозной популярности наклеек к чемпионату мира стали добавляться и континентальные турниры (чемпионат Европы, Копа Америка и другие), а с 80-х к футболу стали добавляться и другие виды спорта (хоккей и баскетбол, американский футбол). Так, в США на рынке карточек НБА Panini – абсолютный монополист.

В футболе достигнуть монополии итальянцам не удалось: все как раз из-за фирмы Topps – их главного конкурента. У американцев права на выпуск наклеек Бундеслиги. Теперь отобрали еще и чемпионат Европы.

Наклейки Panini – бизнес на 750 млн евро, захвативший футбол