13 мин.

Реальные ребра Осмонд, Хигучи, Дэйлман, Михары на лутце и флипе

Продолжаю исследовать недоработки технической панели в фигурном катании и особенно в женском одиночном. Напоминаю, что в её компетенцию входит оценка уровня вращений и дорожек, фиксирование недокрутов, рёбер и другие нюансы. На примере первых двух мест в женском турнире Lombardia Trophy 2017 мы уже убедились в том, что огромной проблемой является "моргание" недокрутов. Сегодня поговорим о рёбрах.

Флип - зубцовый прыжок, который должен исполняться с внутреннего ребра сразу после разворота тройкой или моухоком. Лутц - зубцовый прыжок, исполняемый с хода назад с наружного ребра.

В том случае, если техпанель зафиксировала исполнение с неверного ребра, база тройного лутца падает с 6 до 4,2 баллов, флипа - с 5,3 баллов до 3,7 баллов. Также из положительных критериев вычитается -2 или -3 GOE. В протоколах неверное ребро помечается значком "e".

Если ребро неясное (к примеру, плоское), то панель отмечает прыжок значком "!" и вычитается либо -1, либо -2 GOE из положительных критериев. Комиссия может не отмечать неясное ребро вообще никаким знаком, а вычитать из критериев -1 GOE, но этот случай мы брать не будем, т.к пойди разбери, когда это неясное ребро без восклицательного знака подразумевалось, а когда нет.  

Выяснилось, что у некоторых фигуристок техническая панель вообще не отмечает (почти никогда) неверные ребра, более того, иногда верные ребра фиксирует, как неверные. Давайте разберем эти наиболее вопиющие 4 случая:

1. КЕЙТЛИН ОСМОНД 

Страна: Канада.

Осмонд

Вердикт: 3Lze. Хроническое неверное ребро на лутце (флутц). В программы ставит дважды. Оценивается как верное, редко - неясное.

Заход на лутц у Кейтлин Осмонд довольно необычен. Начнем с того, что она "левша", т.е. толчковая нога у нее левая, а ребро определяется по правой. Соответственно, в отличие от большинства остальных фигуристок, она крутится по часовой стрелке, а не против часовой. Также необычна комбинация шагов, которую с небольшими вариациями Кейт использует перед лутцем на каждом старте. На Skate Canada 2017 это было: чоктау (LFI-RBO) - кросс-ролл - тройка (RBO-RFI) - моухок (RFI-LBI) - перетяжка (LBI-LBO) - переход на правую ногу. 

На правой ноге Осмонд скользит перед отталкиванием очень короткий промежуток времени, в отличие от большинства фигуристок. Скользит вначале на наружном ребре, но перед самым толчком меняет его на внутреннее.

Флутц Кейтлин Осмонд, короткая программа, Skate Canada 2017:

Флутц Осмонд в произвольной программе Skate Canada 2017:

Нужно отметить, что снят флутц Осмонд в Канаде с наименее удачного для определения ракурса (бокового, слева от фигуристки). В момент толчка левая нога едва не перекрывает правую, но я специально сделал крупный план ног, где четко видно, как наружное ребро еще перед толчком меняется на внутреннее. Кому этого недостаточно может посмотреть осмондовские флутцищи на каналах других пользователей, например, на Real FS целая подборка ее прыжков из сезона 16-17.

Реклама 18+

Как же оценивается флутц Осмонд? В прошлом сезоне, когда началось внезапное восхождение Кейтлин в элиту женского катания, неверное ребро ей не поставили ни разу. Более того, даже неясное отмечалось всего пару раз. В этом сезоне вообще пока ставили только верное.

В ту эпоху, когда и неясное и неверное отмечалось одним значком "е" (на ОИ в Сочи), а различие имелось только в минусах по GOE, судя по протоколам, флутц канадке тоже практически не ставили. Если и ставилось "е", то итоговые оценки ГОЕ у судей варьировались от 0 до -1 (что соответствует неясному ребру). Лишь единожды ей заминусовали чистый прыжок относительно серьёзно, даже была оценка -2, характерная для неверного ребра, правда, всего одна. Интересно, что произошло в КП на чемпионате мира 2014. Тогда Кейт впервые в карьере решилась заявить лутц не только в произвольную, но и в короткую программу. В произвольной программе хотя бы один прыжок с неверным ребром ставить приходится, но в короткой многие фигуристки предпочитают этого не делать, т.к. в случае "e" потери будут больше, чем от прыжка с чуть меньшей базой (например, риттбергера). Многие, но не Осмонд:)

Возможно, столь завуалированный и кратковременный заход на лутц, который Кейт всегда исполняет в одном и том же месте катка, не позволяет техпанели точно отследить ребро? Вряд ли это тот случай. Неверное ребро ей все же в карьере ставили, правда, было это в позапрошлом сезоне 2015-2016: на Скейт Канада в ПП и на 4-х Континентах в ПП. Значит, техспециалисты все прекрасно знают про истинное ребро Осмонд на лутце. Можно понять, почему его прощают в произвольной программе, но почему бы не наказать канадку за то, что она его ставит и в короткой программе?

