Реклама 18+

Самая неожиданная документалка Netflix: вместо глянца – драма о жестоком футбольном провале

 Сериал Sunderland Till I Die монтировали, не зная сюжетной развязки.

Незадолго до Рождества Netflix выпустил собственный документальный сериал о футболе Sunderland Till I Die – 8 эпизодов драмы о сезоне английского клуба «Сандерленд». Команда, только что вылетевшая из элитной АПЛ, должна была возродиться во втором по силе дивизионе и вернуться наверх, но вместо этого под наблюдением камер закончила чемпионат на последнем месте и упала еще на уровень ниже. Документалку снимали прямо по ходу сезона и выпустили уже через полгода после реальной развязки.

Проектом занималась продюсерская компания Fulwell 73, выпустившая пять фильмов с рейтингом на IMDb выше 7. Студия чаще работает с известными музыкантами (Робби Уильямс, группа One Direction), но и в спорте не новичок: одна из удач – фильм про бегуна Усэйна Болта.

Основатели Fulwell 73 сами болеют за «Сандерленд» (например, число в названии – отсылка к году, когда был завоеван последний трофей). Но при выборе темы важнее оказались не личные симпатии, а обстоятельства: продюсеры убедили Netflix, что площадке нужна именно драма о проблемной команде, а не ровная и позитивная история топ-клуба.

Сам сериал уже подробно отрецензирован, а для спецпроекта Sports.ru и AdIndex мы связались с продюсером проекта, создателем и управляющим партнером Fulwell 73 Лео Пирлманом. Он рассказал, как устроена работа с Netflix и почему документальные фильмы не конкурируют, а дополняют YouTube.

317 минут из сотен часов, пост-продакшн до готового сценария

– Наш сериал значительно отличается от всего, что до этого снимали о спорте и для Netflix, и для Amazon: мы показывали закулисье неприятной для клуба и фанатов истории, – считает Пирлман. – Надеюсь, на этих площадках и в целом в индустрии станет больше не просто красивых историй успеха, но и правдивых драм о неудачах, они тоже очень многое значат. Фидбек от болельщиков «Сандерленда» был, конечно, самым мощным. Причем и позитивным (со стороны публики, которой понравился сам сериал), и негативным – так реагировали те, кто еще раз эмоционально пережил болезненную историю падения своего клуба.

– Вы снимали повседневную жизнь клуба весь сезон – десять месяцев с июля по май. Это ведь огромное количество отснятого материала, из которого в итоговую версию Sunderland Till I Die вошло всего 317 минут.

– Да, конечно, мы отсняли сотни и сотни часов видео, потому что у нас был максимально полный доступ. Наша камера могла появиться везде, где нам нужно, в любой момент жизни команды. А по ходу сезона, когда складывался реальный сюжет, мы постепенно приходили к тому, как именно должна выглядеть история в сериале.

– Сериал вышел в середине декабря, «Сандерленд» провел последний матч в мае. Вы запустили пост-продакшн по окончании сезона или уже по ходу монтировали первые эпизоды?

Мы начали пост-продакшн прямо во время сезона, другого выхода не было. Конечно, такой процесс выглядит немного странно, нам часто приходилось возвращаться к уже сделанному, что-то менять или переставлять, смещать акценты. Но, естественно, чем ближе становилась турнирная развязка, тем отчетливее мы понимали, что «Сандерленд» вылетит – соответственно, и сюжет Sunderland Till I Die выстраивался конкретнее. Если бы мы начали пост-продакшн только по окончании сезона, никак бы не успели выпустить сериал уже в декабре.

Как переубедить Netflix и сотрудничать с гигантом

– Как вы вообще убедили Netflix, что им нужен сериал о нетоповом клубе, который к тому же только что вылетел из АПЛ? Окей, в итоге получилась уникальная жесткая драма со вторым вылетом подряд, но вы договаривались о производстве, когда самым ожидаемым сценарием была стандартная борьба за выход обратно в элиту.

