6 мин.

То самое столкновение Акинфеева и Веллитона: бразилец не виноват, против него сыграла репутация

Глеб Чернявский разбирает эпизод.

В 2011 году «Спартак» и ЦСКА играли в «Лужниках»: на 27-й минуте из глубины пошел заброс на Веллитона. Акинфеев выбежал за пределы штрафной и был первым на мяче, но бразильский форвард решил идти до конца.

В воздухе Веллитон и Акинфеев столкнулись, а вратарь неудачно приземлился левую ногу и порвал крестообразные связки. Игорь был в ярости: «Зассал, #####, сука? Ответишь, тварь, у меня. Пидорас ###### [вонючий], #####!» – кричал он Веллитону, сидя на носилках.

Что говорили тогда?

Речь Леонида Слуцкого на пресс-конференции была цензурнее, но с тем же посылом: «Я хочу выразить искреннее возмущение поведением Веллитона. К сожалению, не в первый раз: можно вспомнить и лицевую кость Габулова, и в прошлом году распоротый живот Акинфеева. Эпизод абсолютно не требовал такого агрессивного поведения. Если впрыгиваешь на игрока, то наверняка хочешь нанести травму. Не осуждаю арбитра, хотя, возможно, в этой ситуации надо было удалить Веллитона. Его поведение – это безобразие. Россия уже второй раз теряет вратаря сборной из-за агрессии Веллитона. Такое должно жестко наказываться».

Валерий Карпин четко был за Веллитона и ни секунды не сомневался: «Однозначно умысла никакого не было. Акинфеев хотел головой мяч вынести, а Веллитон хотел в мяч сыграть. Неудачно приземлился, наверное. Вратарь – такой же игрок, а если бы это защитник был? Тогда что? Вы говорите, Акинфеев является вратарем сборной? Это его проблемы. Что значит вратарь сборной? Что ему теперь, медаль повесить? Не трогать вообще игроков сборной?».

Но Карпин был в меньшинстве. Веллитона просто уничтожали, а на оскорбления перешел даже Роман Бабаев: «Этот матч может занести себе в актив Веллитон. Я считаю, что он конченый подонок. Он уже не в первый раз исподтишка бьет вратарей. Мы специально посмотрели повтор, на нем четко было видно, что Игорь Акинфеев был первый на мяче, Веллитону не было никакого смысла идти в борьбу. Надеюсь, что бразильцу воздастся за этот эпизод». 

Что там случилось на самом деле?

Если абстрагироваться от бэкапа Веллитона, то совершенно непонятно, за что тут бразильцу должно воздаваться.

1. Акинфеев выходит из штрафной площади и идет играть головой высокий мяч – в этом статусе у него нет никаких вратарских привилегий.

2. Веллитон просто навязывает борьбу: он не бьет вратаря коленкой или локтем, не делает никаких особенных движений навстречу, не стремится въехать в Акинфеева.

3. Видно, как в последние пару секунд забега Веллитон смотрит наверх и вообще не интересуется геолокацией Акинфеева – он просто хочет побороться головой за мяч.

4. У Акинфеева удачнее позиция и больше времени, чтобы успеть оказаться в высшей точке и выбить мяч. Глобально именно вратарь сносит Веллитона, а не наоборот. Посмотрите второй повтор: бразилец отлетает и падает на спину, а Акинфеев приземляется на ногу.

5. Вратарю дичайше не везет – Акинфеев рвет связки при обычном приземлении. Он тысячу раз так падал после выходов, но здесь что-то пошло не так. Бывает. Я однажды видел, как человек порвал кресты, сделав обычный шаг. На идеальном искусственном поле, без контактов – просто слишком резко взорвался и неудачно поставил ногу.

6. Таких моментов в каждом матче полно – полевые игроки постоянно сталкиваются в воздухе, отлетают друг от друга и падают. В эпизоде с Акинфеевым и Веллитоном совпало слишком много всего – поэтому он стал таким обсуждаемым.

Почему Веллитона так уничтожили?

1. В целом ситуация нестандартная: если такая борьба защитника и форварда обычно не вызывает удивления, то здесь Веллитону противостоял вратарь. Неважно – в штрафной кипер или нет – у нас есть четкое ощущение, что вратарь святой и его трогать нельзя. Это духовное правило Веллитон точно нарушил – он сознательно шел в борьбу с вратарем.

2. Дальше – репутация. Если бы на Акинфеева пошел любой другой игрок, то реакция точно была бы не такой острой. Но месяц назад Веллитон реально сыграл по-скотски: на скорости въехал коленом в лежачего Габулова и сломал ему лицевую кость. Здесь нет никаких оправданий: существует некий кодекс чести, что в таких ситуациях нападающий обязан перепрыгивать вратаря. У Веллитона было достаточно времени, чтобы избежать контакта, но он поступил мерзко.

3. Эти эмоции еще жили, а вдобавок ко всему Веллитон врезался во вратаря сборной России – такое страна не могла простить.

4. Когда выяснилось, что Акинфеев порвал кресты и выбыл минимум на полгода, уже никто не разбирался в механике столкновения. Достаточно было три вводных: убийца Веллитон, нападение на самого Акинфеева, серьезная травма вратаря.

* * *

С тех пор мало что изменилось: болельщики ЦСКА солидарны с пресс-конференцией Слуцкого, болельщики «Спартака» – точно за Карпина. 

Единственное, Игорь Акинфеев пожалел о тех словах, которые сказал Веллитону на носилках. 

– Конечно, я тогда говорил сгоряча. Неохота было во второй раз получать травму, но я уже понимал, что травмировался. У меня была мысль, что я сломал ногу. Даже на видео видно, что я начал ее щупать. Я не понимал, что происходит. Тогда я и высказал все, что я думаю. Конечно, сейчас я на себя смотрю и думаю… Придурок, дурак – можно назвать меня любым словом. Это были эмоции».

Телеграм-канал Глеба Чернявского, где еще больше «Спартака»

Путь Максименко в основу «Спартака»: был пухлый с щечками, просматривался у Дасаева, перешел за 312 тысяч рублей

Сэйву Акинфеева ногой – год. Это было не везение, а мастерство и величие

Фото: кадры трансляции Россия 1