Марина Анисина – фигуристка, которая поднимала партнера в танцах. Эта поддержка олицетворяла свободу
Фигурное катание на Играх-2002 в Солт-Лейк-Сити – время великих дуэлей.
Вы, наверняка, помните скандальный контекст той Олимпиады – фигуристов не просто сравнивали по уровню катания, а делили на своих и чужих. Проигрыш Ирины Слуцкой американке Саре Хьюз одним судейским голосом, скандал в парном катании, завершившийся вручением двух золотых комплектов, нападки на Алексея Ягудина – мол, чемпионом страны не был, тренируется в Штатах – огонь разгорался с каждым олимпийским днем.
А потом случились танцы – золото Марины Анисиной и Гвендаля Пейзера, выступавших за Францию. Танцевальный турнир мог сложиться иначе, но российский дуэт Ирины Лобачевой и Ильи Авербуха стал вторым – еще один повод для пересудов. Чего стоил только заголовок в российской прессе об Анисиной: «Изменяла ли она Родине?»
Путь Марины к золотой медали напоминал эффект бабочки: цепочка решений, которые привели к мечте.
Решение первое: просто поговорить
Марина узнала, что их пары с Ильей Авербухом больше не существует на сборах в Швейцарии.
«Авербух хочет кататься с Лобачевой, тренеры не против», – по секрету рассказал ей Николай Морозов.
Это был шок.
Сезон-92/93 в разгаре, поставлены программы, костюмы шьются, идут тренировки, но пары, получается, уже нет. Илья и тренеры молчали до последнего – никто не озвучивал правду 17-летней Марине. Ей самой пришлось принимать важное решение, запустившее механизм, который приведет ее к олимпийскому золоту.
«Зачем мы тратим время?»- вопрос, который сделал все тайное явным.
Решение второе: письмо во Францию
Сезон пропал – его Марина пропустила. Программы, костюмы и теперь уже бывший партнер Илья Авербух – все это перешло Ирине Лобачевой.
Марина автоматически потеряла статус самой перспективной российской спортсменки в танцах. Без партнера даже звание чемпионки мира среди юниоров ни к чему.
Партнера искали всем миром, помогали тренеры Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов, но дело не шло. Задача была непростой – 17 лет назад не было соцсетей, смартфонов, а соревнования существовали только на видеокассетах. На одной из таких Марина приметила Гвендаля Пейзера.
Французский красавчик не искал пару – с партнершей Мариной Морель он только взял серебро национального чемпионата. Они катались вместе 12 лет и прекрасно понимали друг друга.
Анисина рискнула – написала письмо во Францию. С переводом помогала подруга.
Решение третье: остаться за границей
Пейзера был удивительно талантлив и разносторонен: играл на фортепиано, катался на горных лыжах, танцевал. Отчаянный шаг Анисиной он оценил – говорит, что до сих пор хранит то письмо. Когда-то он дал себе обещание, что всю жизнь будет кататься только с Мариной (французской, а не чужой) и вряд ли нарушил бы его, но вмешался случай. Морель завершила карьеру из-за травм.
Получив письмо, Гвендаль сразу позвонил в Москву.
Анисина, конечно, не планировала становится француженкой. «Казалось, съезжу во Францию, посмотрю, понравлюсь, уговорю поехать в Москву, тут же лучшая школа фигурного катания в мире», – рассказывала она.
Но вмешалась французская федерация, которая делала ставку на фигурное катание. Лионский клуб предложил лед и даже заплатил отступные школе Линичук и Карпоносова – лишь бы Анисина осталась во Франции. Марина согласилась: без знания языка, денег, друзей и родных.
Позже она вспоминала: «Я наблюдала за партнером на льду, чувствовала, что мы с ним пара, можем многого добиться вместе, хотя работать тоже придется много. А еще я поняла, что вся ответственность за наше будущее ляжет на меня. Попроси меня кто-нибудь объяснить, почему я тогда так подумала, – не смогу».
Решение четвертое: эксперименты с программами
Тренировочный процесс шел непросто – поначалу пара бесконечно ссорилась, Марина почти каждый вечер в слезах собирала чемодан, а утром снова шла на тренировку.
Спустя годы она восхищалась французским подходом:
«Во Франции – совершенно иная система, которую я воспринимала как приятное времяпрепровождение. Понять, что это не наш, в чем-то советский, а западный подход к тренировкам, я смогла спустя какое-то время. У них на первом месте – личность. И если эта личность к тому же наделена от Бога талантом, отношение тем деликатнее и бережнее, чем больше талант. У нас было все наоборот: если человек талантлив, из него постоянно выжимали все соки. И все как будто ради его же блага, ради победы».
