9 мин.

Опасная сторона футбола. Алкоголь

   Добрейшего времени суток Уважаемый читатель! Вот уже 3 месяца я не писал полноценных материалов, ограничиваясь различными подборками и топами, которые Вы приняли на ура, за что Вам отдельное спасибо! Возвращаюсь я с достаточной спорной и практически всегда актуальной темой для большинства людей – это алкоголь. Точнее о его связи с футболом, которая безусловно есть.  Заранее уведомлю, что ближайшие статьи будут посвящены опасной стороне игры №1 в мире, так что до конца года Вы сможете ознакомиться с моими субъективными суждениями в виде цикла антологий “Опасная сторона футбола”, о “серых” сторонах самого популярного вида спорта.

                                                       Не могу дождаться, когда начнется уикенд

   Для начала будет корректно поделиться своим личным отношением к спиртным напиткам. Скажу прямо – моя цель полностью отказаться от алкоголя в ближайшие несколько лет. За последние 36 месяцев я стабильно вышел на показатель в 9-10 потреблений этанола (главного компонента всех спиртных напитков) в год, по сути находясь в промежуточной точке между бурной веселой молодостью и зрелым осознанием вредности данного продукта на человеческий организм. Причем в эти 9-10 потреблений входит, к примеру, треть бокала вина на дне рождения коллеги или 2 стакана виски с колой на свадьбе друзей, то есть вероятность потерять контроль над собой практически равна нулю, но и это меня сейчас не устраивает на 100%. Такая инерция вызвана сильной интеграцией спиртных напитков в мою жизнь, начиная со старших классов школы. С 15 до 30 лет “зеленый змий” был неотъемлемой частью моей жизни, и, естественно, как это часто бывает его экспансия шла нарастающим итогом: от шампанского с классным руководителем на выпускном до покупки бутылок рома по договоренности с кассиром в неположенное время и дальнейшем пробуждении на вокзале другого города с частичной потерей памяти.

   Начало выходных – как целый ритуал: баночки холодного пива в холодильнике, несколько пачек чипсов или фисташек и футбол с участием любимых команд. Если же смотрели компанией, то в бой уже шли напитки с градусом 40+, впрочем, как и при игре в FIFA на PlayStation многие ждали паузы (перерыв, гол, угловой), чтобы быстрее схватиться за стакан со вставляющим пойлом. Затем пятницы или субботы становилось недостаточно и отличным поводом слегка изменить сознание становились матчи еврокубков в мидвик.

                                                        Почему футбол и алкоголь находятся рядом?

   Это вопрос я начал задавать себе только после 30-го дня рождения. Казалось бы, какая связь между двумя антитезами? Но здесь скорее не вина футбола, а его беда. С переводом самого популярного вида спорта в индустрию развлечений, алкоголь постепенно стал наполнять стадионы, прилегающие к нему территории, появились специальные тематические бары для просмотра трансляций (пабы), реклама пива чаще включается именно в моменты показа футбольных матчей. В этом плане футбол повторил судьбу других представителей “цеха” – театров, кинотеатров, дискотек. Логика маркетинга индустрии развлечений такова – если есть зрительский интерес, значит туда можно “впихнуть” спиртное, так как то, что вызывает эмоции резонирует с этанолом как мощным антидепрессантом и стимулятором ЦНС (центральной нервной системы). Выиграла команда – выпьем за успех, проиграла – заглуши боль градусом. Поймав человека за этот крючок, им можно легко управлять, учитывая, что матчи проходят по несколько раз за неделю, а алкоголь имеет свойство вызывать привыкание. Идеальный цикл для реализации как продукта, так и подобного образа жизни.

   Хотелось бы отметить несколько пунктов за счет которых алкоголь сейчас так плотно связан с футболом.

1.Пропаганда

   Обратили ли Вы внимание какие бренды рекламировались 50% времени на электронных баннерах в недавней товарищеской встрече Молдова – Россия? Верно, это наименования отечественных производителей водки, так как данную трансляцию будут смотреть миллионы россиян. Да и вспомните, проходил ли хоть один мундиаль или ЕВРО за последние лет 40 без официального спонсора в виде жидкого провайдера “веселого” времяпрепровождения. Сейчас спиртное также сильно внедрено в футбол, как и курение сигарет после интимной близости людей.  И то, и другое абсурдно и не имеет ничего взаимосвязанного, но если это сделали голливудские актеры в дорогостоящем фильме, получившим “Оскар”, то со временем такой акт становится нормой и предметом для копирования.

2. Инструмент самореализации

   Когда молодой человек в юности пытается найти себя в жизни и реализовать свой потенциал или талант, например, через футбол и терпит по тем или иным причинам фиаско (травма, недостаточная социализация в коллективе, сбитые ориентиры), то на его пути появляются менее энергозатратные способы для самовыражения. Употребление спиртного стоит где-то рядом в таких случаях и уже ждет тебя, так как парни из параллельного класса уже курят на перемене и после последнего урока идут пить пиво в компании девушек. Ты не хочешь отставать и понимаешь, что потенциальная победа на олимпиаде по информатике не даст к твоей персоне интереса противоположного пола в пубертатный период. Футбол, безусловно, может стать инструментом социального лифта и самореализации, но после достижения локальных успехов тебя будут ждать вечеринки с алкоголем и веществами (по канонам американских молодежных комедий), которые навряд ли помогут тебе на дистанции. Отчасти именно поэтому переход из юношеского во взрослый футбол является самым сложным и решающим этапом в жизни любого молодого человека.

