18 мин.

«Бисиклету Роналду повторю, Бэйла – нет». Окриашвили – о голах ножницами, Мамаеве, крестах, Кононове и Галицком

Большое интервью с грузинским гением.

Торнике Окриашвили за два года в «Краснодаре» сыграл 20 матчей, 2 раза порвал кресты и стал легендой – его бисикелеты «Зениту» и «Севилье» вы точно ставили на репит. Он ушел из «Краснодара» и дал большое интервью Sports.ru.

• Как в команде приуныли без Мамаева.

• Почему молодым игрокам не надо пить.

• За что можно дать одноклубнику в лицо.

• Как научиться забивать через себя.

• За кого топит Галицкий в споре Роналду-Месси.

– Вы сейчас в отпуске на Мальдивах. Как там дела?

– Проснулся в 9 часов, сразу прыгнул в бассейн, даже не умывался. Тут нереально жарко, а в комнате дети (у Окриашвили два сына, 3- и 6-летний – Sports.ru) – кондиционер на ночь включать нельзя. Днем покатались на банане, два раза перевернулись. Если честно, на Мальдивах особо делать нечего. Только загорать, кушать, играть в теннис или футбол. У нас через час начнется игра – 7х7 против местных бывших футболистов.

– Почему Мальдивы? Там же действительно тоска.

– Я впервые тут – с семьей и детьми очень хорошо. С нами еще Жигулев, Зуев из «Ростова» и Обляков из ЦСКА. Такой красоты, как на Мальдивах, нигде не видел. А вообще люблю проводить отпуск в больших городах вроде Барселоны. На Мальдивах мне осталось четыре дня, хочу поскорее в Грузию.

– Соскучились по хачапури?

– Нет, не по хачапури. Я люблю хинкали. Сразу из самолета поеду за ними! Маму этим не мучаю, хожу к знакомым в ресторан – там недорого, по-домашнему. Ни в Москве, нигде в мире таких хинкали больше нет. Будете у нас, свожу обязательно. Кстати, я из Грузии никогда не привожу лишние килограммы. Во мне всего 6% жира (у Роналду 7% – Sports.ru), сколько ни ем – вешу 76. Все грузинские футболисты завидуют, особенно Георгий Чантурия из «Урала».

– Вы покинули «Краснодар» и стали свободным агентом. Что будете делать, когда отпуск закончится?

– Сейчас странные ощущения: впервые в карьере остался без клуба и жду предложений. Очень надеюсь, что к концу отпуска будет определенность. И после праздников в январе полечу с новой командой на сборы. Когда приеду в Грузию, буду каждый день играть с парнями из сборной в мини-футбол.

– Мини? Там же больно приземляться после ударов через себя.

– Не-не. Я не такой фантазер! Видите, какая у вас ассоциация сразу. Мне потому и хочется остаться в России, чтобы показать всем, что я могу не только через себя забивать, но и просто играть в футбол. У меня было много травм, толком не проявил себя. Я уверен, что способен на большее – просто нужна практика.

– По чьей инициативе расторгли контракт с «Краснодаром»?

– У меня до «Краснодара» никогда не было травм. Не то чтобы тяжелых травм – никаких не было. А здесь то одни кресты, то вторые, а теперь порвал переднюю мышцу. Мы поговорили с Галицким, с Хашигом и решили, что не идет у меня здесь, надо что-то менять. Я не испугался конкуренции – нет, Мусаев даже хотел меня ставить на Кубок с «Ростовом». Но перед этой игрой снова сломался. Спасибо «Краснодару», что они пошли навстречу и дали мне возможность уйти свободным агентом.

– Что за тренер Мурад Мусаев? Он вообще не играл в футбол и почти ровесник Ари.

– Он понимает футбол точно не хуже тех, кто играл. Мусаев хорошо видит игру, он грамотно и понятно объясняет, что требуется. Поверьте, не каждый тренер с футбольной карьерой так умеет. Чтобы без криков, без истерик – Мусаев очень четко передает футбольные мысли. У меня же был тренер из «Генка» – бывший вратарь Питер Мас. Он вообще не мог нормально установку на игру сделать.

– В «Краснодаре» футбольные мысли до игроков и тренеров любит доносить Сергей Галицкий. Помните ваше первое общение?