Уникальный стиль Анисиной и Пейзера появился не сразу: они сочетали в себе удивительную гибкость, музыкальность, прекрасно дополняли друг друга на льду, но режиссером их пары была тренер Мюрель Буше-Зазуи.
Эта своеобразная дама в неизменном длинном пальто влияет на фигурное катание до сих пор: многие знаковые постановщики последних лет – ее ученики. После Анисиной и Пейзера она тренировала Дюбрей с Лозоном, Ромэна Хагенауэра с сестрой и даже Бенуа Ришо.
Из сплава оригинального тренерского подхода и решительного характера Анисиной накануне Олимпиады-1998 в Нагано родилась экстравагантная идея: соединить классику и модерн. Постановка каноничных «Ромео и Джульетты» в классических костюмах, с эклектичной хореографией и впечатляющими поддержками-перевертышами, где хрупкая партнерша поднимает партнера.
Все в угоду образу: нужно было подчеркнуть, что Джульетта более сильный и решительный персонаж. «Да вы с ума сошли», – спорила Марина с тренером. А потом сделала это. Готового к экспериментам Гвендаля ничто не смутило – физика этих поддержек строилась на балансе и гибкости партнера.
Бронза Нагано-98 изменила пару: они стали крепче, у Марины ушел страх, что партнер может уйти, и обида из прошлого. История с предательством Авербуха забылась, а Гвендаль, наконец, поверил в реальность золота – теперь одержимость Марины победой не казалась ему странной.
Скандал, изменивший фигурное катание: столкновение на льду, подкуп судей и два золота
Решение пятое: нашли свой стиль
Еще пара лет потребовалась паре, чтобы найти и осознать собственный стиль. Особенные поддержки и яркие костюмы – лишь обертка, которая без глубоких личностей ничего не значит.
Отойти от классических образов оказалось просто. Марина и Гвендаль изначально казались необычной парой: разные характеры и менталитет, многообразие программ – кроме «Ромео и Джульетты» у них были «Человек в железной маске» «Нотр-Дам де Пари», восточная Ahla Leila, эпичная «Кармина Бурана», инопланетная Time to say goodbye
Венцом их карьеры стал образ свободы из произвольного танца Liberte в сезоне-2001/02. Смелый выбор для выступления перед американской публикой спустя полгода после трагедии 11 сентября – пару даже критиковали за это. А еще рискованно нестандартное амплуа – зрители привыкли к романтическим историям, интерпретациям из классики, но никак не к авангарду – ругали и за это.
Кому-то не нравилась музыка — слишком неожиданно звучала композиция из Сирано де Бержерака с наложенными отрывками из речи Мартина Лютера Кинга. И, конечно, спорный выбор элементов – постановка, основанная на коронных поддержках пары казалась вызывающей, состоящей сплошь из кульминаций.
В какой-то момент даже тренеры дали слабину – стоит ли совмещать все факторы риска вместе? Но Марина была непреклонна – она уже чувствовала в себе эту свободу и силы передать образ. Это был идеальный момент, чтобы снова принять решение за всех. Возможно, лучшее в карьере.
Путь к олимпийскому золоту был завершен. Анисина и Пейзера выиграл все три танца – обязательный, оригинальный и произвольный. Они показали лучшие версии самих себя. И через годы их история выглядит историей о свободе, смелых решениях, доверии и уважении – к себе, партнеру, команде.
А коронная поддержка, в которой Марина поднимала Гвендаля, – совсем не трюк, а олицетворение свободы.
После Игр-2002 Анисина и Пейзера не выступали на официальных турнирах, но иногда возвращались в прошлое на ледовых шоу.
Телеграм-канал автора, который дебютировал на Sports.ru
Фото: Gettyimages.ru/ Jamie McDonald, Anton Want, Clive Brunskill, Henri Szwarc / Stringer; leprogres.fr/sports
Не заслужила Марина всей той чернухи, что на нее вылилась...Но чернуха осталась в прошлом, а заслуженное Олимпийское Золото - было, есть и будет!
Спасибо за пост!
Reverse lifts - поддержки наоборот Марины и Гвендаль были очень мощные и красивые. Анисина - ярчайшее явление в танцах на льду, кто бы, что ни говорил. Харизматичная, талантливая, настырная. Да, по сути она привезла Гвендаля под мышкой к медали Солт-Лейк-Сити. А не его, так другого бы привезла. Она характером как Савченко, очень цепкая и амбициозная.
Ле Гунь или не Ле Гунь, но Фузар-Поли - Маргальо проиграли ОИ-2002, ибо Маурицио, который кататься никогда толком не умел, совершил эпический шлеп. Лобачева с Авербухом поспорить с рыжеволосой бестией тоже никак не могли, хоть и проиграли в итоге одним голосом.
А что потом вляпалась в Джигурода (с) - ну что поделать, бывает.
