10 мин.

Слово и дело

Сильвио Беринг, один из известнейших тренеров бразильского джиу-джитсу, решил помочь читателям Fightmag разобраться в особенностях этого стиля, который во всем мире, и в России в частности, только набирает обороты. Сильвио рассказал о своих известных учениках, о том, как появляются новые приемы, и почему бразильское джиу-джитсу эффективнее израильской крав-маги.

 -Расскажи, как ты начал заниматься джиу-джитсу.

- Я вырос в Рио-де-Жанейро, мой отец Флавио был мастером бразильского джиу джитсу, обладателем черного пояса. Он воспитывал меня и брата в духе семьи Грейси (родоначальников бразильского джиу джитсу. – Прим. Ред.) Несмотря на то, что я был его первым сыном, мой младший брат Марсело впоследствии достиг больших успехов в джиу-джитсу. В детстве он постоянно хотел занять мое место, поэтому мы часто дрались. Это было сложное время. По-настоящему я стал фанатом джиу-джитсу в 17 лет, тогда мы уже жили в Сан-Пауло, и я начал занимался у мастера Жуана Алваро Баррето. Он стал для меня вторым отцом и научил очень многому, а мой брат в это время занимался под руководством Хиксона Грейси. В результате Марсело стал лучшим бойцом на востоке – легендой и мастером высочайшего уровня. В ММА он не знал поражений, причем  выступал в этом виде спорта, когда микс-файт только начал развиваться и на ринге встречались представители разных видов единоборств. Наши детские драки переросли в совместные тренировки под руководством Хиксона Грейси, и все это сильно меня стимулировало. В итоге в 1984 году я получил черный пояс от этого мастера.

-Приходило ли тебе когда-нибудь в голову, что, возможно, стоило выбрать другой путь и иное занятие?

- Нет, никогда. Я обожаю джиу-джитсу, с 17 лет я посвятил ему всю свою жизнь, и никогда не жалел об этом. Как и в любом другом виде спорта, здесь приходится концентрироваться, но поскольку джиу-джитсу является также единоборством, оно заставляет много думать, ведь здесь очень важно контролировать себя, оппонента, эмоции. Также изучив болевые, удушающие приемы, ударную технику, самозащиту, люди приобретают уверенность в своих силах, и она не покидает их в любых ситуациях. Еще одной важной составляющей является то, что секции, особенно в Бразилии, - это как семья, и после прихода в зал ты становишься ее частью.

-Джиу-джитсу больше известно как борьба в партере, но это также и система самозащиты. Чему  больше ты уделяешь внимания на своих тренировках?

- Я преподаю больше традиционное джиу-джитсу, то, чему меня научили мои тренеры много лет назад. Вообще, все начиналось именно с самозащиты, и Хензо Грейси показывал в своих боях систему защиты в положении лежа. Я стараюсь равномерно учить всем аспектам техники. Мне нравится защита тем, что в ней важна не только физическая составляющая, но и моральная. Она учит сначала убеждать противника, а затем уже в случае неудачи применять силу.

-Приходилось ли пользоваться знаниями, защищая себя или семью?

- Если ситуация доходит до момента, когда может нанести вред здоровью, то тут нужно действовать согласно обстоятельствам. Я буду атаковать, если моей жизни или семье угрожают. Если же конфликт можно разрешить словами, то я так и сделаю. Конечно, можно бы рассказать о какой-то ситуации, но их тысячи. Я учу не только уходить от удара и бить в ответ, но и тому, как избегать этого.

-А на улице ты дрался?

- Да, очень часто приходилось применять мои знания и технику. Но хочу сказать, что сейчас, в 50 лет, мне легко говорить о самоконтроле и о том, как избегать стычек, а в 20 лет себя трудно было сдерживать. В настоящее время я бы многое не сделал из того, что было по молодости: с годами приходит мудрость. Многие мои поступки не всегда были положительными, сейчас я это понимаю.

-Насколько поменялось джиу-джитсу со времен твоей молодости?