– Когда я еще не подписал контракт, Галицкому присылали мои видео. И он захотел меня взять в команду, даже Хашига на два дня отправил в Грузию. Сергей Николаевич же любит техничный и умный футбол, видимо, я поэтому и подходил «Краснодару».

– Я знаю историю, как полицейский выполз из заглохшей девятки (около стадиона «Труд», где «Краснодар» играл во второй лиге) и сказал: «Мужик, подтолкни». Галицкий засучил рукава рубашки и начал толкать.

– Не сомневаюсь, что так и было. Человек – миллиардер, но с ним можно поговорить на любую тему. Он со всеми наравне, он знает поименно каждого из 10 тысяч мальчиков академии. Не преувеличиваю, так и есть! Помню, сначала подписал контракт с «Краснодаром» всего на полгода. И когда получил тяжелую травму, он мне позвонил и сказал: «Торнике, ты остаешься у нас. Ни о чем не переживай, езжай на операцию и спокойно восстанавливайся». Про футбол с Галицким мы никогда не разговаривали. Он обычно с игроками общается только тогда, когда кто-нибудь начудит – подходит и очень корректно объясняет, что так делать нельзя. Я, к счастью, не чудил, поэтому со мной таких разговоров не было.

– Первый раз вы порвали кресты в марте-2017 с «Локомотивом». Как это было?

– Я вышел на замену, и мне так хотелось играть, что бегал просто повсюду – не должен был находиться там, где все случилось. Мяч был наверху, я неудачно поставил опорную ногу, и колено ушло – просто вывернулось. Было не больно, но я упал и схватил мяч в руки. Все подумали, что я время тяну, но потом ко мне игроки прибежали, а Кверквелия сказал: «Ему правда плохо, не симулирует». Я думал обратно зайти, но пробежался и понял, что что-то не так. Не стал рисковать и ушел с поля.

Прилетел в Краснодар, нога нормально, вообще не болит – не затекла, не опухла. Я думаю, слава богу, обошлось. Даже за рулем сам поехал на МРТ. Доктора сфоткали, но сразу не сказали, что и как. Типа вам позвонит главный врач. Было очевидно, что какие-то проблемы. Потом позвонил доктор: «Беда. Надо лететь на операцию». Марат Измайлов сразу написал слова поддержки, ему-то как никому это все знакомо.

После операции не трогал мяч около четырех месяцев. Тренировался в три раза больше, чем обычно – так всегда при восстановлении. Это было лето, целыми днями крутил педали на велосипеде, бегал по полю, бегал по песку. Когда получил вторую травму, об этом сразу же подумал. Что опять надо не по два часа в день тренироваться, а круглосуточно.

– Каково порвать кресты на другой ноге, когда только вышел и провел всего три игры?

– Я вышел на замену, сделал первое касание, второе, третье – и щелчок. Никто не трогал меня. Я просто убирал мяч правой ногой под себя, а левая была опорная. Миллион раз так делал, никогда ничего не ломалось. А тут прямо почувствовал, как связки порвались. Звук мощный, нога нагрелась градусов до 150 – просто горела. У меня аж слезы пошли. Не от боли, а от обиды. Я даже не думал ни о чем, ничего делать не хотелось – надо было все начинать заново.

– У вас есть фотографии в коляске. Насколько психологически сложно сесть туда?

– На самом деле очень приятно, когда тебя везут на коляске! Но лучше целые кресты, чем такие покатушки. Когда второй раз случилось, меня поддерживали просто все: команда, руководство, персонал. Я домой приехал, мне без пауз звонили и писали. Не поверите, мне даже уборщица базы позвонила. И Галицкий через день звонил и спрашивал, как проходит восстановление.

– Не страшно было выходить на поле после второй травмы?

– Нет, никаких сомнений. Мне даже парни говорили: «Ты после крестов восстановился или два дня просто не тренировался?». Потому что не появилось никакой боязни, каких-то попыток себя поберечь. Я думаю так: «Если еще раз случится – это все равно не от меня зависит. Не надо бояться». Особенно мне помог гол «Севилье», даже не обязательно через себя было забивать. После такой травмы любой гол придает уверенности и помогает поверить в себя.

