Пилот, которого не хватает «Формуле-1»
Новый победитель «Гонки чемпионов» умел всех взбодрить.
Чуть больше десяти лет назад «Макларен» со скандалом расстался с Хуаном-Пабло Монтойей – второй сезон колумбийца в английской конюшне завершился большой аварией на Гран-при США и бегством спортсмена в NASCAR.
Причина ухода не была напрямую связана с инцидентом в Индианаполисе – к этому привели усиливающийся конфликт между гонщиком и руководством коллектива, подписанный «Маклареном» контракт на 2007 год с Фернандо Алонсо, быстро прогрессирующий протеже команды Льюис Хэмилтон, а также неопределенный статус самого Монтойи – в новом сезоне у него почти не было возможности продолжить карьеру за рулем быстрой машины, а бороться в середине пелотона он не захотел.
В гонках Гран-при за десять лет сменилось многое, в том числе и целое поколение пилотов, но болельщики по-прежнему к Монтойе относятся с теплотой. И вот почему.
Был необузданной стихией в эпоху Шумахера
Выступления Хуана пришлись на годы доминирования «Феррари» и Михаэля Шумахера, и если вы видели гонки той поры, то наверняка знаете, насколько скучными они зачастую были. Иногда спасти зрительский интерес мог только пилот «Уильямса». Уже во второй гонке в карьере, на Гран-при Бразилии в 2001 году он продемонстрировал, что Михаэль для него никакой не авторитет.
А чтобы не пустить немца вперед, Монтойя был готов идти до конца.
Стоит ли удивляться тому, что и сам Шумахер отвечал сопернику не менее брутально?
Стал источником смешных историй
Одно из самых известных забавных приключений Хуана-Пабло произошло в Австрии в 2001 году. Диалог с гоночным инженером получился построенным на игре слов (deer – олень; dear – дорогуша, боже).
Инженер: «Мы видели оленя. Мы считаем, что он где-то на трассе».
Монтойя (увидев животное): О, боже!
Инженер (до которого сразу не дошло): «Да, олень. Это как лошадь, только с рогами».
Монтойя: «Я знаю, знаю, о божечки» (смеется).
Зажигал в радиоэфире, когда это еще не было мейнстримом
Хуан никогда не сдерживался, если ему что-то не нравилось. В случае чего нецензурная лексика летела как в адрес соперников, так и в сторону собственной команды. Нынешняя ругань Себастьяна Феттеля – детский лепет по сравнению с тем, как разговаривал Монтойя.
Доставлял удовольствие зевакам на пит-лейн (и соперникам)
«Да ты гребаный идиот, ты сломал мою гребаную голову!»
Разумеется, Хуана любили пародировать даже коллеги. Посмотрите, как веселится Дэвид Култхард.
Здорово боролся колесо в колесо
Один день из гоночной жизни колумбийца – борьба с Кими Райкконеном на Гран-при Германии 2002 года. И это всего лишь битва за четвертое место!
Вызывал разнообразные эмоции у собственных болельщиков
Потерять верную победу из-за разворота на последних кругах? Легко.
Обогнать «Красного барона» там, где он этого не ждет? Пожалуйста.
Попасть в глупую аварию и при этом не быть виноватым в столкновении? Бедным фанам Хуана доводилось видеть и такое.
В качестве тарана выступил отец Макса Ферстаппена, Йос.
Чего он добился после «Формулы-1»?
Семь полных сезонов Монтойя гонялся в NASCAR, но побеждал не слишком часто и в борьбе за титул участвовал лишь раз (в 2009 году). Казалось, что карьера одного из самых одаренных пилотов XXI века близится к очень скучному концу, но в 2014-м Хуан все-таки вернулся в гонки с открытыми колесами – перешел в «Индикар». А в 2015-м чуть не стал чемпионом серии – уступил Скотту Диксону лишь по дополнительным показателям.
Как стать великим
Вчерашняя победа 41-летнего спортсмена в «Гонке чемпионов» – утешительный приз в его хорошей, но все-таки не выдающейся карьере: после отличного старта на стыке двух веков Монтойя заслуживал большего, чем семи побед в «Формуле-1» и восьмого места в лучшем сезоне в NASCAR. Тем не менее, у него все еще остаются шансы попасть в элитный клуб «тройной короны» (в котором пока числится лишь один человек – Грэм Хилл): победы в «Инди-500» и Гран-при Монако у Монтойи есть. Осталось лишь приехать в Ле-Ман и выиграть 24-часовую гонку.
Фото: REUTERS/Paolo Cocco
А вообще, Монтойя был единственным гонщиком, за которого я реально фанател за все 18 лет просмотра Формулы 1.
Признайтесь, вы все любили те гонки и, особенно, того горячего, колумбийского парня!
А этот звук V10,мммммм.
1. Сильверстоун 2005 Алонсо в повороте Копс
2. Спа 2004 Шумахера в Автобусной остановке
3. Монако 2004 Хайдфельда в Мирабо
4. Сузука 2003 Шумахера в Данлоп
5. Каталунья 2003 Ральфа в 14 повороте
Ну и 372 км/час в Монце на тренировке, как забыть..
Палыч - реальный чувак был в Ф1. Бесстрашный и беспардонный, как и положено настоящему гонщику..
Очень не хватает!
Дима, спасибо!
Та же Испания по скуке совершенно не отличалась от сегодняшних дней.
Кто что орал по радио, мы просто не знали, потому что на регулярной основе в эфир это стали пускать существенно позже.
Но тем не менее да, мы все любили те гонки. :)
А вообще самый мой любимый момент с ним это квалификация к ГП Великобритании-2002, которую он ухитрился выиграть (4ю подряд, кстати) притом, что после двух попыток отставал от фераристов по чистой скорости на секунду с лишним