- Традиционное джиу-джитсу сейчас преподают немногие тренеры. Происходит это потому, что ученики, которые приходят в зал, хотят выступать на турнирах, желают славы и денег, но я их понимаю и не осуждаю. Поэтому сейчас внимание большинства тренеров сконцентрировано на борьбе в партере и на спортивной технике. Самозащиту они забывают. Опытным спортсменам уже тяжело правильно применять технику самообороны, кстати, этому почти невозможно научиться по видео на ютубе. Даже Антонио Ходриго Ногейра просил меня обучить его этим приемам, когда его пригласили тренировать полицейских и телохранителей.

 -Чем же так хороша прикладная часть джиу-джитсу?

- Как ни странно, тем, что нет ничего проще нашей самозащиты. За шесть дней человек может легко научиться использовать эти навыки. Сейчас очень популярна крав мага. В ней рассказывается, как постоять за себя, но на мой взгляд, этот вид единоборств не является самым эффективным, так как там учат калечить людей. В джиу-джитсу, которое является древнейшей прикладной системой, больше внимания уделяется контролю и доминированию, а не нанесению повреждений окружающим. Вообще, я много раз сравнивал джиу-джитсу с другими стилями, такими, например, как айкидо. Но все же остаюсь верен тем техникам, которые познал у своего учителя Хензо Грейси.

-Открыто ли джиу-джитсу для новых приемов?

- Да, с самого начала это открытая система. Мой наставник Хензо Грейси изучал бокс, добавил часть ударов ногами в партере из капуэро. Мы взяли болевые приемы на ноги, которые заимствованы нами из самбо, мы слышали о них, но никто не применял эти болевые до 1970-х годов. Треугольник (удушение ногами. – Прим. Ред.) пришло к нам из дзюдо и рычаг локтя из этого положения. Помню, у меня был еще коричневый пояс, когда только начинали использовать этот прием.

-Если приходит новое и современное, нужно ли в таком случае держаться за старое?

- Для каждого единоборства необходима база. Я обязательно начинаю обучение с основы, но никогда не ограничиваю своих учеников в изучении новых движений и приемов. Но во время аттестации на пояс я требую демонстрации базовых техник.

-Как в джиу-джитсу выдаются пояса? Нужно ли для этого выступать на соревнованиях?

- Раньше я назначал день и проводил аттестацию, когда ученики показывали технику. Но мне не нравится этот подход, так как люди готовятся сдавать экзамен и после многое забывают. Сейчас я понял, что главное -  это целеустремленность, последовательность. Если ты знаешь прием, можешь правильно его применить, то ты готов. Мне не нужно, чтобы кто-то тренировался ради пояса, мне важно в людях желание учиться. Поэтому сейчас я вручаю начальный пояс, когда вижу, что человек готов к нему. Однако я считаю, что черные пояса должна выдавать Федерация джиу-джитсу, а сейчас их дают все, кому не лень. Это, безусловно, нужно упорядочить. Если же кто-то из моих учеников долго не тренируется и забывает технику, то я могу и лишить пояса.

-Сейчас в ММА все реже можно увидеть применение закрытой охраны (Close guard). Почему эта позиция исчезает?

- Когда у тебя высокий рост, длинные руки и ноги, то можно хорошо использовать эту позицию даже снизу. Но в ММА нельзя находиться под соперником, так как удары в партере разрешены и можно легко проиграть. Многие вольники из США доказали это.

 -Известно, что ты тренировал Антонио Ходриго Ногейру и Фабрисио Вердума. Кого еще из звезд бразильского ММА ты готовил?

- Вердум был моим учеником, когда еще носил белый пояс. Я тренировал его до 2005 года, тогда я вместе с ним и Мирко КроКопом из Хорватии поехал драться на PRIDE, где им предстояло биться с Романом Зенцовым и Федором Емельяненко, соответственно. После Вердум ушел к другому тренеру, но я не обиделся. Это его право. К тому же он замечательный  и очень милый парень. Я никогда не тренировал братьев Ногейра, но они иногда ходили ко мне. У меня четыре года занимался Андерсон Силва - до марта прошлого года. Хочу сказать, что он самый лучший боец из всех, с кем мне приходилось работать. Я готовил также Роналдо «Жакаре» Сузу к бою с Робби Лолером, еще помогал Рафаэлю «Фейджао» Кавальканте.

-Вы тренировали Андерсона Силву четыре года, но после победы над Челом Сонненом он заявил, что всем обязан братьям Ногейра. Что вы почувствовали в этот момент?