– В «Краснодаре» вы застали Олега Кононова?

– Да, но недолго. Кононов меня вообще знает из чемпионата Украины: он там тренировал «Карпаты», а я играл против них всегда удачно. Кстати, Кононов на пару лет раньше хотел меня взять в «Краснодар». И через четыре дня после перехода планировал ставить в состав. Жаль, что он сразу ушел. 4-5 раз с ним потренировался, все очень понравилось. Не кричит, не матерится. Было очень комфортно, к тому же его стиль игры мне близок. Все то, что сказал про Мусаева, можно применить и к Кононову.

– Получается, вы в «Спартак» теперь перейдете?

– Было бы очень хорошо! Передайте, что я с удовольствием.

– С кем в «Краснодаре» больше всего дружили?

– С Жигулевым, братишкой моим. Газинский, Смолов, Мамаев – тоже. Еще Синицын, Крицюк, да вообще все – коллектив идеальный был.

– Давайте теперь по порядку. Допускали, что Газинский забьет первый гол чемпионата мира?

– Перед чемпионатом мира говорил ему: «Газик, ты очень прибавил, тебя точно в заявку включат». А он все переживал, поедет или не поедет. Я удивлялся: «100 процентов, что поедешь. Ты же русский Пирло!». Смотрю на Газинского и кайфую от того, как он сейчас играет. Умный футболист, пас идеальный, видит игру.

– Что вы сказали Смолову после паненки с Хорватией?

– Я сразу ему написал слова поддержки. Не травил, конечно. Я сто раз так пробивал на тренировках, обычно залетает. Ну, не повезло! Смол хорошо ударил, просто вратарь прочухал. На тренировках он тоже забивал и в углы, и перебрасывал. Я в тот момент смотрел на Федю и был уверен, что он забьет. Жаль, не получилось.

– Как вы отреагировал, когда посмотрели видео с участием Мамаева?

– Если честно, шок случился уже после того, как они попали в тюрьму. До этого сдержанно отнесся к новостям о драке. Все же дрались в своей жизни. Просто на них очень сильно все напали. Во многом из-за того, что раньше у них тоже были проблемы. Так обосрали их, как будто они убили кого-то. Ребята просто подрались! 95% даже не знают, что там точно случилось, были они правы или не правы. Да, вчетвером били одного. Но никто же не знает, что он им сказал. Может, он маму трогал или семью. Себя можно уже не контролировать, когда доходит до такого.

– Бить людей нельзя.

– Бывают моменты, когда какие-то слова или поступки нельзя оставить просто так. Конечно, можно проглотить оскорбления или какое-то неприятное поведение. Но иногда это правда нереально. Плохо еще в той ситуации, что Кокорин и Мамаев были пьяными.

– А почему вы так уверены, что их оскорбляли, а не они?

– Я на 100% не могу сказать, потому что меня там не было. Но вот в случае с тем же водителем я на 100% уверен, что они сами никогда бы не начали драку и не полезли на него просто так. Я же их знаю.

– Вы пытались выяснить у Мамаева детали?

– Я был в Грузии, когда это случилось. Сразу написал, но ответа не было. Сообщение даже не дошло – одна галочка стояла и стоит до сих пор. Надеюсь, обоих отпустят, потому что они нужны футболу. Мамаев в этом году проводил один из лучших сезонов и вел себя очень профессионально. Причем Паша спокойный человек в жизни, но, видимо, в той ситуации это не помогло.

– Он только в жизни спокойный? На поле заводится так же, как на знаменитых видосах?

– На поле ни разу такого не было, чтобы Мамаев на кого-то из партнеров кричал или летел двумя ногами. Единственное, когда он проигрывал, мог что-то сказать жесткое, но всегда с юмором. Мамаев всегда шутит и всегда на позитиве. Когда его забрали, в раздевалке стало скучно и пусто. Как раз Мамаев и придумал эти шутки «Как ты это делаешь, так никто» или «Как ты отдыхаешь, так никто». От него уже и Кокорин, и Смолов, и все остальные подхватили.

– Мамаев оплатил операцию сотруднице «Краснодара». Знаете другие его добрые дела?

