10 мин.

Квята больше не будет в «Формуле-1». Финиш

От него ждали побед.

«России повезло с таким гонщиком, как Квят. Он очень быстрый, молодой, энергичный, веселый парень и всем нравится в паддоке. У него невероятная скорость». 

Вы помните, кто это сказал? Жан Алези, один из самых талантливых спортсменов в истории автогонок, бывший пилот «Феррари» и победитель Гран-при. 

Жан не единственный, кто хвалил русского гонщика за выступления в дебютном сезоне «Формулы-1». 

«За Квятом будущее. Он пришел в «Ф-1» из GP3, причем без опыта работы тест-пилотом, – отмечал другой бывший гонщик Марк Зурер. – Его сразу бросили в воду, но он отлично справляется со своей работой. Это впечатляет». 

«Квят всегда где-то в первой десятке, вне зависимости от условий. С моей точки зрения, это признак того, что он – гонщик очень высокого уровня, – размышлял известный эксперт и бывший телекомментатор Джеймс Аллен. – Думаю, российские болельщики должны быть в восторге. Не хочу ничего плохого сказать о Виталии Петрове, он отличный парень, но Квят – настоящий профессионал. Вполне вероятно, что через несколько лет он окажется за рулем машины «Ред Булл» и будет бороться за победы. По-моему, Квят – лучший новичок за долгие годы». 

Комплименты Даниилу летели со всех сторон весь 2014 год. Его выгодно сравнивали с более опытным напарником Жаном-Эриком Вернем, находили сходства с Себастьяном Феттелем – четырехкратным чемпионом мира и лучшим пилотом в истории «Ред Булл», – отмечали скорость, умение слушать инженеров, развиваться и прибавлять на трассе. 

Подъем

Взлет начался чуть раньше: в середине 2013-го Квят, который долго мучился с нестабильным поведением шин в молодежной серии GP3, внезапно совершил фантастический прорыв, понял, как не убивать резину, изменил стиль пилотажа и поехал так, что соперники – выступавшие на одинаковой технике, – остались позади. 

Наибольшее впечатление на меня в тот год произвела первая гонка в Монце, по ходу которой российский пилот улетал от конкурентов в стиле Феттеля – не оставляя им никаких шансов и надежд сократить отрыв. И особенно удивительно достижения Квята смотрелись на фоне трудностей Карлоса Сайнса-младшего, до того момента шедшего к «Формуле-1» на полкорпуса впереди Даниила. 

После мощного прогресса уфимца куратор гоночной программы «Ред Булл» Гельмут Марко принял историческое решение перевести в «Формулу-1» не забуксовавшего в решающий момент португальца Антониу Феликса да Кошту, который считался фаворитом на место в молодежной команде «быков» «Торо Россо», а Квята. Кого-то это разозлило, а кого-то удивило, но в целом автоспортивный мир согласился, что опытный австриец, вероятно, прав. 

Уже через год ни у кого не было сомнений: это настоящий талант. Он уступал по очкам проводившему не первый год в «Ф-1» Верню, но к середине сезона стал превосходить француза в квалификационном темпе. Для Марко, всегда неравнодушного к скорости пилотов на быстром круге, это был важный показатель. 

При этом было понятно, что Даниил должен многому научиться, прибавить в умении вести борьбу в середине пелотона, давить на соперников и совершать обгоны, не дожидаясь серьезных ошибок конкурентов. Но времени на долгое и постепенное развитие почти не было. В программе «Ред Булл» становилось тесно: Сайнс после провального сезона в GP3 быстро исправлялся, а летом 2014 года произошло еще более важное событие: Марко выиграл борьбу у «Мерседеса» за перспективного мальчика Макса Ферстаппена, который демонстрировал чудесный пилотаж в европейской «Формуле-3». 

Йос Ферстаппен был готов на переход своего сына в программу «Ред Булл», но с важным условием – что парня не будут возить по молодежным сериям, а сразу переведут в «Формулу-1», и Марко согласился.

Давление

К осени 2014-го стало ясно, что Квята ждет серьезное испытание – в следующем сезоне его напарником оказался Ферстаппен, победа над которым ничего бы не гарантировала, а поражение приводило к столкновению лбом с Сайнсом, который считался следующим пилотом в очереди в «Торо Россо». 

Но Марко сумел разрулить непростую ситуацию: Даниила он отправил на повышение в «Ред Булл» на место Феттеля, который внезапно ушел в «Феррари», а Ферстаппена и Сайнса сделал напарниками в «Торо Россо» – не повезло только Верню, который годом ранее проиграл борьбу за переход в главную команду «быков», а в 2014-м вовсе лишился места в «Формуле-1». 

Но именно с этого момента и начались проблемы Квята. 

Переход в «Ред Булл» совпал с началом трудного периода в истории конюшни из Милтон-Кейнса – маломощные и ненадежные гибридные двигатели «Рено» отбросили «тауриновых» назад, и лишь к концу сезона мотористам удалось добиться прогресса и помочь «Ред Булл» включиться в борьбу за подиумы. 

Но важнее было то, что Квят смотрелся в квалификациях слабее нового напарника, Даниэля Риккардо, а в гонках заработал больше очков лишь из-за поломок машины австралийца во второй части сезона, когда «Ред Булл» заметно подтянулся к лидерам.

