8 мин.

RollArt vs. IJS. Сравнение двух систем судейства — Часть 1

Начиная с сезона 2018 года, бОльшую часть соревнований по фигурному катанию на роликовых коньках будут судить при помощи новой системы судейства — RollArt, которая создана под влиянием системы IJS или НСС, которая уже более десяти лет работает в фигурном катании на льду. На первый взгляд РоллАрт кажется копией НСС, но если приглядеться…

1. Общий вид

Первое же заметное и важное отличие РоллАрта от НСС находится уже на третьей странице базового описания системы, в разделе «Словарь». И это не терминология…

В РоллАрте, в отличие от НСС, не две, а три степени недокрученности прыжка, обозначаемые хорошо знакомыми «галками» или «шевронами» - от одной до трёх. Одна «галка» - недокрут до пол-оборота или underrotation, две «галки» - недокрут в пол-оборота или half rotation ровно и три «галки» или downgrade. Получение трёх галок понижает базовую стоимость прыжка до «базы» прыжка на один оборот меньше.

Собственно, по терминлогоии оценок за технику: «стоимость» каждого элемента в РоллАрт именуется TVE (Technical Value of Element), суммарная базовая «стоимость» всех элементов — TVP (Technical Value of Program) и, наконец, оценки за судей за исполнение элементов — QOE (Quality Of Execution). Так что дальше в применении к технической оценке в РоллАрте будем пользоваться аббревиатурами ТВЕ, ТВП и КвОЕ. Сбавки, которые в НСС именуются Дедакшенами, у роллеров будут называться Пенализациями и обозначаться аббревиатурой PE.

Следующее ключевое отличие РоллАрт от НСС — вторая оценка. В НСС, как мы знаем, пять компонентов программы. В РоллАрте эта оценка именуется Artistic Impression(AI) и состоит из четырех компонентов — компонента Interpretation по сути была влита в компоненту Performance. Кстати — если в НСС описание всех пяти компонентов занимает два листочка А4, то в РоллАрт — брошюру на 11 страниц А4. Собственно — больше и не нужно: люди из ФИРС весьма подробно расписали на этих страничках всё, что касается второй оценки.

Еще один важный момент, касаемо второй оценки в РоллАрт — ограничения по максимальной оценке в разных возрастных категориях: согласно официальному описанию системы судейства РоллАрт от ФИРС юниоры не могут получить вторую оценку за любую компоненту выше, чем 9.0 баллов, а кадеты и молодежь — выше, чем 8.0 баллов.

Подробнее о второй оценке в РоллАрт читайте в официальном руководстве ФИРС по ней.

А мы движемся дальше. В РоллАрт нету должности Риплей-оператора, а Дата-оператор стал членом технической панели вместе с Техническим специалистом, Ассистентом и Техническим контролером. Ассистент принимает участие в обсуждении с Техническим Специалистом касаемо элементов и их уровней сложности. Контролер также может принимать участие в обсуждении элементов, но не их уровней сложности. Судейская же панель имеет тот же функционал, что и в НСС. Если судей в панели больше трех, то система отбросит наибольшее и наименьшее значения проставленных оценок AИ (сиречь компонентов).

Еще одним важным персонажем в РоллАрт является Менеджер Соревнований (сейчас эта должность называется Калькулятор), который подготавливает систему к соревнованиям, подготавливает протоколы по итогам соревнований и информацию для вывода на экран видеотрансляции.

Также в распоряжении технической панели — монитор, на котором можно просмотреть любой элемент в замедленном режиме, но до того, как он будет назван Техническим специалистом.

Подробнее можно узнать из общего руководства по системе РоллАрт.

2. Одиночное катание (Свободное катание)

Различия РоллАрт и НСС в отдельных видах начнем рассматривать с одиночного свободного катания (именно так — соревнования по обязательным фигурам у роллеров, также являющиеся одиночным катанием, вроде кануть в лету не собираются).

Чуть раньше я уже говорил о том, что недокрученность прыжков в фигурном катании на роликах будет иметь три степени против двух на льду. А сейчас для начала рассмотрим прыжковый контент у роллеров.

В короткой программе обязательны:

- Аксель (1-3 оборота)

- Сольный носковый прыжок

- Каскад до четырех прыжков

- Сольное вращение

- Комбинированное вращение до пяти позиций, одна из которых — обязательно волчок

- Дорожка шагов, паттерн которой будет задаваться каждый сезон

Контент произвольной программы таков:

- До 8 прыжков у женщин и до 9 у мужчин, один из которых — типа Аксель.

- Максимум три каскада до пяти прыжков

- Два комбовращения до пяти позиций, одно из которых с обязательной позицией в волчке

- Дорожка шагов

- Хореодорожка.

Любителям преротейшенов и прочих читерств на отталкивании крупно не повезло — подобные выходки будут сразу караться тремя галками (т. е. максимальной степенью недокрута). И это тоже ключевое отличие от ледовой НСС, где этот момент никак не учтен.

В базовой стоимости каскадов в короткой и произвольной программах не будут учитываться соединительные одинарные прыжки типа ойлера, но они будут считаться при подсчете количества прыжков в каскаде. В произвольной программе ойлеры и прочие одинарные прыжки в каскадах также не занимают «слотов» девяти прыжков

Еще одно отличие от НСС — отсутствие понятия «прыжковый элемент». Считается суммарное количество прыжков. Один прыжок — один «слот». Один каскад — количество «слотов» соответственно количеству прыжков за вычетом одинарных.

Третье ключевое отличие РоллАрт от НСС — повторять позволено любое количество прыжков, но не более, чем два раза, один из которых — в каскаде.

