8 мин.

Ила Бебу: «Я пришел в сознание в тот момент, когда наш врач кричал в телефон что-то про перелом черепа»

В прошлые выходные «Ганновер» разорвал дортмундскую «Боруссию» (4:2) благодаря дублю Феликса Клауса и Ила Бебу. Последний уже успел стать маленьким открытием нынешнего сезона. Разбираемся, откуда он взялся…

Ила родился в Того, в не самой бедной по местным меркам семье. Тем не менее, среднего достатка в нестабильной в политическом плане стране хватало не всегда – любое внутреннее волнение серьезно било по экономике, а следственно и по зарплатам родителей. Тем не менее, Ила рос вполне беззаботным мальчишкой – днем уроки, вечером улица и футбол с друзьями. В школе получалось далеко не все, но родители очень настаивали: в стране, где больше половины населения – безграмотные люди, человек с образованием на вес золота. Сам мальчишка больше любил возиться с мячом на песчаных футбольных полях, где воротами служили школьные ранцы (дорогое удовольствие для большинства семей).

В 2005 году в Того начались серьезные перемены – умер пришедший в 1993 году к власти президент Гнассингбе Эйадема. К власти пришли силовики, которые тут же закрыли границы, ввели военное положение и едва не развязали гражданскую войну. Инусс и Айшэту Бебу решили, что ловить на родине им точно нечего – в любой момент отца могли призвать в армию, мама лишилась работы, поэтому решение о переезде в Европу далось легко. В 11 лет Ила оказался в Германии. После солнечного и жаркого Того мрачный Дюссельдорф с его узкими улицами и угрюмыми горожанами показался парнишке тюрьмой – немецкого языка он не знал, родители сидели без работы, да и погода в лучшем случае радовала отсутствием дождя (Бебу переехали в Германию поздней осенью).

Дальше – проще. Всю семью включили в интеграционную программу: Ила пошел в школу, а родители отправились на курсы немецкого языка. Жизнь постепенно налаживалась, благо школа оказалась не самым плохим местом: в классе он был далеко не единственным, кто не говорил по-немецки, поэтому выходцы из Ирана, Камеруна и России быстро нашли общий язык (в последствие им стал как раз немецкий). Примерно в это же время Ила начал играть в футбол в школьной команде. Быстро бегать и сильно бить по мячу в направлении ворот – таков был секрет его успеха. Тем не менее, в 2009 году этого оказалось достаточно, чтобы его заметили в главной команде города.

В «Фортуне» пятнадцатилетний юноша стал быстро расти в своем мастерстве – к скорости прибавилась пробивная мощь, игровое мышление и партнеры более высокого уровня, чем те, что были в любительских командах Дюссельдорфа: «Моя скорость всегда была моим оружием. В детстве я фанател от Эммануэля Адебайора. В Того он – национальный герой и едва ли не самый популярный человек в стране. Я равнялся на него, поэтому меня часто ставили в нападение». Но годы шли, и однажды тренер юношеской команды «95-х» Таскин Аксой решил передвинуть его на фланг, где скоростные качества Бебу могли быть использованы в полной мере.

Решение оказалось судьбоносным – Ила получил нужное для его рывков пространство, а более мощные и высокие партнеры-тире-нападающие – стабильную подпитку в виде навесов, прострелов и проникающих передач. Такой расклад, конечно, повысил шансы тоголезца на попадание в основную команду, поэтому его выход на замену в матче против дрезденского «Динамо» (1:1) в 2013 году был вполне логичным. Те 28 минут оказались единственными в сезоне 2013/14. А дело в том, что остаток сезона полузащитник почти полностью пропустил из-за травм, которые чуть было не оборвали его карьеру.

Все началось на летних сборах команды в Швейцарии. Майк Бюскенс выпустил «молодого» в основе на товарищеский матч против «Грассхопперса» (1:1), но уже на тридцатой секунде встречи случилось страшное – в своем первом же верховом единоборстве Бебу «нашел» голову оппонента. В следующий миг его тело кулем свалилось на землю, все вокруг потемнело. Ила не слышал диких криков партнеров, звавших врачей, не чувствовал, как его неестественно вывернутую шею фиксировали маской, пытаясь привести его в сознание. На две минуты 22-летний юноша оказался в полной темноте между жизнью и смертью: «Я пришел в сознание еще на поле как раз в тот момент, когда наш врач кричал в телефонную трубку что-то про срочную госпитализацию». После был шок и дикий первобытный страх: Ила не сразу понял, что случилось, а когда понял, его уже везли в больницу: «Я пытался поднести к глазам пальцы, но руки не слушались. Я едва мог шевелить губами и смотреть по сторонам». Ночь в больнице была невыносима – мать, узнав о случившемся, упала в обморок, плакал отец, а врачи заставили ждать утра, чтобы вынести свой вердикт.

