5 мин.

Гулиев вылетел из «Спартака» – и тут не о чем грустить

Возмущение Глеба Чернявского.

«Спартак» только вернулся к тренировкам, а Аяз Гулиев уже отстранен от работы с основой. Горячий полузащитник, как пишет «СЭ», «неоднократно подвергал сомнению» указания тренера по физподготовке Владимира Чепзановича. Серб временно заменяет Доменико Тедеско, который сидит на карантине после возвращения из Германии. 

За токсичный стиль общения Гулиева перевели в «Спартак-2». Это звучит как временная санкция, чтобы остыть и одуматься, но на самом деле все гораздо суровее. Из-за досрочного завершения ФНЛ вторая команда не тренируется и принять Аяза не может. Гулиев будет поддерживать форму дома – других вариантов у него нет.

Отстранение Гулиева – не воспитательная мера. При Тедеско Аяз не играл, а клуб думал о расставании еще зимой. Теперь совсем не осталось причин возиться с неуправляемым полузащитником – кажется, карьера Гулиева в «Спартаке» закончилась. На это намекает и инсайдер Максим Алланазаров, который знает настроение клуба.

Вроде должно быть обидно: «Спартак» теряет воспитанника, который рос в клубе с 5 лет. 

Но это на уровне схемы. В случае Гулиева грустить никто не будет.

Давайте честно: с чем у вас ассоциируется Аяз Гулиев? Вы сейчас вспомнили явно не его гол «Енисею» за «Спартак». Сразу всплыли новости про сломанный нос американца Майкла Коула. Эта история до сих пор не укладывается в голове: какие силы должны двигать человеком (особенно публичным), чтобы он бросил машину на светофоре и побежал бить случайного пешехода? Эмоции? Фак, который якобы показал американец, когда его чуть не сбили на зебре при переходе на зеленый свет?

Нет, это просто какое-то безумие, которое невозможно ни объяснить, ни понять, ни простить. 

Гулиев легко мог повторить приключение Кокорина и Мамаева, но история затухла – в первую очередь благодаря «Спартаку», который не только не бросил футболиста, но и сделал все, чтобы сгладить публичные последствия. Клуб оштрафовал Аяза на 5 миллионов рублей, деньги пошли на благотворительность, а пострадавший американец гордо сообщал, сколько пользы человечеству принес его сломанный нос. Американец снял претензии к игроку – Mash, например, писал о 155 тысячах рублей, которые заплатили Коулу (может, вышло и дороже, но Гулиеву уже ничего не угрожало). 

Здесь бы Гулиеву наконец оценить лояльность клуба. Американца он побил 11 апреля, а 21-го уже вышел против «Енисея» (2:0) и забил. «Спартак» без сомнений бросился спасать своего, через клубные медиа организовал извинения, помог на всех уровнях и сразу дал сыграть. 

Гулиева лелеяли всю карьеру. В «Спартаке» его воспитали, на стену академии вешали его фотографию с Федуном, отпускали в аренды, отпускали вообще из клуба. Сразу купили назад, стоило ему неплохо взлететь в «Ростове». И положили бешеную зарплату – 1,2 млн евро.

В ответ на это «Спартак» получил экшн с американцем, невнятный год при Кононове (14 желтых в 24 играх) и новую дерзость – уже по отношению к тренеру. Очевидно, Гулиев недоволен игровым временем. Он единственный в первой команде, кому Тедеско не дал ни шанса – даже Жано Ананидзе сыграл целый матч с Тулой на позиции опорника, а Аяза выпустили два раза суммарно на 11 минут. 

Понятно, что Гулиеву грустно. Но разве можно вообще выступать, когда «Спартак» создал тебе такие условия и уберег от страшных неприятностей? Наверное, логичнее молчать, пахать и доказывать. Особенно с учетом, что современный футболист – это уже не только классная игра на поле, а еще и медиакапитал, для которого важно прилично вести себя в обществе и не отравлять клуб скандалами.  

Тут логично задаться вопросом: а зачем «Спартак» вообще так носился с игроком, который не контролирует эмоции и язык даже в родной команде? Ответа тут точно нет, «Спартаку» еще явно предстоит переосмыслить воспитание молодых и дерзких. Но Гулиев явно последовательно игнорирует свои ошибки – он уже был на грани вылета из клуба из-за поведения, больше того – на грани тюремного срока. Выводов не сделал. 

Тедеско много раз говорил, что шанс получат все. В том числе и Аяз – про него немец вспоминал на пресс-конференциях. Учитывая коронавирусную паузу, плотность матчей и пять замен, Гулиев бы точно не просидел на скамейке 100 процентов времени. Но Аяз опять бросил машину и полез в атаку. Причем это не просто вспышки гнева – за американцем Гулиев бегал дважды, сербскому тренеру дерзил тоже несколько раз. 

Те, кто хорошо знает Гулиева, говорят: Аяз – отличный парень, но только для своих. Если ты в его круге доверия, он всегда поможет и всегда впишется. Например, инсайдер Иван Карпов рассказывал, как в «Ростове» Гулиев вступался за Мирзова. Резиуан поспорил с Паршивлюком, Гулиев влез, но вмешался Карпин: «Куда ты лезешь, это их дело». Спорить с Карпиным Аяз не решился, а на этом конфликт был исчерпан.

А в кругу посторонних Гулиев ведет себя неожиданно. Может побежать избивать пешехода, а может внезапно оплатить операцию уборщице на базе клуба – ни то, ни другое не удивляет тех, кто с ним знаком.

При Карпине Гулиев сдержался и успокоился – потому что Валера свой, потому что при нем разогналась карьера в РПЛ.

В случае со штабом Тедеско все не так. Немцу Аяз не доверяет, потому что его не ценят и не особо верят: если при Кононове он играл регулярно, то новый тренер его вообще не ставит. А раз тренер вне круга доверия, значит, очередная вспышка гнева была неизбежна. 

Гулиев – как избалованный ребенок. Он так и не оценил, сколько всего для него сделали, а продолжал жить с уверенностью, что и обожание, и внимание, и забота – норма, так и должно быть. 

На этом забота о Гулиеве закончена. Год назад он мог сделать выводы и измениться, но вместо этого продолжил борзеть и вылетел из команды. 

И его совсем не жаль.

Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Александр Ступников

Больше «Спартака» – в телеграме Глеба Чернявского

Как Тил появился в «Спартаке»? Сколько он реально стоит? Почему не заиграл?