11 мин.

Дудек в Стамбуле: забил на подсказки Бенитеса в серии пенальти и делал все наоборот, а еще кривлялся по просьбе Каррагера

Тогда Ежи просто сошел с ума.

Мы продолжаем рассказывать о лучших сюжетах Стамбула-2005. Как Карло Анчелотти создал выдающийся «Милан» с Шевченко, Пирло, Кака и Креспо, как Рафа Бенитес после финала-2005 провел лучший сезон в карьере, а Стивен Джеррард все-таки отказался уходить в «Челси». Профайл величия Эрнана Креспо, ностальгия по Луису Гарсии, невоспетому герою той кампании «Ливерпуля», разбор финала от Вадима Лукомского.

Теперь – аналитика Глеба Чернявского по перфомансу Ежи Дудека в серии пенальти.

Ключевой момент серии случился еще до нее: на 118-й минуте Дудек сделал двойной сэйв и почувствовал себя сверхчеловеком 

Если вы перемотаете хайлайты стамбульского матча минуте к 70-й, то откроете еще одну мощную интригу. «Милан» всерьез вернулся и просто крошил соперника, но «Ливерпуль» мистически держался. То Траоре выносил с линии, то Каррагер блокировал удары, то Кака не замыкал головой с двух метров, то Томассон не попадал по мячу с линии вратарской.

Совсем необъяснимое произошло на 118-й минуте. Дудек отбил непростой удар от Шевченко в упор, а потом… Добивание украинского форварда можно пересматривать бесконечно, но анализировать его бесполезно. Это не реакция, не мастерство, не удача Дудека и даже не провал Шевченко, а просто чудо. Оно даже не в том, что рука вратаря оказалась в нужном месте – такое бывает. Чудо тут в том, что Дудек неосознанно напряг руку в нужную долю секунды и сделал движение в точку, куда полетел мяч – за счет этого кисть не пробило, а мяч улетел куда-то за перекладину.

Шевченко сам до сих пор в шоке от этого рикошета: «Каждый раз спрашиваю Дудека: «Как ты сделал это?» Меня удивляет траектория полета мяча после того, как он отбил удар. Не понимаю, каким образом мяч пролетел над перекладиной, а не отлетел ко мне или сразу не попал в ворота. Этот кошмар часто мне снился: во сне всегда были я, мяч и Дудек. Каждый раз я бил ему из той точки и проигрывал дуэль». 

Перед добиванием Шевы сдался даже Джеррард: «Я был уверен, что все, это гол. И понимал, что уже ничего нельзя будет исправить. У меня сначала все опустилось, но когда я увидел, что мяч пролетел над перекладиной, я подумал: «Нет, сегодня точно наш день».

В голове Ежи Дудека тогда вообще что-то переключилось. После двойного сэйва ему казалось, что он всемогущий.

«Впервые в жизни я гордился собой, – говорил вратарь. – Тот финал назвали стамбульским чудом, ну а этот сэйв – мое чудо. Верх моей карьеры и жизни. Когда я отбил первый удар Шевченко, то надеялся, что защитники вынесут мяч. Но он был быстрее, а я стоял на коленях. Я чуть не закричал: «Вот я, бей в меня!» И инстинктивно, просто на импульсе поднял руки вверх. Шевченко ударил так сильно, будто вложил весь гнев. Но попал в мою руку – руку бога, как у Марадоны. Как еще ее назвать? Ведь мяч легко мог пробить пальцы и залететь в сетку, но он полетел выше перекладины. Я будто отбился от гигантского насекомого, чтобы спасти себя. Тогда мне казалось, что я теперь могу все».

 

Дудек отбивал пенальти по статистике. Вместе с тренерами он разработал систему угадывания, но в Стамбуле внезапно отошел от нее

Вдохновение Дудека этим сэйвом максимально повлияло на серию пенальти. Ежи просто отключил голову и доверился куражу. Например, отказался от привычного метода в серии пенальти.

Еще в «Фейеноорде» Дудек пришел угадыванию углов по статистике (здесь текст, почему невозможно среагировать на удар с 11 метров) бьющих. В Голландии он сам вел блокнот с данными, но в «Ливерпуле» этого не потребовалось. Рафаэль Бенитес повернут на таких расчетах и все делал за вратаря. 

Вместе с Бенитесом они разбили ворота на шесть частей: 1, 2, 3 – верхние, 4, 5, 6 – нижние. Дальше тренер дал Дудеку тонну видео, чтобы тот запомнил, в какую зону бьет каждый игрок лиги. В течение нескольких месяцев вратарь учил данные, а Рафа периодически его тестировал. «Куда бьет Лэмпард?» – спрашивал Бенитес. «Шесть!» – отвечал Дудек. Никто в команде не понимал, о чем они вообще.

Перед финалом Бенитес и тренер вратарей Хосе Очоторена собрали данные по всем игрокам «Милана». Дудек сказал, что список длинный как рулон туалетной бумаги и забивать им голову он не собирается. Решили так: статистику Бенитеса передадут запасному вратарю Скотту Карсону, а тот будет показывать Дудеку, куда прыгать. Если поднимает одну руку – влево, если две – вправо.

Только никто не допускал, что Ежи доберется до серии пенальти в неуправляемом состоянии. Еще сильнее вратаря разогрел Джейми Каррагер. 