С флипом, понятное дело, у неё проблем нет, т.к. она обучена прыгать с внутреннего ребра. 

2. ГАБРИЭЛЬ ДЭЙЛМАН

Страна: Канада

Дэйлман

Вердикт:  3Lze. Хроническое неверное ребро на лутце (флутц). Заявляет в программах трижды. Оценивается как верное.

Дэйлман

На флипе 3F правильное внутреннее ребро, но иногда оценивается как неверное.

Выяснилось, что есть фигуристки еще более "наглые", чем Осмонд. Это, например, её соотечественница Габи Дэйлман. Она заявляет свой флутц 3-жды, т.е. максимально возможное число раз. Последней фигуристкой до Габи с такой "наглостью" на моей памяти являлась Липницкая в олимпийский сезон. Правда, напомним, что тогда правила в отношении флутцей были все же помягче. 

Странно, что у техпанели возникают сложности с определением флутца Дэйлман, она заходит на одной ноге на прыжок дольше Осмонд. Возможно проблема в том, что все флутцующие фигуристки катят то сперва на наружном ребре и только перед толчком сменяют его на внутреннее.

Флутц Габриэль Дэйлман, короткая программа Cup of China 2017:

2 флутца Габи Дэйлман, произвольная программа Cup Of China 2017:

В случае с Габи мы начинаем наблюдать, однако, еще одну парадоксальную вещь в работе техпанели, когда не только не ставят то, что есть, но и ставят то, чего нет. Временами Дэйлман лепят неясное, а то и неверное ребро на флипе. Несложно догадаться, что с настолько глубоким внутренним ребром на лутце, прыгнуть флип с правильного для него внутреннего же ребра ей не составляет труда. Однако иногда техпанель ставит 3Fe (лип), как на недавнем Cup of China 2017:

Возможно, техпанель смущает то, что Габи после поворота тройкой на какую-то секунду или доли секунды вновь переходит на внешнее ребро и только перед отрывом меняет его на привычное внутреннее. 

Реклама 18+

3. МАИ МИХАРА

Страна: Япония

Маи Михара

Вердикт: 3Lz! Неясное ребро на лутце с тенденцией к внутреннему-неверному. Ставит в программы 3 раза. Оценивается, как верное.

Маи Михара

3F! Неясное ребро на флипе с тенденцией к внутреннему-верному. Ставит в программы 2 раза. Иногда оценивается как неверное.

Далее переходим к двум довольно интересным в этом плане японкам Маи Михаре и Вакабе Хигучи. Дело в том, что у них скорее плоскореберная техника и лутца и флипа. Начнем с той, у кого дела все же похуже: Маи Михары. Она ставит свой плоскореберный лутц в программы максимальное число раз: 3 (1 в КП, 2 в ПП). При более внимательном просмотре бывают подозрения даже на небольшое внутреннее ребро (флутц).

Маи Михара. Неясные ребра на лутцах, Cup of China 2017:

И опять мы переходим к тому моменту, что техпанель начинает выдумывать неверные ребра там, где их нет. А иногда Маи Михаре и ставят неверное (внешнее) ребро на флипе, например, это было на турнире Autumn Classic 2017, где он соперничала с Кейтлин Осмонд. Видимо, чтобы обеспечить канадке первое место, японке нарисовали лип и в короткой программе и в произвольной, хотя никаким липом там и не пахнет.

Маи Михара, неясное или верное ребро на флипе в КП на турнире Autumn Classic (нарисовали неверное):

Реклама 18+

Опять-таки, возможно, техпанель смущает то, что после разворота тройкой у Михары, как и у Дэйлман, идет такая кратковременная болтанка ребра, мини-перетяжка и, если не просматривать внимательно, со стоп-кадрами, то может показаться, что Михара прыгает флип с внешнего ребра, хотя это не так. Оно скорее плоское и даже с тенденцией к внутреннему.

4. ВАКАБА ХИГУЧИ

Страна: Япония

Хигучи лутц

Вердикт: 3Lz! Неясное ребро на лутце, ставит в программы 3 раза. Оценивается как верное.

