3 мин.

ТАТ. Волшебница страны Оз

      Как ни странно, я помню ТАТ смирившейся с неизбежным поражением. На оценки её пары можно было и не смотреть - все равно вторые, после англичан. Всегда только после. И никогда впереди. Это никогда, словно тяжеленные вериги, словно захлебнувшиеся стихи,  суровым стражем стояло на пути к победе. Тогда практически не было косноязычных журанковых, спортсменов старались не обижать, а в многочисленных публикациях разбирали программы англичан буквально по косточкам. ТАТ участия не принимала, всегда молчала и вкалывала со своими до изнеможения. Сараево-1984 ознаменовалось эпохальным событием - английская пара получила все высшие оценки и за технику, и за артистизм. ТАТ успокаивали: ничего, следующие чемпионы - это вы. А она вновь промолчала. На следующий год пара Бестемьянова - Букин представила такую "Кармен", что некоторые специалисты поставили под сомнение уже ставшее каноническим "Болеро" англичан. Даже сокрушенно разводили руками: с такой программой на Олимпиаде неизвестно еще, кто бы выиграл. Я, сопливый пацан, глядя эту программу, отчетливо понимал: насильно человека не осчастливить. Эта программа была о бессмысленности существования без любви, о том, что желание человека быть свободным, невозможно укротить; она была трагична и светла одновременно, и от этого сумасшедшего сочетания сердце заходилось от восторга. Когда на московском этапе ТАТ стоя аплодировала канадцам, подумалось сначала, что великий тренер просто шутит. Неужели история о бандерше Кармен, которая заманивает в район красных фонарей девственника Хосе, совершеннее дивной программы ТАТ, оживившей вечную историю о непостижимой Кармен на льду?

       После  триумфа подопечных в 1988 году ТАТ как тренер несколько ушла в тень, чтобы вернуться в 1992 и ошеломить мир бесподобной программой на музыку Баха. Перед французской олимпиадой ситуация была сложная: все с нетерпением ждали новых программ французских модернистов Дюшене. Российская пара Климова - Пономаренко на чемпионате Европы в домашних стенах (в Ленинграде) была принята более, чем прохладно, а французам  зрители устроили настоящую овацию. Отчаявшись, именитые чемпионы обратились к ТАТ. То, что сотворила она, просто уму непостижимо! Она избила французов их же оружием - умопомрачительными поддержками, новизной образов, нестандартным подходом к трактовке музыки и даже костюмами! Противник был повержен  по всем фронтам. К слову, тренером брата и сестры был на тот момент Кристофер Дин. И в этот раз он ничего не смог противопоставить легендарному российскому тренеру. Все ожидали ожесточенной борьбы, но  - не случилось. Россияне были просто  заоблачно хороши. Как тут не вспомнить слова ТАТ: "Надо быть на голову выше соперников, и тогда ни один арбитр ничего сделать не сможет".

           До 2004 года её ученики выиграли, в общей сложности, 41 (!) золотую медаль на чемпионатах мира и Европы, а также 8 (!) золотых Олимпийских медалей в трёх дисциплинах из четырёх возможных. 

            В последнее время ТАТ осуждают за резкость суждений, противоречивость мнений, даже за мафиозность и клановость. Странные упреки человеку, который в свое время ответил журналистам, досаждавшим вопросами о причинах переезда в Америку: "Не могу больше видеть эти рожи из Госкомспорта". Для меня ТАТ - это талантливая волшебница, к которой, как во всем известной сказке, приходили со своими болями и бедами люди, и она очень многим дала силы и мотивацию не только для продолжения спортивной жизни, но и для побед. Противоречивость ее образа заслоняет одухотворенный полет во времени Грищук-Платова, благородная мужественность Ягудина.

            Господа, это большое счастье, что свои творения нам дарят великие А.Мишин, Т.Тарасова, Т.Москвина. Здоровья Вам и терпения, а мы, неблагодарные и капризные, будем млеть от ваших программ и морщить носы после неудач. И как Вы нас только терпите?