5 мин.

Кононов – неплохой вариант, но «Спартак» спасет только Карпин

Глеб Чернявский верит.

Лаудруп, Эмери, Якин, Аленичев – когда у «Спартака» мягкий тренер, через год или даже раньше все заканчивается хаосом и истерикой. При Лаудрупе Александр Павленко выезжал из дома на машине за три часа до матча с «Зенитом», Эмери был тренеришкой, Якин не мог выпросить у руководства ни один трансфер, а теоретические занятия Аленичева всерьез не воспринимали даже молодые игроки. Чтобы чего-то добиться в «Спартаке», нужна решительность Маргарет Тэтчер. Да, Каррера стал главным после генеральной чистки (Широков, Паршивлюк, Мовсисян, Озбилиз, Хурадо, Кариока), но команда наконец-то увидела харизматичного босса, вдохновилась и побежала. И не стоит переоценивать тренерские способности Массимо: с такой атмосферой, везением и реализацией нужно было просто не мешать.

Неожиданно Федун засомневался в целесообразности назначения Олега Кононова и вспомнил про Валерия Карпина. Теперь очевидно, что кандидатура Черчесова отпадает, хотя это было и так понятно. Вы можете себе представить человека, который возьмет на себя ответственность и разрешит Стасу совмещать, поставив под угрозу любимую народом сборную России? Да никто не рискнет рушить такие скрепы.

Кононов действительно неплохой вариант: выжимает максимум из «Арсенала», даже не думает ставить автобус в Туле и выходит из обороны исключительно через короткий пас. Для нашего чемпионата – дикость и редкость. Да и судя по работе в Краснодаре, Кононов действительно шарит в комбинационном футболе и может научить команду играть впереди ярко. И неважно, что тот летящий «Краснодар» создавался при полной поддержке Галицкого, а красивые атаки были приоритетнее очков. Смущает другое: в «Краснодар» берут только тех тренеров, которые готовы часами обсуждать с президентом футбол. Один из первых коучей клуба Сергей Ташуев рассказывал, что Галицкий постоянно звонил ему поздним вечером, а тот бросал семейный ужин и шел обсуждать, готов ли Евгений Калешин быть латералем.

То же самое происходило и с Кононовым: даже если тренер впервые в жизни захотел бы выпустить седьмого защитника, ему бы вряд ли позволили. Допускаю, что в «Ахмате» футболку с Путиным Кононов надевал по своей воле, но уверен, что 10 раз в этом сезоне в заявку тульского «Арсенала» Гурам Аджоев-младший попал не только потому, что очаровал тренера. В общем, Кононов – очень приятный и интеллигентный мужчина, который теоретически мог бы успешно поработать в «Спартаке». Тем более с Романом Еременко в составе: финн в любой ситуации способен отдать сквозь всех или обыграть двоих, создав опасную атаку.

Но Кононов и сегодняшний «Спартак» существуют в разных измерениях. Когда нового Селихова возьмут без его ведома, Кононов вряд ли настоит на том, чтобы все трансферы дальше проходили только через него. Он не тот человек, который ставит ультиматум: «Либо делайте так, либо увольняйте».

Нынешний «Спартак» со стороны напоминает какой-нибудь Бейрут. После длительной гражданской войны между Каррерой и руководством все переплетено: Леонид Трахтенберг лайкает критику в адрес Глушакова, Дениса берут в Казань, Ещенко – не берут, а Адриано, Зе Луиш и Фернандо дружно ломаются и остаются в Москве. И тут приезжает европейский Кононов, который пытается собрать из этих обломков благополучный Рейкьявик.

«Спартаку» нужен жесткий диктатор, который возьмется контролировать все процессы и устранит конфликты. Который отправит Глушакова публично извиняться перед болельщиками у гладиатора, выбьет дурь из головы Адриано (самый высокооплачиваемый игрок, забил 0 голов в сезоне и подвел команду в Лиге Европы) и заставит Фернандо прийти в себя. А в случае чего предложит любому пойти в душ сломать шею или выйдет к фанатам и честно объяснит, что там болит у Педро Роши. «Спартак» сейчас – это не про то, как важно перейти со схемы 4-3-3 на 4-2-3-1, а про то, как успокоиться после долгой ссоры и вернуть свой 2017-й.

Федор Кудряшов однажды рассказывал про человека, который на это способен: «Заходишь в кабинет, а перед тобой сидит гендиректор, который закинул ноги на стол, курит и разговаривает матом. Честно, было дико и не очень приятно. Но когда он пришел после Лаудрупа, это была фантастика. Я впервые работал с тренером, который был настолько близок к команде. Поэтому в тот период команда так здорово играла, команда билась за него. Каждый раз после игры был командный ужин, он приходил и общался на равных. Это был не тренер, а наш друг. Поэтому и такой результат показали».

Несложно догадаться, что это про Карпина. И если тогда Валерий был уверен, что знает все лучше всех и никого не слушал, то сейчас многое изменилось. Теперь Карпин может не только мотивировать команду – он знает, как построить самую душную оборону чемпионата, как обыгрывать ЦСКА и «Спартак» на выезде и без напряга идти высоко даже с «Ростовом». Его возвращение – лучший способ навести порядок и угодить всем. Карпин получил бы шанс всей жизни, болельщики – единственную эмоционально достойную замену Каррере, а «Спартак» – хозяина.

Все еще сложно поверить, что история с Карпиным – это переговоры-переговоры, а не какой-то специальный маневр под Кононова. Насколько мне известно, Карпин просто не переносит Федуна. И недавнюю победу над «Спартаком» он праздновал в стиле Дмитрия Баринова из «Локомотива». Если Карпин и правда вернется, то только чтобы самоутвердиться за счет Федуна и выбить из него самый жирный контракт в жизни. И это тоже неплохая мотивация.

А если все-таки будет Кононов, то скорее вернется не 2017-й, а 2003-й. Тогда молодежная сборная Андрея Чернышова тоже играла в приятный футбол, но в «Спартаке» все закончилось бромантаном, десятым местом и концом его тренерской карьеры. Понятно, что такое средневековье позади, но в карьере Кононова тоже только один успешный проект – причем без давления и без требования стать чемпионом.

А в «Спартаке» есть не только такие требования, но и препятствия от своих же.

Подписывайтесь на лучший Telegram-канал о футболе

Фото: globallookpress.com/Dmitry Golubovich (1,3); РИА Новости/Алексей Филиппов, Владимир Федоренко; Gettyimages.ru/Epsilon