– Обычно об этом люди не рассказывают. Мне Мамаев никогда не рассказывал, как кому-то помогал. Я в его помощи никогда не нуждался, если не считать мелочи: подвезти домой с базы. Но поверьте, я бы не стал поддерживать Мамаева, если бы он не был хорошим человеком. Он дружелюбный, добрый, поэтому у меня с ним хорошие отношения. И ваши слова, что он оплатил операцию, это доказывают.

В анонимном телеграм-канале прочитал историю, что летом на сборах вы вместе с Мамаевым, Шишкиным, Синицыным и Крицюком ночью куда-то сбежали, а утром отказались проходить медосвидетельствование. Поэтому Шишкин и Синицын не играют, а с вами расстались.

– Вообще чушь! Ха-ха! Дружище, в «Краснодаре» такого просто быть не может. Такого вообще ни в одном нормальном клубе быть не может. Во-первых, все игроки на сборах на виду. Во-вторых, за это огромный штраф. У всех он был разный – меня по условиям контракта за такое бы на 10 тысяч евро оштрафовали. Думаете, я бы стал так рисковать? В-третьих, профессиональные игроки так себя не ведут. Я тоже читал эту историю в каком-то краснодарском инстаграме. Зашел в комментарии: 130 из 150 написали, что все это бред, что такого быть не может. Мне было очень приятно, что люди на такое не ведутся.

– У вас в «Генке» была похожая история, когда вы не могли найти свой дом.

– Да, мне очень стыдно за эту историю. Давайте не будем это вспоминать? Я давно повзрослел и забыл об этом, та история далеко в прошлом.

– Хорошо, вы повзрослели, а другие молодые футболисты – еще нет. Как им не забыть, где они живут?

– Здесь надо понимать, что если ты сам не захочешь делать все правильно и не гулять, то никто тебе не поможет. Только ты сам можешь себя от этого уберечь. Лучший совет: если закончилась тренировка, то сразу бежать в раздевалку нельзя. Надо оставаться, дорабатывать и уставать так, чтобы больше ничего не хотелось. Раньше думал, что полтора часа тренировки – этого достаточно, а я все умею. Это было мое самое большое заблуждение. Чтобы чего-то добиться, работать надо в два раза больше. Если бы вернулся на пять лет назад, то многое бы поменял. Но у меня, к счастью, еще не все потеряно. Точнее, все впереди. А если хотите какую-то такую историю, то лучше расскажу, как в Бельгии подрался.

– С тем чуваком из Кабо-Верде?

– Да. Я был в команде две недели, после игры поехали гулять. Когда возвращались, игрок из Кабо-Верде Анеле Нкгонга сидел пьяный и меня оскорбил. Что-то было в духе «фак ю» – я 70% не понимал, что они говорят. Поворачиваюсь и на своем английском говорю ему: «Слушай, давай ты не будешь так. Мы знакомы две недели. Если для тебя такие шутки нормальные, то для меня нет». Мы поехали дальше, и он опять что-то выдал. Ну и получил. Я был уверен, что никто не узнает, а приезжаю утром на базу – все в курсе, он всем рассказал. Нас обоих оштрафовали на 10 тысяч евро.

– А вы ему прямо в челюсть дали?

– Да в какую челюсть – пощечину просто. Еще писали и в России, и в Грузии, что я там его как-то по-расистски оскорбил. Но такого просто быть не могло! Я вообще не расист ни разу, у меня полно друзей из Африки, со всего мира. Самое смешное в этой истории, что сразу после драки у нас была игра с «Гентом». Дерби – «Генк» – «Гент», понимаете. Счет был 2:2, а на 85-й минуте Анеле мне отдал ассист и мы победили. После этого обнялись, помирились и подружились. Мы с ним общаемся до сих пор, постоянно на связи.

– Есть еще дикая история, что вы ездили на «Мерседесе», из которого лился бензин.

– Господи, что? Клянусь, первый раз слышу. С машиной было только то, что я проехал со скоростью 180 там, где можно 50. Это была нормальная трасса, но на этом участке находился поселок. Был суд, хотели отобрать права, но я извинился, покаялся и сказал, что просто не заметил. Я и правда не заметил в темноте! У нас в Грузии вообще знаков никаких нет. Они за мной прямо домой приехали, но в итоге на первый раз простили.

– Что означает орел, набитый у вас на груди?

