12 мин.

Мини-футбол в школу

РФС разработал программу мини-футбол в школу и активно продвигает это направление. Сегодня я хотел бы рассказать один из способов организации футбольной секции в школе. Этот блог не панацея, а просто лишь мое мнение и тех авторов которых я цитирую.

Скачать полную книгу Мини-футбол в Школу вы можете с сайта footballtrainer.ru

Итак. Приступим. Основными формами подготовки школьников в секции мини-футбола являются комплексные и специализированные занятия (уроки).

Комплексное занятие включает, как правило, общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения, а также упражнения по технической и тактической подготовке или их сочетания. Например, такое занятие может включать упражнения по общей физической подготовке и по технике игры; упражнения по специальной физической подготовке и по тактике. Однако во всех случаях необходимо, чтобы упражнения по физической подготовке увя зывались с основным содержанием урока данного типа.

Специализированное (тематическое) занятие является более узким по со держанию, но более целенаправленным, чем предыдущая форма подготовки. Такой урок в условиях секции мини-футбола рекомендуется проводить тогда, когда сложно организовать или методически нецелесообразно объединять физическую, техническую и тактическую подготовку в одном занятии. Перед началом такого занятия преподаватель сообщает школьникам сведения теоре тического характера, что способствует оптимизации усвоения учебного мате риала. Специализированный урок может носить и чисто теоретический харак тер. В этом случае занятия проводятся в форме лекции или беседы с показом соответствующих видеоматериалов и учебных фильмов.

Комплексные занятия рекомендуется более широко использовать в работе со школьниками 8-10 и 11-15 лет, а специализированные - с учащимися 16-17 лет. Вне зависимости от типа занятий их воздействие на занимающихся должно быть всесторонним - образовательным, воспитательным, оздорови тельным. Первостепенность образовательных задач не должна принижать роль воспитательных и оздоровительных задач: и те, и другие решаются в комплек се. Например, ставя в уроке задачу по овладению занимающимися определен ным кругом знаний, умений и навыков с помощью комплекса разнообразных физических упражнений, строго дозируя при этом физическую нагрузку, пре подаватель одновременно продумывает и решение задач оздоровительного и воспитательного воздействия. В каждом занятии ставится не менее двух-трех основных задач, в том числе не более двух по освоению нового материала. Ре шение большинства задач должно планироваться и осуществляться с учетом периодического возвращения к ним на последующих занятиях (на более вы соком уровне достигнутой подготовленности занимающихся).

Организация урока должна начинаться еще до его начала. Она включает под готовку занимающимися необходимого инвентаря и оборудования, мест заня тий, соблюдения установленного порядка в местах переодевания, своевремен ное построение в установленном месте. Такая предварительная подготовка со здает среди юных футболистов положительный эмоциональный фон, настраивающий на интенсивные и плодотворные занятия.

Занятие (урок) должно иметь определенную последовательность и структу ру. Оно состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Деление занятий на три части связано с фазовым изменением работоспособности при выполнении физической (мышечной) работы, которая в течение одного урока меняется следующим образом:

- фаза повышения (по мере «врабатывания» работоспособность повыша ется, происходит согласование различных систем организма - центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной - на более высоком уровне функционирования);

- фаза устойчивости (повышенная работоспособность сохраняется на не которое время);

- фаза снижения (работоспособность снижается вследствие нарастающего утомления).

Первая фаза работоспособности соответствует вводной части урока, вторая -основной и третья - заключительной.

Вводная часть (10-20 мин) в основном решает задачу подготовки занимаю щихся к сознательному и активному выполнению главных задач урока в пси хологическом и физиологическом плане. Психологическая подготовка заклю чается в сосредоточении внимания занимающихся на решении основных за дач урока с помощью физических упражнений и заданий на внимание. Физиологическая подготовка имеет целью достижение готовности организма юных футболистов к последующим более интенсивным и значительным на грузкам и выполнению основных задач урока. Для этого используются разно образные общеразвивающие и подготовительные упражнения. В данной час ти могут решаться и относительно самостоятельные задачи: обучение строе вым упражнениям, формирование правильной осанки, развитие отдельных физических качеств. Физическая нагрузка в вводной части не должна вызы вать у занимающихся утомления до работы над основным материалом. Ввод ная часть начинается с построения юных футболистов, рапорта старосты или дежурного и постановки преподавателем задач на текущий урок.

