9 мин.

Парад Чемпионов. МАРСЕЛЬеза

Прошло совсем немного времени с того момента, как клуб «Олимпик» из Марселя стал чемпионов Франции в 11 раз. Фанатские страсти немного улеглись, но от того марсельский движ не стал менее ярким и горячим (выше – перфоманс на «золотом матче» с Ренном в 36 туре).

Итак, Марсель – один из старейших городов Франции. Крупнейший порт страны и всего Средиземноморья. Яркий, самобытный, многоликий город. Именно здесь получило развитие наиболее значительное, после парижского, фанатское движение.

По общественно-политическим взглядам огромное большинство марсельских фанатов являются левыми и антифашистами. Тому есть немало причин.

Среди исторических – в период Второй мировой войны во время установления во Франции коллаборационистского вишистского правительства фашистов и немецкой оккупации, Марсель был одним из крупнейших центров сопротивления.

Кроме того, в настоящее время, Марсель – самый разнообразный по этническому составу город Франции, дает о себе знать его портовый статус, близость Суэцкого канала и обилие эмигрантов с Ближнего Востока и Африки. Город был основан греками, а, точнее, фокейцами, и нередко марсельские фанаты оставляют за собой именно это наименование, подчеркивая региональную самобытность и противостояние со столичными (крайне правыми по взглядам) болельщиками.

Первая значительная группировка «Марселя» - Commando Ultra 84, как следует уже из названия – появилась в 1984 году. Еще из названия можно почерпнуть то, что группировка стала придерживаться итальянского стиля, а в качестве образца для подражания выбрала Commando Ultra Curva Sud, римской «Ромы».

Разве что, марсельские ультрас сначала заняли противоположную трибуну – северную.

Члены движа начинают создавать организованный саппорт, использовать флаги, барабаны, песни. Итальянский стиль проявился и в первом же баннере ультрас. 2 декабря 1984 на матче против «Тулона» - регионального соперника «Марселя» в регионе Прованс, появляется баннер с надписью - «CU Curva Nord».

Одним из главных символов фирмы стал «Веселый Роджер», флаг с черепом и костями во всевозможных вариациях.

В 1986 году группировка перебралась на южную трибуну, где осуществляет саппорт по сей день. Первым масштабным выездом группировки стал вояж в Париж в том же 1986 году, где Commando Ultra показали всей Франции, как нужно болеть, устроив великолепное вокальное и файер-шоу. Ультрас как поборники итальянского стиля всегда ставили мощный саппорт выше фанатских войн, и не акцентировали себя как хуллз.

 

Однако придерживаться стопроцентно мирного стиля фанатам довольно сложно, поэтому в целях безопасности Commando Ultra объединились с двумя другими более боевитыми фирмами «Марселя» - South Winners и Fanatico, которые расположились по краям южной трибуны. Союз получил название Foceen Supporters –по названию фокейцев – этноса, который основал Марсель.

 

Однако другие фирмы не устраивала второстепенная роль в движе, поэтому в 1993 году союз распался, после массовой драки между представителями Южных победителей и Commando Ultra 84, победу в которой праздновали последние. Долгое время после этого между фирмами шло открытое противостояние, что, безусловно, не шло на пользу всему саппорту «Олимпика».

В юбилейном 1994 году Commando Ultra 84 начинают выпускать собственный фанзин. На официальном сайте последним годом выпуска значится 2002. Во второй половине 90-х в фанатском движении «Марселя» начался настоящий кризис.

Во многом он был связан с «ОМ-Ва» - скандалом с обвинением клуба в проведении договорных матчей. Клуб отправляют во второй дивизион, лишают пятого в истории чемпионского титула, лишается участия в еврокубках. Начинаются и серьезные финансовые проблемы. В 1998 году часть активных фанатов из-за разногласий уходят из группировки и основывают свою – Cosa Ultras. С одной стороны, такие скандалы не идут на пользу фанатскому движению – оно теряет в численности, мотивации, яркости.

С другой – именно такие моменты позволяют отсеять «лишних» и сплотиться, продемонстрировав настоящую преданность клубу. Вместе пережив тяжелый период, группировка возродилась с новой силой в 2000-е годы. Сейчас ее численность составляет свыше 5000 человек (по их собственным данным).

Что касается их противников – South Winners, то они прославились как наиболее сильная антифашистская фирма, с левыми взглядами, из-за чего стали настоящими врагами фанатов «ПСЖ», «Тулузы», «Лиона».

Символом группировки стала голова разозленного бульдога. Также нередко они использовали узнаваемые левые и революционные знаки – портрет Че Гевары, звезды, серпы и молоты. Девизом фирмы стала фраза – «Солидарность и революция».

Появление оранжевого цвета в символике фирмы тоже интересно. При том, что официальными цветами клуба являются голубой и белый, оранжевый часто появлялся на баннерах, а затем даже фанзин группировки получил название «Оранжевая революция». В то время среди фанатов вошли в моду «бомберы» - куртки фирмы «Альфа», модель MA-1.

В противовес правым фанатам, «победители» стали носить их изнанкой вверх, которая имела оранжевый цвет.

«Южные победители» всегда отличались четкой организацией и учетом членства. Регулярное получение членских взносов позволило фирме обрести собственный «дом» - штаб-квартиру в Старом Марселе.

В 2000 годы фирма продемонстрировала свое стремление быть авторитетной и определять политику клуба, считая, что фанаты тоже имеют на это право. В 2000-е годы благодаря кампаниям, организованным южанами были уволены сразу два подряд президента клуба, которые хотели изменить его символику, покусившись на святое.

Обычными методами фанатов стали бойкоты матчей, письма руководству и громогласные баннеры.

Мы много рассказали о южной трибуне, но северная тоже не отстает в свое численности и яркости. Здесь располагаются группировки Yankee Nord Marseille, Marseille Trop Puissant, Fanatics, и Dodgers.

В 2002 году трибуна получила официальное имя одного из лидеров фанатского движения, основателя Marseille Trop Puissant Патриса де Перетти, погибшего в возрасте 28 лет.

Идейными братьями фанаты «Олимпика» считают болельщиков итальянского «Ливорно» и греческого «АЕК».

И, напоследок, один из последних ярких творческих выплесков фанатов «Марселя» - чемпионский перформанс на матче Марсель-Гренобль.