3. Система вознаграждения

   Если два предыдущих пункта имеют чисто социальный характер, то этот несет дополнительно и биологический аспект. После выполнения тяжелой работы с достижением ожидаемого результата (закрытия важной сделки, сдачи годового отчета, покупки недвижимости, поступления в ВУЗ и др.) в организме происходит дофаминовый взрыв, который является одним из химических факторов внутреннего подкрепления и служит важной частью “системы вознаграждения” мозга. В футболе подобные гормональные выбросы происходят при забитии голов, одержании побед, завоевании трофеев. Но и здесь виден след маркетологов, которые, как известно, не продают товар, они продают его характеристики и профит для покупателя (а как работает алкоголь многие прекрасно понимают). Отголосок данного продвижения мы можем лицезреть в полуофициальных и любительских турнирах, где победитель получает ящик пива в виде главного приза. Причем этот опыт распространился уже и на дворовые матчи, где проигравшие скидываются победителям. Лично я играю в футбол 2 раза в неделю, где каждый понедельник становлюсь невольным участником спора двух капитанов команд, которые постоянно делят между собой десяток бутылок пенного. Видимо юношеская привычка получать жидкий бонус в качестве вознаграждения перенеслась в обиход жизни спустя 25 лет (капитанам команд сейчас по 43 года). Причем в те нечастые случаи, когда мы играем только в свое удовольствие – матч проходит куда менее эмоционально и без значительной самоотдачи со стороны большинства присутствующих. На мой вопрос: “Почему вы практически всегда играете на пиво?”, получаю встречный вопрос: “А какой смысл тогда играть?”.

4. Традиции

   Практически любое нетривиальное событие в жизни человека сопровождается наличием спиртного, чтобы якобы выделить его из будничной массы. К сожалению, это стало нормой, вписанной в культурный код общества. В России и некоторых странах СНГ и вовсе закрепилась словоформа “обмыть”.  Купил машину – обмой, продал машину – тоже обмой, сделал бартер по системе trade-in – бегом в супермаркет. Футбол в этом смысле не стал исключением. В середине “нулевых” я думал, что системно нарушают режим только в низших лигах нашего чемпионата, поскольку сам общался и отдыхал с друзьями-футболистами из нашего города. После вечернего матча и до утренней тренировки практически 90% состава успевали наклюкаться в ночных клубах и ресторанах, причем результат матча был не важен. Что говорить про те случаи, когда главный тренер и вовсе давал выходной.

   С дальнейшим развитием интернета я понял насколько был не в курсе положения дел в нашем футболе. Системно пьют во всех клубах и даже чемпионы страны неоднократно светились в различного рода скандалах. Что уже говорить про Марибор-2009, для многих россиян те события стали шоком, омраченные еще и последующим репортажем в программе “Человек и закон”.

   Да, здесь нет чистых доказательств. Но тот факт, что наши футболисты нарушают режим на сборах уже не для кого не секрет. Ниже видео с капитаном той сборной России Андреем Аршавиным и реакция Александра Кержакова на вопрос о тех ноябрьских событиях 11-ти летней давности (таймкод с 01:06).

   Впрочем, сопровождать успехи алкоголем – не только наша традиция. Сборная Шотландия впервые за последние 25 лет едет на ЕВРО, да, событие конечно значительное, но через 2,5 дня у вас матч со Словакией в рамках Лиги наций, который может повлиять на жеребьевку и попадание на ЧМ-2022. Словаки в минувший четверг тоже с большим трудом попали на ЕВРО-2020 и что-то мне подсказывает, что мимо традиции “обмывать” успех они не прошли. Так что сегодня нас ждет европейское “Эль Похмелико”.

                                                         Кого мы потеряли и недополучили?

      Джордж Бест, Тони Адамс, Гарринча, Адриано, Эдмундо, Джимми Гривз, Пол Гаскойн, Роналдиньо и это перечислены только те, кто получил мировое признание в футболе и их талант был реализован далеко не на все 100%. Но мы же понимаем, что это даже не верхушка айсберга, это меньшая его часть. Скольких молодых парней сгубил этанол на ранней стадии развития своей карьеры. Получив максимум от жизни, как они думали тогда, были уменьшены требования к себе, соответственно остановился прогресс, а дальше все происходило по наклонной.

   Вывод к материалу я оставлю открытым, так как каждый человек проживает свою жизнь и только ему решать, как она будет проходить. Я просто не имею морального права давать советы и наставления что и кому как делать. Могу только поделиться своим жизненным опытом и видением конкретной ситуации, а дальше решение только за Вами. Берегите себя и пусть у Вас все будет хорошо!