В основной части (40-90 мин) в условиях оптимальной работоспособности занимающихся решаются основные задачи урока. В начале основной части проводится обучение новому материалу. Закрепление и совершенствование приемов осуществляются в середине или ближе к концу основной части урока. Упражнения на развитие физических качеств планируются здесь в такой пос ледовательности: вначале - упражнения на проявление скоростно-силовых качеств, тонкой координации, ловкости; в конце - упражнения, развивающие силу и выносливость. Основная часть урока может иметь как относительно несложную структуру, если содержание учебного материала однородно (на пример, разучивание удара серединой подъема и игровое упражнение с исполь зованием данного приема), так и сложную, состоящую из нескольких частей (например, разучивание тактической комбинации «стенка», упражнения с отя гощениями, упражнения на выносливость). В последнем случае каждому ос­новному упражнению могут предшествовать несколько подготовительных, со здающих необходимые предпосылки для выполнения основного.

Заключительная часть (3-5 мин) преследует цель достижения перевода организма занимающихся из состояния повышенной функциональной актив ности в относительно спокойное состояние. Средствами этого служат строе вые упражнения, упражнения на формирование правильной осанки, медлен ный бег, ходьба, упражнения на расслабление мышц, жонглирование мячом различными частями тела. Заканчивается заключительная часть подведением итогов занятия.

Эффективность урока во многом определяется нагрузкой, полученной за нимающимися от занятий физическими упражнениями. В каждом занятии преподаватель должен стремиться к достижению возможно большего объема полезной нагрузки. При этом решающее значение имеет плотность урока, ко торая делится на общую и моторную.

Под общей плотностью понимается отношение времени, использованного на уроке педагогически эффективно, ко всей продолжительности урока. Об щая плотность урока всегда должна быть близкой к 100%, что означает исполь зование значительной части времени урока на непосредственное выполнение физических упражнений. В то же время частые перестроения занимающихся, перестановка инвентаря и смена оборудования, длительные паузы между вы полнением упражнений, нарушения дисциплины, то есть педагогически неэф фективные действия, способствуют снижению общей плотности.

Моторная плотность - это отношение времени, затраченного непосредствен но на выполнение двигательных действий, ко всему времени занятия. Она дол жна быть оптимальной для каждой возрастной группы юных футболистов. Так, оптимальной моторной плотностью для школьников 10-11 лет можно считать плотность, равную 37-49%, для учащихся 12-15 лет - 50-60%, для юношей и девушек 16-17 лет - до 70%. Достижение на уроках оптимальной моторной плотности требует тщательного планирования всего процесса подготовки юных футболистов и каждого занятия в отдельности, предварительной подготовки преподавателя к работе. На величину моторной плотности влияет выбор места занятий, количество и расположение инвентаря, выбор способов организации занятий, продолжительность объяснений учебного материала и пр.

В процессе занятий со школьниками в секции мини-футбола важно пра вильно регулировать физическую нагрузку, то есть определенную меру влия ния физических упражнений на организм занимающихся. Доза нагрузки -определенная величина ее объема и интенсивности. Объем нагрузки опреде ляется по количеству выполненных упражнений, затратам времени на заня тия, длине дистанции и др. Интенсивность нагрузки можно определить по темпу и скорости движений, ускорению, а также по частоте сердечных сокраще ний (ЧСС) и др.

Чем больше объем нагрузки, тем меньше ее интенсивность. В младшем школь ном возрасте наращивание нагрузки на занятиях в секции мини-футбола дол жно идти за счет увеличения ее объема, а позднее, по мере постепенного разви тия возможностей организма школьников, в основном за счет интенсивности.

Физическая нагрузка на каждом уроке должна увеличиваться постепенно, достигая максимума ко второй половине основной части занятия и снижаясь к концу урока. Для правильного регулирования рекомендуется использовать контроль за частотой сердечных сокращений (ЧСС) у школьников в период занятий. Графическое изображение ЧСС до, во время и после урока и дает ин формацию о правильном чередовании преподавателем различных по трудно сти и интенсивности физических упражнений, их переносимости занимаю щимися. Важно, чтобы ЧСС была наибольшей, как говорилось выше, во второй половине занятия и приближалась к исходной в конце урока.

