4 мин.

Почему в Европе ничего не понимают о Гран-при России

Блог «Версификаторные россказни» реагирует на колонку авторитетного издания Autosport, утверждающего, что Гран-при России может не состояться.

Промоутеры Гран-при России обещают, что гонка в октябре состоится. Фото: en.wikipedia.org/Sergei Kazantsev

На сайте британского издания Autosport (в платной части) появилась колонка Дитера Ренкена – «Состоится ли Гран-при России?». Поскольку я очень уважаю южноафриканского журналиста, известного умными и проницательными текстами о финансах и политике в «Формуле-1», обойти вниманием новый материал было нельзя. Однако, погрузившись в чтение, в конце материала я ощутил легкое разочарование и недоумение, поскольку неплохие мысли в итоге дошли до связи между Виталием Кличко и возможным крахом Гран-при России.

Во вступительной части Ренкен зачем-то вспомнил о других Гран-при, появившихся в «Формуле-1» в XXI веке, и отметил, что почти у каждого возникали серьезные проблемы – даже у привычной и родной для болельщиков Малайзии. А затем, затронув Азербайджан (намекнув, что договор, подписанный Эккслтоуном, либо ничего не значит, поскольку престарелый англичанин лишился власти в «Формуле-1» из-за суда, либо CVC внезапно вернула Берни его полномочия), двинулся к Гран-при России.

«Если российские источники правы, сочинский этап, намеченный на октябрь, может пополнить список несостоявшихся гонок – давление на спорт усиливается, и инаугурационный Гран-при может быть отменен из-за санкций, вызванных крымским/украинским кризисом», – пишет Ренкен.

Это хорошее направление мысли, однако Дитер не спешит его развивать. Вместо этого он переходит к внутрироссийским организационным проблемам: во-первых, гонки слишком дорогие (и это на фоне украинского кризиса и всяческой заботе о безопасности); во-вторых, автодром ужасно спроектирован для зрителей (болельщики на главной трибуне не будут видеть почти всю трассу из-за олимпийских объектов); в-третьих, если уж было «плохое посещение зрителями Олимпийских Игр» (прямая цитата), тех зимних видов, которые так любят русские, то что говорить о гонках Гран-при? Наконец, Ренкен задумывается о логистике – он подсчитывает, сколько зрителей в день может перевезти «Аэрофлот» (очень мало – всего 2000 человек в день), и что делать остальным болельщикам (очень долго ехать на поезде или машине).

Возможно, Дитер прав, когда говорит о плохой привлекательности Гран-при и отсутствии какой-либо отдачи для тех, кто вложил в проект деньги, но, будучи рожденным не на 1/6 части суши планеты Земля, Ренкен не знает, что у нас в стране проект вовсе не обязан быть финансово выгодным. Главное – чтобы событие демонстрировало широту души, гостеприимство, а также показало, насколько могуч и велик его устроитель.

Так что организационные проблемы – какими бы они ни были серьезными – реально гонке не угрожают. Известно, что у нас смогут прикрутить любой костыль к любому объекту, и в итоге организацией все останутся довольны.

Куда интереснее и важнее цитата одного из российских источников в тексте Ренкена:

«Наш президент сомневается в том, нужна ли эта гонка, а если он в чем-то сомневается, то это событие редко происходит».

Да, у нас почти все зависит от Владимира Путина – в этом я не сомневаюсь, однако мне трудно поверить, что после встреч с Экклстоуном и клятвенных обещаний провести Гран-при президент внезапно дает задний ход. В общем, в том, что Россия добровольно готова отменить этап, журналист если и убеждает, то только западного читателя.

Во второй части материала идут рассуждения о ФИА и возрастающем влиянии Американской автомобильной ассоциации, а также высказывание председателя Палаты Общин Великобритании о «дико нереалистичном Гран-при России», но Ренкен подчеркивает, что ФИА не может запретить Гран-при (только если жизни членов автомобильных клубов не начнет что-нибудь угрожать) – отменить гонку могут лишь владельцы коммерческих прав, компания CVC, а она в свою очередь ничего не сделает, так как за пятилетний контракт на проведение гонки, оцениваемый в 200 млн фунтов стерлингов, Россия уже выплатила половину денег.

В результате все сводится к политикам и возможному давлению на участников «Формулы-1».

«Мерседес» может столкнуться с давлением в Германии, как и «Рено Спорт» во Франции», – пишет Ренкен. – «Но для «Пирелли» ситуация совершенно иная – российский конгломерат «Роснефть» – самая крупная нефтяная компания – владеет 13 процентами шинной корпорации, хотя президент «Роснефти» Игорь Сечин как и его коллега из «Газпрома», по сообщениям, будет в списке лиц, к которым ЕС применит санкции».

С этого момента Остапа несет. Ренкен пишет об «ударе по «Зауберу» (который, на деле, получил под дых еще в 2013-м, когда партнеры из России начали открещиваться от сотрудничества со швейцарцами), затем внезапно перескакивает на «Мать Россию» (!) («Марусю»), а в предпоследнем абзаце текста ищет иронию в том, что «политические стремления Виталия Кличко» в конце концов «могут потопить надежды на будущее у совершенно другого спорта в соседней стране».

Занавес.

Я не могу сказать, что текст провальный – в нем есть хорошие моменты, особенно про ФИА, – но при этом четкий ответ на поставленный в заголовке вопрос так и не появляется. Главный же вывод, к которому приходит Ренкен – это то, что «Формула-1» ищет легких денег, и что у всех новых Гран-при обязательно возникают трудности.

Спасибо, это настоящее открытие Америки.

p.s. Промоутер Гран-при России дал комментарий о ситуации с возможной отменой гонки:

«В свете ряда заявлений о рисках отмены Гран-при России «Формулы-1» заявляю, что перенос или отмена гонки не обсуждаются. Мы активно ведем подготовку к 12 октября 2014 года. Именно в этот день в Сочи впервые пройдет Гран-при России «Формулы-1».Строительство трассы и операционная подготовка идут по графику».

Промоутер Гран-при России: «Перенос или отмена гонки не обсуждаются»