- (Смеется). Моя жена пришла в бешенство тогда. Многих в моей семье расстроили эти слова. Я с ним работал четыре года, и тогда в интервью он много говорил обо мне. Когда он тренировался у меня, выиграл сдачей соперника только встречу с Деном Хендерсоном. Я всегда готовил его к бою в стойке и обучал, как из партера вернуться в это положение, как уйти от лучших бойцов джиу-джитсу. Он был честен, когда сказал, что его многому научили братья Ногейра. Ко мне он пришел, уже хорошо зная джиу-джитсу, еще его учил Рафаэль Кордейро. Вообще, ему многие помогают: Жакаре, Фейджао и т.д. Могу сказать, что он до сих пор много учится у различных специалистов БДД.

-Ногейра трижды дрался с Федором Емельяненко, а Фабрисио Вердум победил Федора за одну минуту. Что позволило ему выиграть?

- Фабрисио родился под счастливой звездой, он должен был стать чемпионом. Вначале он не был серьезен, но когда женился и стал профессиональным бойцом, сильно изменил свое отношение к тренировкам. Все, что он потерял тогда, когда несерьезно относился к занятиям, Фабрисио восполнил сполна. Я уверен, что на все в мире есть причина. Кто знает, почему у Минотаро Ногейры не получилось победить Федора? (Смеется). Фабрисио же сильно повезло. В тот вечер он мне позвонил, чем приятно удивил. Я ему давно предсказывал эту викторию. Я видел, как он побеждал сильнейших представителей БДД, выигрывал  турниры в Абу-Даби. Его козырь - непредсказуемость. Его звезда взошла в тот вечер. Хочу заметить: если бы Ходжера Грейси свели с Федором и ему удалось бы перевести поединок в партер, он бы заставил сдаться его еще быстрее.

-Почему?

- Ходжер идеален. Фабрисио - хороший боец, он великолепен, но именно Ходжер - идеальный боец джиу-джитсу.

-Не мог бы ты рассказать немного поподробнее о работе с Роналдо Сузой?

- Он мой хороший друг. Я помогал ему, но не могу назвать его своим воспитанником. Он ученик сенсея Хики Маршадо. Я работал с ним над болевыми и удушающими приемами, точнее, над более плотным их выполнением. Мы совершенствовали его любимые приемы, кимуры, контроль в положении сверху над соперником и со спины, рычагами локтя. К последнему бою мы больше работали только над атаками, так как его соперник не представлял опасности в партере. Мы также ставили ему правильный темп ground-and-pound (удары в партере. – Прим. Ред.), чтобы он не уставал.

-Как появляются новые приемы?

- Часто поединки идут по схеме, но иногда кто-то совершает случайное, непредсказуемое действие. Тогда мы повторяем происшедшее, разбираем этот случай и придумываем ответное действие.

-Как вы собираете этот опыт? Ведь все помнить невозможно.

- В молодости я изучал очень многое: книги, видео и т.д. Если ты постоянно тренируешься и в деле, то сложно что-то забыть. Иногда случаются забавные ситуации. Я показываю прием на одном из семинаров, а когда возвращаюсь туда, меня просят разобрать ситуацию. Я же спрашиваю: «Кто вас этому научил? Это очень хороший прием». Поэтому я всегда говорю, чтобы люди не забывали то, что узнали от меня, так как и я смогу освежить что-то из своих знаний. Я больше сконцентрирован на традиционной технике, чем на новой. В этом году я и мой друг Шел Франко из Канады выпускаем книгу по самозащите, также готово издание для работников силовых структур, охранников и телохранителей. Учим не только приемам и связкам, много рассказываем и о том, как можно успокоить оппонента при помощи слов, а не силы, то есть решить конфликт миром.

 

Инфо:

Сильвио Беринг

Возраст: 49 лет

Гражданство: Бразилия

 

Красный пояс 9-й степени по бразильскому джиу-джитсу от Хелио Грейси

Черный пояс 7-й степени по бразильскому джиу-джитсу от Алваре Баррето

В 2003 году назван лучшим тренером по бразильскому джиу-джитсу

 

Скачать новый последний Fight Magazine можно по ссылкам:

Для Windows 

Для Mac   

Facebook