6 мин.

Кто такой Зак Браун и почему он нужен «Формуле-1»

Владельцы «Макларена» нашли спасителя.

Перестановки в Уокинге

Осень 2016-го – не самый простой период в истории легендарного «Макларена»: в результате конфликта между совладельцами из компании ушел Рон Деннис (не основатель, но человек, сделавший «Макларен» таким, каким мы его знаем), корпорация может недосчитаться 160 млн фунтов стерлингов спонсорских денег, сделка с Apple не состоялась, а результаты на трассах по-прежнему не впечатляют.

Однако первый шаг для выхода из кризиса уже сделан – вчера на пост исполнительного директора назначили Зака Брауна, которого многие видят в будущем преемником самого Берни Экклстоуна. Кто он, почему его ценят в «Формуле-1» и какую пользу он может принести «Макларену»?

Гонщик, ставший бизнесменом

Наибольших успехов в работе можно добиться, если ее любить – это знают все, и то же можно сказать об автоспорте. Зак Браун – не только успешный бизнесмен, но и большой фанат гонок, прошедший путь от картинга в Америке до младших формульных серий в Европе.

Брауну не хватало денег на выступления – он даже ночевал на полу в доме сестры своего друга (который позже стал деловым партнером), – и в попытках найти финансы для развития своей карьеры Зак понял несколько важных вещей: он не станет ни гонщиком «Формулы-1», ни «Индикара», зато у него есть дар налаживать связи.

«Мне посоветовали прекратить выступления в гонках – это сильно ударило по самолюбию – и сконцентрироваться на спонсировании», – объсняет он решение прекратить гоночную карьеру. – «В 1998-м я осознал, что не то, чтобы не могу найти спонсоров, но не способен найти их для Зака Брауна, поскольку такой гонщик не нужен ни LG, ни UPS – им нужна суперзвезда. Так что я и начал заниматься поиском финансовых партнеров для других».

В 90-х Браун вместе с другом Ричардом Дином основал компанию Just Marketing International (JMI).

«Я начинал со сделок на 50 000 долларов, затем перешел к сделкам на 300 000, а после появились контракты на пару миллионов», – рассказывал Зак о коммерческих успехах, которых добился в США. Сначала Браун работал с «Индикаром», но после раскола серии без каких-либо сожалений переключился на сток-кары, где и совершил первый мощный прорыв: в 2005 году ему удалось договориться с владеющей NASCAR семьей Франц о появлении в серии алкогольного спонсора Crown Royal.

Практически в то же время Браун помог «Макларену» оформить крупный контракт с Johnnie Walker, а позже подключил к автоспорту таких гигантов как Verizon, UPS и LG – с корейской компанией «Формула-1» заключила соглашение на 250 млн долларов. С этого времени Зака начали называть гуру автоспортивного маркетинга, его компания JMI оказалась крупнейшим игроком на рынке, а в друзьях американца стал числиться промоутер «Ф-1» Берни Экклстоун.

При этом Браун не забросил увлечение гонками – он по-прежнему выступает в соревнованиях исторических болидов и участвует в чемпионатах категории «Гран Туризмо». Кроме того, благодаря успехам в бизнесе для него открылись возможности пилотировать болиды «Формулы-1» (чего никогда не случилось бы в случае развития обычной гоночной карьеры) – в его коллекции есть «Лотус» 1986 года Айртона Сенны, «Феррари» 1990 года Найджела Мэнселла, «Мерседес» 2013 года Льюиса Хэмилтона и другие автомобили.

У Брауна также есть несколько «Уильямсов» (1980, 1987, 1996 годов), которые он получил благодаря тому, что помог английской команде оформить деловые отношения с Martini:

«У меня со всеми хорошие отношения, поэтому и появляется возможность получить то, что не продается ни при каких условиях – болиды Хаккинена, Джонса, Вильнева или Хэмилтона. У этих машин нет ценника. Нужно знать, когда просить… И это нужно делать тогда, когда командам что-то нужно!»

Новый Берни?

За 20 лет работы в автоспортивном маркетинге Браун добился таких успехов, что его начали сравнивать с Экклстоуном, и они действительно схожи отношением к бизнесу: оба учитывают мельчайшие детали, обладают обширными связями, постоянно путешествуют по миру и страдают трудоголизмом.

«Я не слишком хорошо сплю», – признается Зак. – «Примерно три-четыре часа. Перед сном разбираю всю электронную почту – в день приходит около 250 писем, – а если посреди ночи переворачиваюсь на другой бок и замечаю, что телефон горит красным, то не могу удержаться от того, чтобы не прочитать и ответить. Жену это сводит с ума».

При этом Брауну всего 45 лет, а Экклстоуну – 86. Так что понятно, почему многие призывают англичанина определиться с преемником (и выбрать на эту роль американца). Сам возможный сменщик промоутера «Ф-1» не раз отмечал, что ему лестны подобные разговоры, но спешить занимать почетную и непростую должность он не спешит:

«Думаю, заменить Берни невозможно – придется собирать целую команду. Я оглядываюсь вокруг и не вижу того, кто обладает такими же уникальными навыками, так что вряд ли получится без подготовки стать новым Берни».

Недавно новые владельцы «Ф-1», Liberty Media, сделали Брауну предложение войти в управляющую структуру, и почти одновременно на связь с американцем вышли люди из «Макларена». Зак выбрал второй вариант, и хотя он не объяснил, почему предпочел менее значимую должность, из ранних интервью можно сделать вывод, что к переходу на высший уровень он еще не готов.

«Макларен» для Брауна вряд ли станет главным достижением в карьере – эту работу можно расценивать как трамплин для прыжка на вершину: прежде чем взяться за промоутерскую деятельность, ему следует отточить навыки в гоночной команде, собрать вокруг себя нужных людей и только затем идти дальше:

«У каждого президента есть свой кабинет, и я знаю свои возможности и ограничения, о которые время от времени спотыкаюсь», – говорил Браун пять лет назад. «Я не собираюсь рваться вперед и заниматься тем, в чем у меня нет опыта, не собрав предварительно команду и не получив нужного опыта».

Чем будет заниматься Браун в «Макларене»

Владельцы английской компании уже заявляли, что обязанности ушедшего Денниса разделят несколько людей.

Зак Браун займет пост исполнительного директора, и ему не придется отвлекаться на производство дорожных автомобилей – он полностью сосредоточится на гонках. При этом в управляющую структуру уже входит Джонатан Нил, который обладает колоссальным опытом работы в гоночном коллективе, так что их совместную деятельность можно представить следующим образом: Нил сконцентрируется на технической стороне дела, а Браун займется финансовыми и организаторскими вопросами.

В последнее время в «Макларене» происходят неприятные вещи – команда теряет многолетних союзников, – так что, вероятно, от Брауна владельцы ждут анонса контракта с новым титульным спонсором и соглашений с техническими партнерами – то есть, того, что американский бизнесмен умеет делать лучше всего.

Если все получится, Уокинг обретет шанс вернуться на вершину, а Браун окажется на шаг ближе к тому, чтобы заменить Экклстоуна.

Фото: twitter.com/mclarenf1; twitter.com/Motorcardiaries/Jakob Ebrey; twitter.com/suttonimages; Global Look Press/HOCH ZWEI