«Карра подошел ко мне, как будто он спятил, – рассказывал Дудек. – Он схватил меня и сказал: « Ежи, Ежи, Ежи, – вспомни Брюса [Гроббелаара]. Он делал сумасшедшие вещи, чтобы выиграть серию в 1984 году. Ты должен сделать то же самое, ты станешь героем!».

Если вдруг не в курсе: Брюс Гроббелар – вратарь, с которым «Ливерпуль» в 1984-м по пенальти обыграл «Рому» в финале Лиги чемпионов. Гроббелар сам не взял ни одного удара, но по-клоунски кривлялся (называл свой стиль «ноги-спагетти») и, возможно, сбивал настрой бьющих. В той серии игроки «Ромы» дважды промазали.

В Стамбуле первым бил Сержиньо, а Дудек послушал Каррагера и реально начал кривляться как Гроббелар. Карсон поднял две руки (это значило, что удар в правый от вратаря), Ежи прислушался и угадал. Только это уже не имело значения – мяч полетел сильно выше.

Здесь разум Дудека окончательно отъехал. Ты берешь невозможные добивания, переводишь удары в небо по методу Гроббелара – как тут не сойти с ума и продолжать прыгать по скучной статистике Рафы, которая не дает гарантий. Начиная с удара Пирло (второй в серии), Дудек забил на подсказки Бенитеса: когда показывали влево, он шел вправо, и наоборот.

После победы возмущенный Бенитес спросил Дудека, почему тот не прыгал туда, куда они говорили. Ежи не знал, что ответить, поэтому выдал такое: «Я не знаю. Но, черт возьми, как я сейчас рад, что прыгал в противоположные стороны».

Угадать направление полета мяча можно по углу разбега. Дудек действовал по науке, скорее всего, сам того не подозревая

Лучший в истории РПЛ по отражению пенальти (18 незабитых ударов) Роман Березовский рассказывал, что никогда не изучал статистику, а всегда смотрел на разбег бьющего.

«Нужно смотреть, под каким углом начинает разбег бьющий и с какой ноги бьет. Возьмем правшу. Если он разбегается под небольшим углом, то скорее всего ударит в левый от себя угол. И чаще это удар на силу. Если угол большой, то мяч должен полететь в правый угол, а удар будет скорее на технику. У левшей все то же самое, только наоборот. И чаще левши бьют щекой на технику в левый от себя угол». 

Скорее всего, неосознанно, но Дудек действовал именно по такой схеме. Смотрите:

1. Разбег Пирло под очень маленьким углом – точно меньше 60 градусов. Бьет с правой, значит, полетит в левый угол. Дудек туда и срывается. 

Андреа, конечно, бог, но даже ему было бы сложно развернуть стопу и ударить в другой угол.

2. Разбег Томассона под приличным углом – как раз около 60. Бьет с правой, значит, мяч должен полететь вправо – туда Дудек и летит. 

 

Но датчанин хитрее. 

3. Разбег Кака под тем же углом – тоже около 60 градусов. Все как у Томассона. Дудек (кстати, уже совершенно переигрывая в Гроббелара) по науке двигается в тот же угол, что и во время предыдущего удара.

Эх, надо было слушать Бенитеса!

4. Шевченко разбегается под неочевидным углом, но он явно меньше 60 градусов. Дудек абсолютно правильно двигается влево, но взрывается как-то вяло (снова магия). 

«Меня будто кто-то остановил от резкого падения, – говорил Дудек. – Я завис в воздухе на долю секунды, будто ожидая этого этого удара по центру».

Паненка (здесь очень подробно про технику исполнения и надежность такого удара) Шевы не удается – мяч летит слишком быстро, Дудек не успевает завалиться на бок и легко берет удар. 

Почти все пенальти «Милана» можно перебивать. Дудек жестко нарушал правила – перед ударами Пирло и Кака выходил почти на метр

Теперь хочется отметить важное: очевидно, Дудек нарушал правила, а как минимум удар Пирло смело можно перебивать.

Тем более в 2005-м вратари были обязаны двумя ногами стоять на ленточке до удара (сейчас можно одной). На скринах хорошо видно, как Дудек выходит вперед чуть ли не на метр – особенно дико в случае с ударами Пирло и Кака. 

Вот с Пирло – обе ноги явно за линией, а нельзя даже одну.

С Кака вообще был беспредел, но бразильцу это не помешало.

Только с Шевченко Дудек почему-то не сильно рванул вперед. Видимо, он действительно в последний момент решил, что удар будет по центру, поэтому тормознул себя.

А после сэйва уже не тормозил: «Если честно, после удара Шевченко я не сразу понял, что произошло. Но потом я увидел, как ребята бегут ко мне, и испытал потрясающее чувство. Я даже не смогу описать его, это было что-то особенное. Мы праздновали всю ночь, это было великолепно. Я был немного пьян, а, может быть, и очень пьян».

Оценил и пьяный мастер: Гробеллар признал, что ноги-спагетти Дудека были куда эффектнее и эффективнее, чем в оригинале.

Те самые 5:4 «Ливерпуля» и «Алавеса»: Джеррарда перед игрой просили не пить (он все равно напился), а испанцы выдали камбэчище

Фото: Gettyimages.ru/Alex Livesey, Clive Brunskill; East News/ASSOCIATED PRESS/East News/THOMAS KIENZLE