5 мин.

Музыкальная классика фигурного катания

Прежде чем перейти непосредственно к теме поста, поздравляю всех болельщиков, наконец дождавшихся спортивных вестей с ледовой арены. Контрольные прокаты юниоров состоялись, а мы после затянувшегося перерыва смогли насладиться выступлениями подрастающего поколения фигуристов. А теперь - о музыке.

Именно после контрольных прокатов я в который раз задумалась над этой темой. По понятным причинам, некоторые спортсмены решили оставить прошлогодние программы/программу ещё на один сезон. Другие же продемонстрировали новые постановки. Здорово, что некоторые взяли свежие музыкальные композиции, но без "фигурной классики" всё-таки не обошлось. Поэтому предлагаю ещё раз обратиться к вечным мелодиям, которые прочно вошли в этот зимний вид спорта.

1. Тема Ромео и Джульетты. Пусть и в разных вариациях, музыка о трагической истории любви продолжает вдохновлять фигуристов. Посмотреть только на недавно прошедшие прокаты юниорок: Софья Самоделкина в короткой программе каталась под «Aimer» из «Ромео и Джульетты» и «Танец рыцарей» Сергея Прокофьева, а в произвольной программе эту же тему раскрывала уже Дарья Усачёва. Кроме того, на взрослом уровне в этом сезоне мы увидим ещё одну Джульетту в исполнении Александры Трусовой.

В недавнем и далёком прошлом тоже можно найти достаточное количество примеров использования данных образов. Например, шикарная произвольная программа Екатерины Гордеевой - Сергея Гринькова в 1990 году, постановка Татьяны Волоссожар - Максима Транькова в их первый совместный сезон, программа Татьяны Тотьмяниной - Максима Маринина, которая принесла им олимпийскую победу в Турине.

Одиночницы часто выбирали образ Джульетты. Это и Саша Коэн, и Юлия Липницкая (выиграла ЮЧМ с этой программой, потом возвратилась к теме в сезоне 2014/2015), и Анастасия Губанова, которая провела удачный сезон 2016/2017, завоевав серебро юниорского финала Гран-при. Ещё одна запоминающаяся Джульетта получилась у Алёны Косторной.

Конечно, следует вспомнить и программу Юдзуру Ханю, подарившего болельщикам потрясающую мужскую версию "Ромео и Джульетты".

2. "Мулен руж". К этому мюзиклу нежную любовь испытывает не одно поколение фигуристов. А уж "Танго Роксаны" быстро угадает любой болельщик, даже если никогда не смотрел знаменитый фильм. Из юниорок Дарья Усачёва на этой неделе в короткой программе каталась под «One day I will fly away» в исполнении Николь Кидман из «Мулен Руж». Ранее страстная интерпретация мюзикла принесла золотую медаль Олимпиады Тессе Вирчу и Скотту Моир. Ещё одна яркая программа была у Эшли Вагнер, которую та считала одной из самых любимых.

Музыку из кинофильма "Мулен Руж" использовал и Евгений Плющенко, в том числе - в командных соревнованиях Сочи-2014. Ещё пример - Алекса Шимека и Крис Книрим. На командном чемпионате мира, который проходил в Токио, пара завоевала золотые награды в составе сборной США. Эту же музыку в минувших сезонах выбирали россиянки Софья Самодурова и Станислава Константинова.

3. "Кармен". Композитор Жорж Бизе написал оперу, которая внесла вклад в развитие фигурного катания. В 1985 году под эту музыку выступали Наталья Бестемьянова - Андрей Букин, на Чемпионате Европы им стоя аплодировала гениальная Майя Плисецкая. Победители Олипиады в Турине Татьяна Навка - Роман Костомаров продемонстрировали образ, вдохновившись балетом с участием Плисецкой. Необычная версия "Кармен" была у канадцев Тессы Вирчу и Скотта Моир. В их выступлении Кармен не была убита, а вот Хосе разрушен любовью.

У одиночниц музыку "Кармен" использовали Саша Коэн, Ирина Слуцкая, Мишель Кван и другие. Однако наиболее драматичное соперничество произошло между двумя Кармен на Олимпиаде в Калгари, где золото выиграла Катарина Витт, а бронза ушла к Дэби Томас. В прошлом году изумительная "Кармен" стала победной программой Алины Загитовой на чемпионате мира, где фигуристка точно передала характер героини. В сборной России были и другие версии популярной постановки, их показали Максим Ковтун и Михаил Коляда.

4. Музыка к фильму "Список Шиндлера". Юлия Липницкая потрясла зрителей феноменальной программой и закрепила за собой образ девочки в красном пальто. До неё Катарина Витт почти сразу после выхода фильма взяла музыку для выступления на профессиональном чемпионате мира 1994 года. В дебютном сезоне на взрослом уровне эту же тему раскрывала Каролина Костнер. Елена Ильиных – Никита Кацалапов победили на ЮЧМ 2010 года с программой под музыку из фильмов «Список Шиндлера» и «Скрипач на крыше», их интерпретация музыки получилась очень драматичной. Не так давно под «Список Шиндлера» Джейсон Браун, Сатоко Мияхара и танцевальная пара Софья Евдокимова – Егор Базин представяли на льду свои истории.

5. Можно привести ещё много примеров музыки, которую выбирают с завидным постоянством. "Болеро", музыка Астора Пьяццоллы, "Лебединое озеро", "Concierto de Aranjuez", композиции группы Muse и так далее.

С одной стороны, классика, проверенная временем, понятна и зрителям, и судьям. Но, решившись на такой шаг, нужно быть готовым выступать на две головы выше предшественников, добавить в образ что-то своё, чтобы хоть как-то выделиться и запомниться. С другой стороны, некоторым удаётся сотворить шедевр, стать первооткрывателем даже при наличии многочисленных попыток других спортсменов в предыдущие годы (как это было в случае Юлии Липницкой и Алины Загитовой).

Скорее всего, уже первые аккорды давно приевшейся музыки, вызовут лёгкое раздражение или тоску. Именно поэтому многие болельщики так радуются, когда их любимый спортсмен пробует себя в интересном и новом образе. Взять хотя бы историю недавних прокатов: Майя Хромых показалась с неожиданной стороны, блестяще откатавшись под блюз в короткой программе.

Не так много времени осталось до контрольных прокатов взрослых фигуристов. В этот раз нас почти не баловали объявлением музыки для новых программ, поэтому хочется верить, что сюрприз действительно будет сюрпризом, а не "хорошо забытым старым".

"Музыка - маленькое напоминание бога, что есть что-то большее в этом мире, чем мы. Гармоническая связь между всеми живущими и звёздами" (цитата из фильма August Rush).