Контроль за ЧСС особенно важно применять к тем занимающимся, которые имеют недостаточный уровень физической подготовленности, или к юным фут болистам, пропустившим несколько занятий в результате болезни. В целях пра вильного регулирования нагрузки на занятиях у отдельных учащихся препода ватель может с успехом проводить известные функциональные пробы с регист рацией и анализом ЧСС. Это даст возможность получить важную информацию о деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем занимающихся.

Проба с приседаниями является наиболее доступной. У испытуемого изме ряется частота пульса в покое. Затем он выполняет 20 приседаний за 30 с. Вре мя восстановления ЧСС до исходного уровня до 3 мин следует считать хоро шим результатом, до 4-5 мин - удовлетворительным, до 6 мин - неудовлетво рительным. По данным, приведенным в табл. 5, можно определить, как на эту пробу реагирует организм занимающихся.

Таблица 5

Оценка

Учащение ЧСС, %

Время нормализации пульса, мин

Дыхание

«Хорошо»

25-30

1-3

Без видимых изменений

«Удовлетворительно»

51-75

4-5

Учащение на 4-5 вздохов в 1 мин

«Неудовлетворительно»

= 80

= 6

Одышка

Пробы с переменой положения тела (ортостатическая и клиностатическая) позволяют оценить состояние нервной регуляции сердечно-сосудистой системы.

Ортостатическая проба. Испытуемый в положении лежа подсчитывает ЧСС за 10 с и умножает полученный результат на 6. Затем, спокойно встав, он под считывает ЧСС уже в положении стоя. Нормальной реакцией следует считать учащение ЧСС на 10-14 уд./мин, до 20 уд./мин - удовлетворительной и свыше 20 уд./мин - неудовлетворительной. Большая разница в ЧСС при переходе из положения лежа в положение стоя свидетельствует об утомлении или недо статочном восстановлении испытуемого после физической нагрузки.

Клиностатическая проба осуществляется в обратном порядке: при перехо де из положения стоя в положение лежа. В норме ЧСС сокращается на 4-10 уд./мин. Большое замедление ЧСС говорит о тренированности занимающегося.

Для оценки состояния дыхательной системы, в частности возможности орга низма противостоять недостатку кислорода, рекомендуется проводить пробы Штанге и Генчи.

Проба Штанге. В положении сидя испытуемый делает глубокий вдох и пол ный выдох, затем снова глубокий вдох. После этого он максимально задержи вает дыхание, закрыв рот и зажав нос пальцами. Если ему удастся не дышать больше 90 с - «отлично», 60-90 с - «хорошо», 30-60 с - «удовлетворительно», меньше 30 с - «плохо». Однако практически всегда в результате регулярных занятий физическими упражнениями время задержки дыхания у школьников увеличивается.

Проба Генчи. Испытуемый задерживает дыхание после выдоха. Хорошо подготовленные учащиеся способны задерживать дыхание до 40-60 с.

Уровень работоспособности школьников, занимающихся в секции мини-фут бола, рекомендуется проверять с помощью функциональной пробы Руфье-Диксона. Желательно это делать не реже одного раза в месяц в одно и то же время суток. Испытуемый ложится на спину и находится в таком положении в течение 5 мин, затем определяется ЧСС за 15 с и умножается на 4 (ЧСС за 1 мин - Р4). После этого испытуемый в течение 45 с выполняет 30 приседаний, вновь ложит ся на спину и подсчитывается ЧСС за первые (Р2) и последние (Р3) 15 с с первой минуты восстановления. Коэффициент работоспособности (Р) вычисляется по следующей формуле:

При Р = 0-2,9 работоспособность хорошая; от 3,0 до 6,0 - средняя; от 6,0 до 8,0 - удовлетворительная; свыше 8,0 - плохая.

Организация деятельности школьников на занятиях в секции мини-футбо ла обеспечивается применением фронтального, поточного, сменного, группо вого, индивидуального методов проведения урока, а также с помощью круго вой тренировки.

Фронтальный способ наиболее часто используется в вводной и заключи тельной и реже - в основной части при выполнении несложных двигательных действий (общеразвивающие упражнения, передача мяча при построении за нимающихся в шеренги). В этом случае преподаватель имеет возможность контролировать действия всех занимающихся. Недостаток данного способа -невозможность осуществлять контроль за действиями каждого юного футболиста.

