4 мин.

Без чувств

Посмотрев трансляции последних боксерских поединков на российском телевидении, Finnegan оказался в ступоре от того, что мы слышим во время боя под видом комментария, и решил поделиться впечатлениями в новой записи блога Duck of Death на Sports.ru.

Конечно, Штиглиц и Абрахам, а теперь вот Ригондо с Рамосом – это не то чтобы прямо звезды первой величины и зрелище, которое априори невозможно пропустить. Однако все-таки это определенный уровень и это прямой эфир; чемпион мира, прямо в этот момент на твоих глазах оседающий от хука по печени, – зрелище, ради которого некоторые сумасшедшие готовы не спать в 6 утра воскресенья. Такого у нас на общедоступном ТВ не было даже в те времена, когда там вместо беременного Дмитрия Дюжева, 118-го сезона танцев на льду и прочих прекрасных вещей еще можно было застать Джуду, Де ла Хойю и Мейвезера – они-то шли в записи и без андеркарта.

Другое дело, что это событие еще надо худо-бедно преподнести. Хотя казалось бы – два мужика месят друг друга (особенно если так увлеченно, как Робб с Диасом), кровь и эмоции – вполне настоящие, чего тут можно испортить, смотри и радуйся. Опять-таки, дерется не абы кто (за Ригондо, вероятно, надо поблагодарить Хрюнова, хотя большой вопрос, будет ли в итоге так же благодарен Бахтин; за Штиглица и Абрахама явно сыграло их советское происхождение). Однако проникнуться получается с трудом.

Скажу честно: то, что мы слышим во время боя под видом комментария, вгоняет в ступор. Аллилуйя, этим людям рассказали про boxrec – так теперь половину раундов нам будут зачитывать статистику выступлений? Вместо элементарного промежуточного подсчета очков и подведения предварительного счета (бог с ней, с графикой, хоть бы озвучили) – «ну мне кажется, следовало бы поставить ничью, оба бойца выложились, никто не заслуживает поражения». Ну и, конечно, чувство момента – когда в ринге происходят ключевые события, отсчитывают нокдауны, выбрасывают полотенца, мы наслаждаемся рассказом о том, как один из комментаторов работал олимпийский финал Андре Уорда, а обо всем произошедшем в это время нам сообщат через полминуты, да и то нехотя, вроде как по необходимости. А уж перерыв между раундами – законное время, чтобы потравить байки и передать приветы друзьям и родственникам: все равно же в углах боксерам ничего важного не говорят, правда? Закономерный итог – искренне удивленное замечание: «Мы посмотрели интересный вечер, невзирая на то, что выступали легковесы» (и это про людей от супер-бантама до супер-физера – ба, да там, оказывается, тоже есть на кого посмотреть).

Эмоции вообще отдельная песня; с ними все сложно даже на спутниковых каналах, где бокс комментируют люди вполне компетентные и профессиональные. В отечественной культуре вообще не то чтобы принято эмоции выражать бурно, а уж тем более когда кого-то бьют. Кричащая и свистящая публика (обязательно за столиками казино, желательно с размахиванием пачками долларов) – издавна атрибут загнивающего запада, а мы-то люди уравновешенные, видали всякое, и вообще наши симпатии на стороне мужественных бойцов, а не этих пресытившихся жизнью капиталистов (даже когда в роли «капиталистов» – толпа нищих мексиканцев, а «изможденный гладиатор» – скромный филиппинский политик и миллионер, хе-хе).

В принципе, в чем-то тут даже можно усмотреть логику, но исключительно для обычного человека; комментаторы (даже английские – такие вполне старорежимные джентльмены с цветком на лацкане пиджака, их перед трансляцией показывают) понимают, что повысить голос и даже поорать, где нужно, – это в первую очередь способ сконцентрировать внимание зрителя на определенных моментах, расставить акценты в том, что происходит и вырвать его из рутины, в которую иногда попадает даже очень хороший бой. Без этого всего пропадает ощущение подлинности; когда в ринге идет бой и драма, а слышим мы флегматичный и неторопливый рассказ без малейшего повышения тона – налицо несоответствие и фальшь (с той разницей, что обычно по ТВ нам, наоборот, с пламенным видом и бурей эмоций впаривают какую-то очевидную ересь и чушь). Ну или ощущение, что комментатору все это глубоко неинтересно – так с какой стати зрителю интересоваться? И вообще, все эти выходы в ринг, девушки в бикини, Ледерман в бабочке и прочая мишура для того и нужны, чтобы своей несерьезностью оттенить главное зрелище, в котором серьезности и сдержанного мужества и так хватает с избытком. С отечественной же традицией трансляций и комментирования получается, что знает и любит публика людей, чисто внешняя эффектность которых сама по себе прошибет любое болото (зачастую в ущерб здравому смыслу) – Тайсона, Джонса, Гатти. Все остальные теряются в потоке бесконечных «нууу», «ээээ», воспоминаний о заслуженных мастерах спорта СССР и рекламы про усатого мужчину с проблемами интимного характера.

И самое печальное, что в таком виде покажи хоть Берто-Ортиз, хоть Пирог-Мартинес – все равно будет ощущение, что смотришь пиратский DVD «120 новинок кино»: в углу перекошенного изображения торчит чья-то голова, а гнусавый дублер пытается изобразить Аль Пачино, Кристиана Бейла и Натали Портман разом. Ну только в последнем случае ко всему добавится патриотичный Губерниев, Президент с проникновенной речью и Валерий Сюткин в роли эксперта. Нет уж, спасибо.