В результате у плохо следивших за «Формулой-1» болельщиков создалось ложное впечатление, что Даниил превосходил парня, который годом ранее уделал Феттеля, но для экспертов картина выглядела иначе: Квяту не хватало скорости на быстром круге, а на длинной дистанции он пилотировал чересчур осторожно

При этом на подиуме в Венгрии Даниил оказался по счастливой случайности – за шесть кругов до финиша ехавший третьим Риккардо бросился в атаку на Росберга, последовало столкновение, и оба откатились назад, пропустив вперед российского пилота. 

Проблемы

То, что упустили из виду болельщики, не укрылось от доктора Марко. В ультимативной форме австриец потребовал от Даниила резко прибавить в агрессии и результатах

«Пик давления на Квята пришелся на Гран-при Японии, когда Гельмут Марко сказал Даниилу прибавить, если тот хочет сохранить за собой место в основной команде в 2016 году, – писал в колонке на Motorsport Magazine авторитетный журналист Марк Хьюз. – По ходу свободных заездов, проходивших под дождем, я находился в непосредственной близости от трассы и отмечал, что Даниил демонстрировал самый агрессивный пилотаж, что я когда-либо видел в его исполнении. Он входил в повороты на огромной скорости, используя каждый сантиметр трассы. В квалификации, проходившей в сухих условиях, он также был невероятно агрессивен – но переборщил. В результате, стремясь использовать всю ширину трассы при прохождении скоростного десятого поворота, он заехал одним колесом на траву. Итогом стала зрелищная – с оторванным колесами и перевернувшимся болидом – авария». 

Через этап, в США, мы увидели карьеру Квята в миниатюре: на первых кругах он боролся с Риккардо и «Мерседесами» за лидерство, но позже на подсыхающей трассе допустил ошибку и откатился назад, а ближе к концу заезда завершил выступление в стене. 

Удар

На старте сезона-2016 Квят продолжил рисковать. Но если в Шанхае агрессивный подход оправдался (Даниил «торпедой» ворвался в первый поворот, напугал Феттеля и в итоге финишировал на подиуме), то в Сочи позднее торможение закончилось контактом с «Феррари» и аварией с участием почти всех гонщиков системы «Ред Булл». 

К тому моменту в голове Марко под давлением Ферстаппенов, намекавших на переход юного голландца в «Феррари» или «Мерседес», уже созрел план действий, и неудачная гонка в России стала катализатором перемен (которые и без аварии обязательно произошли бы по ходу сезона-2016): Макса перевели в главную команду «быков», а Даниила понизили

В «Формуле-1» важна психология. Чтобы отыграть важнейшие доли секунды в квалификации, совершить рисковый обгон или просто надавить на педаль газа в момент, когда болид, по идее, еще не обрел сцепление с трассой, необходима полная уверенность в себе и машине. Понижение в «Торо Россо» морально уничтожило Квята. Испытывая злость и желание доказать руководству «Ред Булл» его неправоту, Даниил начал допускать еще больше ошибок в гонках, окончательно запутался и остаток сезона провалил. 

Последний шанс

Зимой 2017-го появилась надежда, что он все же сумеет собраться и вернуться в форму. 

«Многие факторы помогли мне изменить ситуацию. Я хорошо отдохнул, решил, что буду выкладываться по полной, чтобы ни о чем не жалеть. Я стал усерднее трудиться, и этого оказалось достаточно, чтобы ситуация улучшилась», – рассказывал Даниил во время межсезонья. 

И чемпионат действительно стартовал немного лучше предыдущего, хотя Сайнс по-прежнему был быстрее и удачливее в погоне за очками. Квят так и не согласился с тем, что напарник выступает лучше, часто рисковал не по делу – и быстро накопил кучу штрафов. 

Не помогли и заявления боссов «Ред Булл» об отсутствии альтернативы уфимцу в «Торо Россо» – он по-прежнему выступал нестабильно, порой смотрелся действительно здорово (как всегда, в Италии), но в Сингапуре допустил глупейшую ошибку и врезался в стену. 

Похоже, в тот момент у Марко больше не осталось никаких сомнений: Квят – не из чемпионов

Что дальше?

Краткое возвращение ни на что не повлияло – Даниил выступил лучше дебютанта Брендона Хартли, но концерну он больше не нужен. В роли подающего надежды в команде теперь будет Пьер Гасли, а Хартли – как гонщик с большим опытом работы с гибридными двигателями и умеющий наматывать круги в одном ритме, – похоже, в следующем сезоне займется доводкой мотора «Хонда». 

Мест в «Формуле-1» фактически не осталось. Все уже вспомнили об «Уильямсе», в котором до сих пор не определились с напарником Ланса Стролла, но правда в том, что гонщик без репутации – каким сейчас выглядит Квят – английской конюшне не нужен. Так что если там действительно думают о том, чтобы расстаться с Фелипе Массой, то скорее можно ожидать на его месте Паскаля Верляйна (сотрудничество с «Мерседесом» по-прежнему выгодно и перспективно), чем парня, который последние полтора года не демонстрировал ничего выдающегося. 

Кроме того, у Квята все еще действует контракт с «Ред Булл» – и почти наверняка Марко предложит пилоту подумать не о разрыве соглашения, а о продолжении выступлений в какой-нибудь другой гоночной серии. 

Чего точно не нужно делать – так это жалеть. У Даниила хорошая девушка, он по-прежнему молод, обеспечен, не глуп, с хорошим чувством юмора и в меру талантлив. Да, возможно, не для «Формулы-1», но свой шанс он хотя бы получил. Многие бы позавидовали.

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Peter Fox, Clive Mason, Lars Baron; globallookpress.com/Hoch Zwei