Поточный способ, при котором занимающиеся выполняют упражнение по очередно, применяется, когда необходимо обеспечить контроль за действиями каждого из них. Например, юные футболисты, выстроившись в колонну по одному, поочередно выполняют удары по мячу серединой лба в прыжке (мяч набрасывает преподаватель).

При отсутствии необходимого количества инвентаря и оборудования или при ограниченной площади места проведения занятий используетсясменный способ. Суть его в том, что одно и то же задание поочередно (сменами) выпол няет несколько групп учащихся. Например, обучая ведению мяча между стой ками, преподаватель может разделить занимающихся на три группы по шесть человек. В соответствии с количеством участников в каждой группе имеются «трассы». В то время как одна группа выполняет задание, вторая готовится к нему, а третья подмечает ошибки у выполняющих основное задание.

При отсутствии необходимых условий для выполнения основного задания всеми занимающимися (или при необходимости дифференцировать его) ис пользуется групповой способ. Предварительно состав занимающихся делится на несколько отделений, которые под руководством групповодов выполняют конкретные задания. Преподаватель находится с группой, получившей наибо лее сложное задание. Одновременно он осуществляет контроль за деятельнос тью остальных групп. По окончании времени выполнения упражнений препо даватель подает сигнал к смене мест занятий. Таким образом, в ходе урока каж дое отделение выполнит все или несколько заданий. В последнем случае на следующем уроке выполняются остальные задания.

В целях устранения имеющихся недостатков в подготовке юных футболис тов или для углубления освоения учебного материала в работе со способными учащимися применяется способ индивидуальных заданий. Его использование может быть эффективным лишь при высокой степени дисциплинированнос ти занимающихся, сознательной заинтересованности в результатах занятий и необходимой подготовленности к самостоятельному выполнению упражне ний. Непременным условием использования способа индивидуальных заня тий является наличие достаточной материально-спортивной базы и тщатель ная подготовка мест занятий.

Одним из наиболее эффективных способов организации деятельности юных футболистов на уроке, обеспечивающим высокую общую и моторную плотность, является круговая тренировка, о которой говорилось выше. По мере овладения занимающимися основами техники и тактики мини-футбола в круговую тренировку могут включаться упражнения, направленные на раз витие специальных умений и навыков. Такими упражнениями на отдельных станциях могут быть многократные повторения ведения мяча на отрезках до 30 м, ведения мяча между стойками, передачи у стенки или в парах, удары ка силу, дальность и в цель, доставание подвешенного мяча головой и ногой в прыжке и пр.

Далее я хотел бы остановится на примерном содержании комплексных и специализированных (тематических) занятий в секции мини-футбола

Специализированное занятие по технико-тактической подготовке

I. Вводная часть

1. Ходьба

2. Медленный бег

3. Общеразвивающие упражнения в движении

II. Основная часть

1. Изучение технических приемов

2. Совершенствование индивидуальных технических действий

3. Разучивание групповых тактических действий

4. Совершенствование технико-тактических действий в двусторонней игре

III. Заключительная часть

1. Бег трусцой

2. Упражнения на расслабление

Таблица 7

Специализированное занятие по общей физической подготовке

I. Вводная часть

1. Ходьба

2. Равномерный бег

3. Подвижная игра

II. Основная часть

1. Челночный бег 3x10 м (2 серии)

2. Прыжок в длину с места

3. Комплекс общеразвивающих упражнений

4. Стретчинг

5. Метание набивного мяча (1 кг)

III. Заключительная часть

1. Бег трусцой

2. Упражнения на расслабление

Таблица 8

Комплексное занятие по физической и технической подготовке

I. Вводная часть

1. Общеразвивающие упражнения

2. Упражнения на развитие ловкости и гибкости

II. Основная часть

1. Изучение нового технического приема

2. Упражнения на развитие быстроты

3. Совершенствование технических приемов без единоборств и с сопротивлением соперника

4. Совершенствование технических приемов в учебной игре

III. Заключительная часть

1. Медленный бег, ходьба

2. Упражнения на расслабление мышц

Таблица 9

Комплексное занятие по физической и тактической подготовке

I. Вводная часть

1. Равномерный бег

2. Общеразвивающие упражнения

3. Упражнения специальной разминки

II. Основная часть

1. Упражнения на быстроту и ловкость

2. Индивидуальные и групповые тактические действия

3. Двусторонняя игра или упражнения на выносливость

III. Заключительная часть

1. Упражнения на расслабление мышц

2. Дыхательные упражнения