В итоге все оказалось не так страшно – прелом черепа без серьезных повреждений тканей и осколков в мозгу и временный паралич конечностей: «Через пару месяцев, если не будешь форсировать, выйдешь на поле», – успокоил его врач, разрешив отправиться домой. Там с ним неотлучно сидела мама. Как раз после был матч с Динамо», а потом две травмы подряд – повреждение хряща и связок правого колена. В сумме они оставили Ила вне игры на год, но тоголезец перенес простой без особых проблем. Помогли родные и тренер Аксой: «Если бы не травмы, Бебу уже давно бы играл на одном уровне с Андре Шюррле и Марко Ройсом».

В 2015 году Ила наконец-то стал полноценным игроком основного состава. К тому моменту клуб продлил с ним контракт до 2017 года на улучшенных условиях, а сам футболист попал на карандаш к тренерам национально сборной Того: «Я до последнего момента не знал, какую из сборных выбрать, ведь к тому моменту у меня уже был немецкий паспорт. Я прожил по полжизни в каждой из стран, поэтому и Того, и Германия для меня одинаково важны». В апреле 2016 выбор все-таки был сделан – на 75-й минуте матча отбора на Кубок африканских наций против Джибути (5:0) Бебу заменил Коджо Лаба.

Год спустя Ила выдал свой пока что самый сильный сезон в карьере. На смену Крамеру пришел опытный Фридхельм Функель, который сначала спас «95-х» от вылета, а затем принялся строить новую команду с блек-джеком и… необстрелянной молодежью. Помимо Ила в основной состав тогда пробились Каан Айхан, Кевин Акпогума, Робин Бормут и ряд других голодных до побед и успеха юнцов. Решение оказалось верным – обновленная команда уверенно шла в середине таблицы. Там и закончила. Сам Бебу провел в сезоне 32 игры, забил 5 голов и отдал 10 голевых передач, попав на карандаш к скаутам «Фрайбурга», но, несмотря на это, из команды летом так и не уехал.

Зато уехал осенью – после четырех стартовых туров, в которых «тоголезская ракета» забила 2 гола, созрел Андре Брайтенрайтер. Рулевой «96-х» остался под впечатлением от безумных по своей скорости рывком и гола Ила, который тот забил в очном поединке между его командой и «Фортуной». Рулевой «Ганновера» уболтал руководство выложить за перспективного футболиста 5 миллионов Евро. Для Дюссельдорфа эти деньги стали настоящим Граалем – менеджеры «красно-белых» ожидали выручить за игрока в лучшем случае 3 миллиона «золотых», а в идеале хотели удержать его в клубе до конца контракта, но куча «зеленых» все же перевесила: «Я рад, что предложение «Ганновера» устроило клуб. Я и раньше знал, что однажды мне придется уйти, и очень доволен, что помог родной команде не только на поле, но и за его пределами».

В Ганновер переехали всей семьей – Инусс и Айшэту не позволили себе отпустить единственного ребенка в незнакомый город в одиночестве. Сам Ила быстро освоился в коллективе – на первой тренировке его всячески цепляли и били по ногам (не больно), попутно заставляя таскать мячи и тренировочные ворота, а после, в раздевалке, устроили «минеральный душ», облив новичка с ног до головы (море улыбок и смех прилагаются). Инициация состоялась. Зато запросто мог не состояться дебют – в игре за сборную Бебу получил неприятную травму, заставив поволноваться всех: были подозрения на «кресты», но обошлось – в минувшую субботу Бебу «двушку отгрузил» Дортмунду, пусть без Бруну Алвеша и Данни, зато с Феликсом Клаусом и Жонатасом. Позади уже 10 туров, «Ганновер» идет четвертым, а Ила Бебу – самый быстрый спринтер нынешнего розыгрыша Бундеслиги. То ли еще будет…

Читайте также: 

Рафаэль Вольф: «Сначала я подумал, что мяч угодил мне в живот, но секунду спустя понял – этот удар я отбил членом!»

Флориан Нойхаус: «Мои голы? Все просто – на каждой тренировке я отдаю всего себя, чтобы выйти и забить»

Эдгар Приб: «Селедка «под шубой» или оливье – только по большим праздникам, а вот борщ я готов есть хоть каждый день!»

Фото: bild.de, rp-online.de, hannover96.de

Vielen Dank! Wir seh'n uns wieder beim Футбол auf Deutsch!