– Изначально Netflix хотел совсем другого, они собирались ответить Amazon своим шоу о команде АПЛ, потому что к тому моменту уже успешно вышел сериал All or Nothing про чемпионский сезон «Манчестер Сити» Пепа Гвардиолы. Мы даже вели переговоры параллельно с несколькими клубами. Но в процессе только лучше понимали, что любая история о топ-клубе будет слишком прямолинейной, а от этого скучной: победа за победой, место наверху таблицы и так далее. Поэтому пошли другим путем: задумались об известном клубе, который прямо сейчас страдает и работает ради того, чтобы вернуться на топ-уровень.

Думаю, огромное значение сыграл наш опыт производства документальных фильмов. В Netxlix были уверены, что мы понимаем, как сделать лучше всего. В итоге мы убедили их в своей идее. Сотрудничать с Netflix очень приятно, они – потрясающие партнеры для производителей фильмов, это суперпозитивный опыт для нас. Естественно, по ходу работы мы постоянно советовались, они высказывали пожелания и могли что-то скорректировать, в чем-то нас направить. Но это всегда были позитивные комментарии, обоснованные советы и идеи, благодаря которым сериал стал лучше. Представители Netflix за все время ни разу не говорили, что что-то должно выглядеть только так, как они говорят, они нам полностью доверяли в финальных решениях. Потому что понимали: их работа – поддерживать нас, а наша – сделать максимально цепляющий сериал.

– В линейке Netflix Originals уже были футбольные истории: сериалы об итальянском «Ювентусе» и аргентинском клубе «Бока Хуниорс». Каким опытом тех проектов с вами делились, как это повлияло на Sunderland Till I Die?

– Мы были абсолютно свободны и никак не учитывали прежние футбольные сериалы Netflix. Не собираюсь критиковать коллег, но важно подчеркнуть: например, сериал о «Ювентусе» был исключительно пиар-проектом, его полностью оплатил клуб, это совсем не то, чем мы хотели бы заниматься. «Бока Хуниорс» – интересная история, но в ней не было той глубины, которой изначально собирались добиться мы.

– У вас уже были заметные документалки в спорте: «Класс 92» о легендарном поколении «Манчестер Юнайтед», фильмы про бегунов Мо Фара и Усэйна Болта. Насколько этот опыт помог вам сейчас?

– Да, но вот в чем разница: футболисты «МЮ», возможно, вообще лучшее поколение в истории английского футбола, все интервью с ними были позитивными, они ностальгировали об очень удачном периоде жизни. Усэйн Болт – суперчемпион, если он выступает, то почти всегда выигрывает, разговор с ним обычно или о победах, или о пути к победам – тоже сплошной позитив. В таких условиях несложно выстроить нужные взаимоотношения с героями.

Другое дело – когда ты запускаешь проект либо с неприятным, либо с неизвестным исходом. Причем не имеет значения, о спорте мы говорим, о музыке или о чем-то еще. Мы начинали переговоры с «Сандерлендом», когда они вылетели – конечно же, нам было сложно убедить их довериться, предоставить полный доступ. В тот момент мы и не подозревали, что команда вылетит снова, но понимали: разговаривать с игроками и тренерами по ходу сезона, когда они еще не выполнили задачу, а только бьются, гораздо сложнее.

– Конец чемпионата, уже точно ясно: сезон провален. Как вы убеждали людей из клуба, которые все и провалили, с вами объясняться?

– В первую очередь говорили, что не ищем никакую грязь. И подчеркивали: даже если вы проиграли на поле, это не значит, что вы не старались, не выложились. Не значит, что вам наплевать. Потому что главная претензия болельщиков к проигрывающей команде в том, что игроки недостаточно отдаются работе. Мы как раз объясняли, что покажем, как на самом деле они вкалывали.

Досадный принцип Netflix, способ зацепить повседневную аудиторию

– Sunderland Till I Die доступен на Netflix уже полгода. У сериала хорошие просмотры?

– У нас нет никаких данных. Не знаем ни количества начавших смотреть, ни количества посмотревших до конца. Это один из принципов Netflix: они не делятся никакой статистикой. Что, конечно, очень досадно.