стиль, подхваченный позже Навкой с Костомаровым. И если в случае с Анисиной - Пейзера это было органично, то Навка с Костомаровым не вписывались ни в один поворот, и их лидерство держалось на безрыбье. Это из тех моих ощущений, не претендую на объективность. Недавно еще раз посмотрела олимпийскую ПП Навки, чтобы проверить себя, не зашло в очередной раз. Претензия на танец победителей была, качество исполнения и постановка не дотягивали. Дальше пришли новые имена и вернули танцам " танцевальность"
УВАЖЕНИЕ ! А федерации ремнем по заднице. Потеряли такую фигуристку, пошли на поводу у Авербуха, он видите ли кататься захотел с другой. Ну и соответственно остался без золота. Получил то что заработал.
Авербух - прекрасный менеджер, очень товрческий человек, но он давно признается, что соревновательный процесс у него шел через силу, и только упорство Ирины сделало их пару призерами ОИ и ЧМ.
Да!
С Джигурдой)
Потрясающее катание, просто УХ!
И такая стильная изысканная бомба у АП. Пересмотрите, это до сих пор очень современно смотрится, разве что костюмы подвели.
Интересная судьба у Марины. Женщина сильная она конечно
К тому же, Авербух ведь в каком-то интервью говорил, что если бы эта любовь к Ирине не случилась, то он бы вообще ушел из любительского спорта. Единственное, что его еще как-то держало - это долг перед родителями, а конкретно - перед мамой. Но он спустя время понимал уже, что если бы не эти чувства, то он бы как спорстмен завершился. Я смотрела много интервью с Авербухом, потому что тот период, когда он катался, это время моего увлечения именно танцами. Там же целая плеяда великолепных пар, причем, в силу обстоятельств, там же интересные моменты в плане передачи, скажем так, опыта. Не многие знают, но из-за того, что нашу сборную и сборные других стран бывшего СССР раскидало тогда по всему миру, то там совершенно неожиданные были консультанты и т.д. Диссертацию можно написать о взаимовлиянии школ танцев на льду, правда.
Не о том речь. В общем, поскольку Авербух самый интервьюируемый спортсмен тех лет, то я, наверное, за каждым его интервью, которое касается истории того периода, слежу) В общем, у него вообще проблемы всегда были с мотивацией соревновательной. Пожалуй, только с Лобачевой, которая его прижала к стенке своей упертостью, там что-то и вышло. Она ведь как-то говорила, что когда случилось серебро на ОИ, и она рвала, метала, драла на себе волосы, Илья, будто воспрянув, полетел тут же наводить контакты, говорить, реализовывать идеи. И она просто не понимала, как вообще так?!!
Думаю, что Авербух вытянул из себя все, что можно вообще тогда. И вытянул только благодаря Ирине. И только благодаря этой любви. Жаль, конечно, что все это так у них не совсем, скажем так, красиво закончилось.
Но, с другой стороны, смотрите, он всегда ее поддерживал, давал ей работу, она не скрывает, что после развода она получает весьма приличную сумму от бизнеса Авербуха ежемесячно, так как бизнес-то создавался, когда они были в браке. Сын сначала жил с ней, по ряду причин, которые, в первую очередь, связаны с образом жизни самой Ирины, она больше не работает, сын живет с Ильей теперь...
Да, жалко, конечно...
А разница между Навкой и Лобачевой слишком большая. Ну, просто очень разные люди. Как-то сравнивать даже не могу особо, если честно.
Тут все начали ФК смотреть в лучшем случае после 2014 года?
То, что русская школа ФК продолжает существовать до сих пор, причем вернувшись в Россию - это удивительно просто. То, что было с фигурным катанием в России с 1995 до, примерно, 2006 года лучше забыть как страшный сон!!!!
Ну, простите, блин, вы хоть посмотрите, где тренировались все наши чемпионы. Почему?
Так почему тогда упускали спорстменов? Да потому что нечего и некого было предложить. Льда нет! Точка...
Насколько я помню, Авербух ехал на ОИ за бронзой, и им с Ирой сказочно повезло, что итальянцы напортачили и подарили им серебро. Мне нравится, как спустя годы это подается как проигранная борьба за золото.
Ну а теперь представьте, все, нет больше крючка. Не будет больше ОИ в карьере. И у тебя серебро. Это сложно. Тут же не начинаешь себя сравнивать с соперниками. А просто сам факт сложно переварить.
Я вообще считаю Повиласа одним из лучших партнеров за всю историю. Про Маргариту я вообще молчу... Кстати, пожалуй, единственный дуэт, который после завершения любительской карьеры, держит планку. До сих пор приятно смотреть на их выступления. Понятно, что это не соревновательный уровень, но ни в коем случае не халтура, которой так грешат порой спорстмены