В НСС прыжковую базу можно увеличить переносом прыжков во вторую половину. В РоллАрте предусмотрено несколько вариантов наращивания базы.

- Перенос во вторую половину — те же 10% к базовой стоимости

- Исполнение в каскаде также повышает базовую стоимость прыжка — от 2% за одинарный тулуп и сальхов до 23% за квад. Этот бонус начисляется только в том случае, если прыжки в каскаде соединены не более, чем двумя соединительными одинарными. В противном случае — надбавки не начисляются.

- Если между прыжками нет соединительных одинарных, то начисляется надбавка 10% за два двойных, 20% за двойной-тройной или тройной-двойной и 30% за тройной-тройной.

Таким образом — фигуристы-роллеры могут набирать базу многими способами и перенос всего во вторую половину — не самый дорогой способ.

Следующие отличия РоллАрт от НСС — наказания за ошибки в прыжках. Хорошо известный любителям ледового ФК каскад из одного прыжка в короткой программе в системе РоллАрт обнуляется, в отличие от НСС, в которой засчитывается с большими снижениями.

Насколько я понял — в РоллАрт каждый прыжок в каскаде отКвОИвается отдельно, сам по себе. Во всяком случае — в правилах одиночного катания прописано, что недокрут предыдущего прыжка каскада снижает КвОЕ следующего, а перебор с соединительными одинарными ограничивает КвОЕ многооборотных прыжков за ними +1 (за зва соединительных) и 0 (более двух соединительных).

Что до вращений — любой тип вращения не может быть повторен более, чем дважды. Это касается обеих программ. Комбинация вращений подразумевает смену ноги и/или смену позиции и/или смену ребра.

Вращения, в отличие от НСС, могут получать и бонусы к базе и КвОЕ за усложненные вариации (уровней сложности, подобных НСС, в РоллАрт вращения не имеют).

Дабы разобраться в этих бонусах, напомню, что вращение бывает в трёх базовых позициях: стоя, волчок и либела.

Сложными вариациями вращения стоя являются:

- С наклоном туловища вперед («попой вверх») - даёт надбавку к базе «винта» 30%

- Заклон — даёт надбавку +2 КвОЕ, если сделано два полных оборота в этой позиции.

- I-Spin и Y-Spin - +2 КвОЕ и 50% к базе, если выполнены два полных оборота

Три сложные вариации есть и у «волчка»

- Свободная нога вытянута вперед — 15% к базе

- Свободная нога отведена в сторону — 20% к базе

- Свободная нога заведена за опорную — 30% к базе.

Наконец, больше всего вариаций в системе РоллАрт — у либелы

- Бильман — самая «дорогая» вариация: +80% к базе

- Корпус, наклоненный в бок - +70% к базе

- Лежачая либела - +15% к базе. Дополнительно +25% к базе за исполнение на пятке

- Брайант (не совсем понял, что это за вариация, названная в честь австралийской фигуристки Тэмми Брайант, выступавшей в конце 90-х) — 25% к базе

- Полубильман и Колечко (сложная вариация положения свободной ноги) — + 15% к базе, + 30% при исполнении на пятке.

Кроме того, +20% к базе получит вращение в одной позиции при выполнении более, чем 5 полных оборотов.

Базовая стоимость комбинации вращений равна сумме базовых стоимостей всех типов вращений, входящих в комбинацию (как в случае с прыжками). Если в комбинацию входит волчок между двумя либелами — база всей комбинации увеличивается на 15%, так же, как и выполнение смены ноги прыжком. А смена направления вращения в либеле или волчке увеличивает базу комбинации на 20%.

Вращение обнуляется:

- в случае падения с него или перед ним.

- Не выполнена обязательная позиция

- Менее, чем три полных оборота в обязательной позиции или менее двух оборотов в других

- Не выполнение базовых требований к позиции

В протоколе на месте вращения появится надпись NO SPIN

При наличии обнуленного вращения или не засчитанной позиции в комбинации КвОЕ не может быть больше нуля.

Как видим, в РоллАрт и мастерам вращений можно очень неплохо «разгуляться», но и санкции за нарушения строги. В НСС с этим все попроще.

Последняя группа элементов в одиночном свободном катании — дорожки шагов. В РоллАрт они имеют пять уровней сложности. Любой тип поворота в дорожке не может быть повторен более, чем два раза. Тройки не будут учитываться при определении уровня сложности.

Хореосеквенция должна быть исполнена в музыку от одной короткой стороны площадки до другой и имеет базу 2.0.

Что до КвОЕ, то важно отметить отличие от прыжковых ГОЕ на льду — а именно определение «сложная позиция в воздухе» уточнено и формулируется, как «сложная и эстетичная позиция в воздухе». Т.е. не всякую руку вверху будут засчитывать. Заход на вращение прыжком перекочевал в один из критериев КвОЕ, там же есть и такие черты, как сбалансированное количество оборотов в каждой позиции (для комбинаций).

Отрицательные КвОЕ в РоллАрт строже, чем в НСС. Так, приземление на две ноги или две руки приравнено к падению и ведет к автоматическому КвОЕ -3, а при степ-ауте КвОЕ может быть -2 или -3. Не приветствуется в РоллАрт и выезд в тройку — за это сразу КвОЕ -2.

Это все об одиночном свободном катании в системе РоллАрт и сравнении его с системой НСС. Подробнее об этом можно узнать в официальной документации ФИРС по одиночному катанию и шкале стоимости элементов для одиночного катания.

А в следующей части мы поговорим о различиях систем судейства РоллАрт и НСС в части судейства спортивных пар и танцевальных дуэтов.