3 мин.

Валентина Жагот: «Я себя не видела больным человеком»

Еще в школе, в 9-м классе, Валентина Жагот выполнила норматив мастера спорта по лыжным гонкам. Потом занялась академической греблей. Правда, из большого спорта пришлось уйти после замужества. Через 7 лет произошла трагедия… Валентина потеряла мужа и получила инвалидность 2-ой группы по зрению. Были боль одиночества, пустота… Спустя три года после трагедии она нашла в себе силы вновь вернуться в спорт. Сегодня она участница Паралимпиады 2008 года, бронзовый призер чемпионата мира 2018, а также многократная рекордсменка по пара-гребле в категории «indoor rowing» (гребля на концептах).

Спортом я занимаюсь с десяти лет. Закончила в Екатеринбурге интернат спортивного профиля по лыжным гонкам. В 9 классе я уже норматив кандидата в мастера спорта выполнила, была в сборной России. И олимпийский чемпион по лыжам Беляев пригласил меня в Петербург, он как раз набирал команду. Я, недолго думая, решила переехать в Санкт-Петербург. Но так как на Урале климат сухой, а здесь очень влажный, у меня развилась хроническая болезнь гланд. Получилось, что к сезону я готовилась, но выступить не получилось, потому что в феврале мне удаляли гланды. Тогда стали думать, что делать. Действующий спортсмен, силы есть, а выступать не может. Предложили академическую греблю, и я уже более 20 лет занимаюсь в гребном клубе «Энергия», если не считать перерывов…

Это была автомобильная авария в 2007 году. Кроме инвалидности по зрению я также получила черепно-мозговую травму, ну, и операций, конечно, было достаточно много, очень тяжелых. И теперь, вы не поверите, но я хожу с имплантантом в голове. Конечно, в этот трудный момент родители были рядом. Они живут на Урале, но, приехали поддержать, тем более у меня остался сын, ему уже было 12 лет. Поэтому мне было к чему стремиться – выздоравливать ради сына. Я себя не видела больным человеком, я не хотела таковой быть. Я активный человек и стремилась сделать максимум, чтобы восстановиться.

В 2006 году, осенью, мне тренер сделала такое предложение – заняться пара-греблей. Я как раз только, только начала приходить в себя после аварии, три года я работала над тем, чтобы справиться с координацией. И, когда мне предложили снова тренироваться, я не поверила, что я смогу после такого интервала большого себя реализовать, еще и в паралимпийском движении. Но, в следующем году, в мае, я решилась и поехала на сборы. Первые результаты уже очень скоро оправдали все ожидания. Но, признаюсь, хотя я и была не новичком в гребле, мне было тяжело, потому что после аварии было сложно привыкать, и голова все время кружилась.

Итак, 17 мая мы отправились на сборы в Москву, а 30 мая уже поехали на чемпионат в Хорватию и выиграли в четверке с девушкой из Санкт-Петербурга и двумя ребятами из Московской области первую международную регату. После этой победы все развивалось быстро, а в 2008 году мы оказались на Паралимпийских играх в Пекине.

С года 2015 привлекли гонки на концептах - по сути гребля, просто она проходит в закрытых помещениях на концептах (тренажерах). Отличие в том, что здесь нет никаких командных гонок и не мешают природные факторы, как на открытой воде. Все классы, которые задействованы в гребле на воде, могут участвовать и здесь, только в индивидуальном зачете. Каждому гребцу эти тренажеры знакомы как родные, в межсезонье мы все на них занимаемся. И все отборы в команду проходят тоже непосредственно на этом тренажере. В мире эту дисциплину называют indoor rowing, первый мой успех был на чемпионате Европы 2016, я единственная от города ездила, и взяла золото. Сегодня у меня уже многочисленные награды в этой дисциплине, в том числе и мировые рекорды в своих категориях (старше 50 лет, спорт слепых).

Мне помогают внутренняя сила, наверное, внутренний настрой, вложенный в меня родителями – несмотря ни на что не сдаюсь. И все невозможное оказывается возможным. Это сейчас все можно вспоминать с улыбкой на лице, а тогда это было очень больно, очень сложно. Но в трудных ситуациях, в жизни и в спорте, я научилась всегда вспоминать притчу о кольце царя Соломона, на обратной стороне которого была надпись: «Все проходит, и это пройдет». Я живу, благодаря этому. Потому что, особенно в спорте, меня постоянно захлестывают эмоции, бывают и обиды, и всякое, но, если смотреть на все философски и правильно идти к своей цели, со всем можно справиться. И еще очень важно, чтобы всегда были рядом люди, которые просто помогают, бескорыстно, безвозмездно, с чистым сердцем.