Хигчуи флип

3F! Неясное ребро на флипе, ставит в программы 2 раза. Оценивается как неясное или верное.

Самый тяжелый случай для техпанели - это японка Вакаба Хигучи. Пожалуй из всех перечисленных фигуристок она ближе всего к тому, чтобы её лутц считался верным. Более того, не только в динамике, но и на замедленном повторе частенько кажется, что прыгает она лутц с наружного ребра. Однако это не так. Ребро там плоское, т.е. неясное - это четко видно в рапиде, если во время поймать момент перед отрывом или просто крутить видео покадрово, что и должна делать техпанель. Хигучи почти до последнего момента удерживает левую ногу на внешнем ребре, но перед отрывом сваливается таки на плоское. Это 3Lz(!) со всеми сопутствующими.

Вакаба Хигучи - неясное ребро на лутце (NHK Trophy 2016):

 

 На флипе у Вакабы ребро также плоское (неясное), иногда это ставится, иногда нет. 

Вакаба Хигучи, неясное ребро на флипе, NHK Trophy 2016, Rostelecom Cup 2017:

Реклама 18+

По лутцу у Хигучи взял прошлогодний турнир просто потому, что там снято так, что вопросов не возникает. Лутц и в этом сезоне у нее естественно остался того же качества, это заметно. Однако на Ростелекоме снимали с не самого удачного ракурса. В Ломбардии это плоское ребро видно, но т.к. нормальной HD телевизионной трансляции оттуда не велось, я решил не брать данный турнир. 

Вообще, надо сказать, что очень тяжело исправить неверное ребро на лутце или флипе, особенно девушкам. Данная техника ставится еще в детстве и если в возрасте 7-8 лет ребенок не начинает прыгать правильно, то в дальнейшем очень сложно привить ему верную технику. Из случаев, когда удавалось неверное ребро исправить на неясное, вспоминается Эшли Вагнер, которой таки удалось прыгнуть с плоского ребра лутц на ЧМ в Бостоне и, например, Ким, у которой был лип, но в дальнейшем она его исправила на скорее плоское ребро.

Можно понять позицию ИСУ, когда не ставят 1 ребро всем девушкам, у кого оно есть. Само наказание "е" ввели в сезоне 2007-2008, до этого никакого специального штрафа за ошибки на ребрах лутца и флипа не имелось. Но ведь абсолютное большинство лидеров нынешнего женского фигурного катания еще до того сезона начинали изучать данные прыжки, и, вероятно, перестроиться к изменившимся правилам уже не могли. 

Но все же не очень понятна позиция, когда, например, тем же канадкам прощают избыточное количество прыжков с неверными ребрами. Канадки словно знают, что им ничего не поставят, а потому без опасений заявляют по 2-3 прыжка с неверными ребрами (хотя могли бы этого не делать), но бОльшей базой.

---------------------------------------------------------------------------------------

Теперь объединим наши данные в традиционных гриботабличках, а также подсчитаем, сколько в среднем за старт выигрывают эти фигуристки только на благодушии техпанели.

Лутц
Реклама 18+
флип
Грибочки

Вот такие дела. В одном из следующих выпусков рассмотрим, как прикалывалась техпанель  на Олимпиаде в Сочи в женском турнире, и в командном и в личном.

Вывод: 

1) Безусловно, нужно усовершенствовать и съемку и технику, с помощью которой техпанель может пересматривать прыжки. В будущем - ввести системы по типу "hawk eye" в теннисе и давать больше времени на пересмотр прыжков.

2) Для женского одиночного катания правила по лутцу и флипу сейчас слишком жестки в силу мною описанных причин. Не успел нынешний топ «переучиться», когда внезапно в сезоне 2008-го года ввели эти наказания за неверные ребра (кстати, до этого почти все топовые фигуристки имели с этим проблемы: Коэн, Слуцкая, Кван – на лутце, Аракава – на флипе и т.д. но их за это не наказывали).

На мой взгляд, наиболее точными являются правила в сочинский цикл. Либо правило «1 неверной попытки» – когда 1 неверный прыжок прощается, но за 2 или 3 нагло вставленных лутцей или флипов с неверного ребра в программу в стиле Дэйлман, Липницкой, Осмонд или Голд, вводятся жесткие санкции.

3) Любые правила, относящиеся к базовой технике (отталкивание с верного ребра, отталкивание с зубцов, а не с ребер на зубцовых прыжках и т.д.), не должны внедряться внезапно – они должны объявляться хотя бы за 5 лет, чтобы у фигуристов было время адаптировать свою технику, а также, чтобы приходило новое поколение, обученное уже по «новым канонам».