9 мин.

Леонид Климовский: «Моя главная победа в футзале - весело прожитая жизнь»

Леонид, мало кто знает об истоках твоей карьеры. Расскажи, где ты начинал.

- Я закончил спартаковскую школу в Сокольниках. Естественно, большой футбол. Выпустился, и всеми известный Евгений Серафимович Ловчев меня подобрал в мини-футбольный клуб «Спартак». После этого пошло-поехало и я побывал в одиннадцати клубах.

Статистики АМФР говорят о 10 клубах, за которые выступал Леонид Климовский. Больше только у Станислава Ларионова и Алексея Степанова - 11.

- «Автодор» мой одиннадцатый клуб. АМФР, наверное, не учли мои выступления в Щёлково, где я был полгода.  

Рекорд Ларионова и Степанова будешь бить?

- Нет, думаю, «Автодор» мой последний клуб.

С чем связаны твои частые смены клубов?

- Трудно сказать. Какие-то команды закрывались, где-то заканчивались мои контракты.

При тебе закончил своё существование в элите футзала ЦСКА, потом «Ямал». В чём главные причины развала клубов в России, помимо финансового кризиса?

- Мне кажется люди не очень серьёзно подходят к вопросу существования профессиональных клубов. Я был в том же «Прогрессе», и как там дела ведут и выполняют свои обязательства перед игроками… Неудивительно, что клуб сейчас близок к закрытию. «Ямал» был более серьёзный клуб, но человек, который на него давал деньги, честно сказал, что он больше не тянет финансирование клуба. Пока клуб существовал, всё было очень достойно. И ещё одно наблюдение – как только в клубе начинаются проблемы с выплатами зарплат, мини-футбол отходит на второй план, и команда стремительно идёт ко дну.

За время карьеры в каком клуб тебе было более всего комфортно?

- Так в общем, если взять, ЦСКА был самый топовый клуб. И это касается не столько финансов, сколько руководства, контракт можно было даже не подписывать. Президент клуба Олег Бубыренко всё, что обещал, выполнял. Такого человека в других клубах я больше не встречал. К сожалению, по причинам, о которых сейчас никто не пишет, его нет в российском мини-футболе. Хотя он должен быть, его клуб, атмосфера и отношение к делу.

ЦСКА в своё время запомнился и составом, который бы собран в одном сезоне, включая и русских топовых футболистов и легионеров.

- Банда вообще классная была! Мы могли уже в том сезоне брать медали. Но проиграть три раза по пенальти... это надо уметь! Сохранив тот состав через пару лет, я подразумеваю, что мы стали бы чемпионами, для этого всё у нас было.

Ты покатался в своё время по городам и весям. Легко вот так менять прописку?

- Не очень легко. В Новосибирске вообще сложно было в бытовом плане. На выходных оттуда особо никуда не дёрнешься. Мой дом в Москве, я сам москвич. Тот же Смоленск совсем рядом от столицы, сел в машину и ты уже там через 3-3,5 часа.

Насколько сейчас комфортно в «Автодоре»?

- Сейчас всё хорошо. Все обещания выполняются, все условия для развития клуба созданы. Посмотрим, как будет дальше. Надо понимать, что президент клуба создал команду с нуля, которая за три года уже в Суперлиге играет. Это очень серьёзный шаг. Ещё два года назад в команде играли только любители.

В составе «Автодора» есть игрок, выступавший совсем недавно в большом футболе.

- Серый Давыдов. Да, он, между прочим, играл в полуфинале кубка России по большому футболу. И мало кто знает, но он в 2001 году с 25-ю голами стал лучшим бомбардиром чемпионата Белоруссии. В прошлом году в Высшей лиге он очень хорошо смотрелся. Сейчас Сергей выходит редко, но к мини-футболу адаптировался быстро и своим игровым временем приносит пользу команде.

Твоя сама большая победа в футзале?