– Какой орел? Это сова!

– Сорри, у меня подготовка уровня бог. А зачем набивать на грудь сову?

– Мне просто нравится птичка сова, умоляю, не просите объяснений.

– У Конора татуха в том же стиле.

– У него Кинг-Конг там, горилла. Мне он нравится, но я болел за Хабиба. Слишком уж Макгрегор неуважительно отнесся ко всему. Я даже со всеми поспорил, что Хабиб победит. В «Краснодаре» большинство за Хабиба и болели, особенно Шапи. За Конора топил Газинский, но там без вариантов было.

– Вы как-то пели песню Челентано. Специально учили слова?

– Ой, это в Донецке у друга на дне рождения, давно! Слушайте, ну Челентано же все знают? Если честно, итальянским не владею, но эту песню знаю. Я вообще мечтаю, чтобы у меня был голос, но его нет. А если бы был, то я бы пел. Например, было бы классно исполнить на сцене «Чито-грито».

– Как Галицкий комментировал ваши голы ножницами?

– После «Севильи» он зашел в раздевалку, посмотрел на меня и сказал: «Ты ненормальный. Как так?». Я улыбнулся и ответил: «Ну вот так вот».

– Я в детстве тоже забивал так. Смотрите: если на тренировке можно пробить или головой, или через себя, то я всегда выбираю второй вариант. Правда, на тренировках не особо получалось. Забивал максимум один раз из десяти. В игре статистика лучше – два удара и два гола.

– Когда эмоции были мощнее – после гола «Зениту» или «Севилье»?

– Я вообще ничего не помню после гола «Севилье». Вернулся после двух травм, после такого перерыва. Не поверите, но эти 15 секунд стерты из моей памяти, будто сознание потерял. Я думал, что отмечал как-то прикольно, что прокатился на коленях, а потом видео включил – меня просто уронили и все.

С «Зенитом» эмоции тоже переполняли, но там хотя бы оставался в сознании, все помню. Интереснее было перед голом: я вышел минут на 15 и каждую минуту смотрел на табло, сколько там осталось. Перед тем, как ударить, снова бросил взгляд на табло и увидел, что уже 94 минута – и рискнул. Хорошо, что мне повезло, а то, наверное, все бы меня ругали.

– В покере или в игровых автоматах вам тоже везет?

– Бывало, что везло! Суммы даже не спрашивайте: в рулетке в грузинском казино побеждал крупно пару раз – ставил на цифру 10 и 17. Да и проигрывал тоже. Я на самом деле не большой любитель азартных игр, хотя в Грузии все условия – в каждом дворе казино есть. В аэропорту тебя сразу встречает огромная рулетка, когда багаж идешь получать.

– Вопрос по бисиклетам как эксперту: Роналду «Ювентусу» или Бэйл «Ливерпулю»?

– Думаю, Бэйл – потому что Роналду успел подготовиться к удару. Бэйлу было сложнее, но он принял решение за доли секунды и попал нереально. Я гол Бэйла не повторил бы даже с пяти попыток, а Роналду повторил бы точно. Мне рассказывали, как Смолов, Мамаев и Газинский на сборах обсуждали с Галицким, кто лучше – Месси или Криштиану. Ребята сказали, что Сергей Николаевич в этом вопросе строго за Роналду.

– В «Краснодаре» есть игрок вроде Роналду, который тоже живет в зале и ест по расписанию?

– Не то что в «Краснодаре» – ни в одной команде такого игрока не встречал. Думаю, он такой один. У него были серьезные травмы вообще? Я вот не помню. Если бы когда-нибудь оказался рядом с ним, то первое, что узнал бы, из чего его день состоит. Как он умудряется жить в таком графике и все успевать. У человека столько футбола, детей, рекламы, съемок – он не устает, а на тренировки всегда приезжает первым, уезжает последним. И майку бы попросил. Конечно, «Реала», но если бы не оказалось, от «Ювентуса» бы тоже не отказался.

Сын-рэпер Слуцкого и многое другое в телеграм-канале Глеба Чернявского

Фото: instagram.com/okriashvilii/; vk.com/fckrasnodar/Ольга Жуковина; РИА Новости/Рамиль Ситдиков, Илья Питалев