- Весело прожитая жизнь в этом виде спорта. А если отталкиваться от результатов – второе и третье место чемпионата России в составе «ГКИ-Газпром». В «Спартаке» я был чемпионом страны, но сыграл там совсем немного, мне на тот момент было лишь 18 лет.

Приход в мини-футбол Евгения Ловчева, насколько это повлияло на тот момент на развитие вида спорта?

- На тот момент в мини-футболе было две фигуры – Евгений Ловчев и Сергей Козлов. Вот они бодались друг с другом, и вид спорта от этого развивался, параллельно с ними развивались «Норильский Никель», «ТТГ-Газпром». По сути четыре клуба и бились. А Ловчев, по сути, единственный именитый человек из большого футбола, который  взялся развивать мини-футбол. Других вроде нет таких случаев. Хотя нет, был же вратарь Андрей Сметанин, который «Динамо-2» курировал, но клуб всего полгода просуществовал. Там очень грустно всё закончилось, долги по зарплатам игрокам до сих пор порционно выплачивают.

Со сборной у тебя как роман складывался?

- Отношения были ветреные, периодические. То я появлялся в сборной, то нет. Говорить об этих вызовах и периодах и комментировать что-то я не хочу.

С вратарями в сборной сейчас занимается Геннадий Гарагуля, он очень рано закончил карьеру. Если бы ты сейчас закончил карьеру, смог бы пойти тренером вратарей?

- Такие мысли у меня есть. Я и в Смоленске сейчас такие тренировки провожу с основной командой, составляю программы тренировок. Дубля у клуба пока нет, есть только молодёжная команда в Вязьме. Хотя для развития клуба дубль, конечно, необходим. При наличии дубля с удовольствием занимался бы и с юными вратарями.

С приходом в клуб второго сильного вратаря (Ивана Поддубного), что-то поменялось на последнем рубеже команды?

- Мы с Ваней уже давно знакомы, в двух клубах раньше вместе работали – в Норильске и в ЦСКА. Ваня - очень классный вратарь. Для команды всегда здорово, когда есть квалифицированные люди. Сейчас, кстати, нет таких амбиций – только играть, например. Самое главное, чтобы команда выигрывала, и развивался клуб. Понятно, что одному вратарю тяжело вытянуть сезон, особенно нереально это сделать в команде, которая борется за ТОП-8, а соперники поливают тебя в каждой игре. Поэтому у нас все наиграются в любом случае. А так с Иваном у нас отличные отношения, мы помогаем друг другу, и у нас нет проблем никаких.

 

Что сегодня для команды значит наличие в составе Пулы?

- Пула это такой персонаж, которого очень любят в Смоленске. Он шоумен, заводит трибуны, на него ходят болельщики, такой игрок нужен в клубе. Он очень колоритный, по-русски с трибунами общается, для Смоленска это пока в новинку. Пула – эпатажный чувак.

После развала «Динамо» вы забрали Поддубного и Нугуманова.

- Там состав то был очень приличный, мы бы много кого хотели оттуда ещё забрать (смеётся). Но там быстро все, кроме Коли Переверзева, трудоустроились.     

Какие задачи стоят у руководства клуба? Не форсируют ли они развитие команды?

- Сейчас задача – попадание в плей-офф Суперлиги. Мы к выполнению  задачи двигаемся, к сожалению, не очень быстро. Очки тяжело даются. Специалисты отмечают, что у команды есть игра, но в конце сезона нас спросят не за игру, а за результат. С топовыми командами нам пока почему-то легче играть.

Поговорим конкретно о тебе. Твоя вредная привычка – курение. Ты её ещё не победил?

- Победил. Не курю уже больше года. Избавиться от этой привычки очень тяжело. Но я бы не сказал, что это на футбол как-то влияет. Лев Яшин всю жизнь курил, Сергей Овчинников в раздевалке курил. Войцеха Щесны вообще из «Арсенала» убрали за то, что он дымил в раздевалке. Жить курение мешает, да. И запахи эти... Да и само курение стало очень непопулярным сейчас.

А по режиму к тебе вопросов никогда не было?

- У меня к себе не было (смеётся). Злостно никогда не нарушал. Хотя после тяжёлых игр можно позволить себе немного расслабиться. Понятно, что перед тренировками и играми не стоит накануне жестить. А злостные нарушители есть везде, наверное.

Тревожной тенденцией  становится связь футзалистов с наркотиками. Ради лёгких денег ребята рушат свою судьбу.

- Ты про Игорь Зайкова сейчас? Я не знаю, что парнем двигало. Всё у него было: и белый Мерседес и достаток… Проблема связи с наркотическим миром присутствует не только в спорте, в любой деятельности. Глупость какая-то, если честно. Занимайтесь своим делом и всё у вас будет.

Насколько тема допинга актуальна в футзале?

- Скорее тема спортивного питания актуальна, да. Если график жёсткий спортивное питание может помочь восстанавливаться спортсменам, в первую очередь, возрастным, а также в командах, находящихся не на лидирующих позициях, имеющих усечённый состав, испытывающих психологические проблемы. А допинг… То, что мы раньше употребляли для восстановления, сегодня могут назвать допингом. И совсем не мельдоний, это пилюли детские. Законодательство в этой сфере и научные разработки очень быстро меняются, что даже не знаю, что сейчас допинг, и за что тебя могут посадить.

Вот ты сказал про психологические проблемы. Насколько необходимо введение в футзале штата спортивных психологов?

- В Новосибирске как-то был психолог, тренинги проводил. Я посмеялся. На самом деле чушь полная. Есть тренер для настроя и работы с командой. А так приходит посторонний человек, не работавший никогда в спорте, и начинает нести откровенную чушь. Была у нас групповая терапия... я не оценил.

Твой эталон вратаря или образ, сложенный из качеств разных голкиперов.

- Когда я начинал в «Спартаке», надо мной взял шефство Андрей Попков. Много подсказывал и заложил мне основы игры в рамке. А так мне ещё нравились Илья Самохин, Павел Степанов и Сергей Зуев. Вот это самые знаковые киперы нашего футзала за последние лет пятнадцать.

В гандбол ты бы смог играть в воротах?

- У меня габариты не те. Там очень важно закрывать как можно большее пространство в воротах. Мне кажется вратарям в гандболе намного тяжелее, там жесть какая-то. Тебе там в голову кидают чуть ли не с метра. Очень тяжело. Причём забивают постоянно, счета большие, надо быть готовым психологически тоже. Вратари в гандболе восхищают меня. В хоккее вратари тоже выполняют схожую функцию – некоего мяса.

Оцени развитие футзала в России сегодня.

- За мои пятнадцать сезонов карьеры сегодня я вижу не очень хорошую картинку. Не привязывая всё к финансовому кризису, скажу, что лет 7-10 назад популяризация мини-футбола была на более высоком уровне. Я связываю это со смертью Константина Ерёменко. Он действительно пытался развивать наш вид спорта. Матчи лиги транслировались на федеральном канале, СМИ постоянно говорили о мини-футболе, лига была представлена большим количеством клубов, сейчас клубы ежегодно умирают с пугающей скоростью. Команды Высшей лиги не хотят заходить в Суперлигу, платить какой-то сумасшедший взнос и обретать статус профессионального клуба. А как «Дину» допустили с такими нереальными долгами к чемпионату в этом сезоне? О каком развитии вида спорта можно говорить?  

При всех минусах на уровне сборных команд Россия непременно показывает успешные результаты.

- Результат есть, потому что в своё время мини-футбол у нас в стране развили сильнее, чем в условной Франции или Германии. Если эти страны по-настоящему займутся этим видом спорта, будет сумасшедшая конкуренция. США тоже заинтересовалось футзалом, а зная их любовь к деньгам, шоу и уровню организации спорта, стоит ждать в будущем сильную национальную команду.

 

В интервью использованы фотографии из официальных аккаунтов клубов ЦСКА, "Сибиряка" и "Автодора" в социальной сети ВКонтакте