– «Сандерленд» потратил что-то ради производства сериала или им просто повезло, что вы выбрали их историю, а они получили такой мощный пиар бесплатно?

– Футбольный клуб вообще не участвовал в этом деньгами и, соответственно, никак не влиял на итоговый продукт. «Сандерленд» просто одобрил нашу работу во время сезона. Они воспользовались шансом рассказать о себе многомиллионной аудитории Netflix, вывести свой бренд на мировой уровень, далеко за пределы Англии. Думаю, это уж точно удалось. (В марте «Сандерленд» делился цифрами: 35% роста визитов на клубный сайт, в два с половиной раза больше посетителей из США, в четыре – из Швеции, в пять – из Германии – прим. Sports.ru)

– Сейчас YouTube – суперсила, доступная каждому. Почему, на ваш взгляд, все еще востребованы трудоемкие и продолжительные документальные сериалы?

– Согласен, что YouTube только продолжит расти и становиться главной площадкой в этом пространстве. Однако люди любят смотреть не только короткие видео в промежутках между одним и другим делом или на ходу. Они время от времени готовы побаловать себя: сесть и погрузиться в какую-либо историю, подробно рассказанную и красиво оформленную. Это просто два разных предложения, они всегда будут сосуществовать. Мы не боремся за одного и того же человека с теми, кто запускает короткие вирусные ролики. Мы предоставляем то, чем юзер удовлетворит свое второе желание. Это не битва между YouTube и всеми остальными платформами, потому что человеку не обязательно выбирать одно: днем он может в сумме час смотреть разные короткие видео на YouTube, а вечером за тот же час посмотреть эпизод сериала на Netflix.

Один из главных принципов документального проекта вне зависимости от темы: нельзя концентрироваться только на фанатах, они и так знают все. Цель – зацепить людей, которые в других обстоятельствах не стали бы ничего смотреть или читать о «Сандерленде», да и о футболе вообще. Поэтому в центре – истории людей, судьбы, а не чисто спортивный сюжет.

На мой взгляд, самое важное при создании любого следующего фильма – найти деталь, которая сделает историю ценной с чисто человеческой точки зрения. «Манчестер Сити» на Amazon – сериал про победы. Sunderland Till I Die – история не о поражениях, а о городе, значимости команды для него и людях, которые страдают из-за неудач. Если нам завтра предложат полный доступ к «Манчестер Юнайтед», «Ливерпулю» или «Арсеналу», мы не станем снимать сериал о буднях футболистов, мы в первую очередь будем искать что-то, что ценнее результатов.

Один из моих любимых документальных сериалов на Netflix – «Последний шанс» (Last Chance U). Это истории игроков в американский футбол, которые учатся в колледже – они не прошли в другие команды, остался последний шанс пробиться на профессиональный уровень, в НФЛ. Цепляет, потому что мы видим реальных людей, проблемы которых в первую очередь в психологии – все они могут быть похожи на самих зрителей. И тот, кто смотрит, переживает не за результаты команды, а за конкретного человека и его судьбу. Этот сериал – вообще не про спорт, не про жизнь в колледже. Это про людей.

***

Найти более ценное, чем просто результаты – ключевая задача любого клуба, каждой лиги и федерации в работе с аудиторией. Агентство спортивного маркетинга Fever Pitch поможет понять, на что именно нужно обратить внимание, и отработает инфоповод так, чтобы это зацепило людей. 

Материал впервые опубликован на AdIndex.ru в рамках совместного проекта со Sports.ru о спортивном маркетинге.

Хоккеисты из Кении на тренировке с Кросби: как сложилась самая красивая история сезона?

Пришло время сражаться! Агентство спортивного маркетинга Fever Pitch

Фото: imdb.com/Craig Sugden

+167
Популярные комментарии
Паша Романов
+83
Спартак идеальная цель. Показать всю поднаготную наших клубов, на по сути одном из самых ярких представителей Рос.футбола. Я бы действительно хотел посмотреть такое кино.
стряпчий
+59
Плевать и на твоё тогда...
Ответ на комментарий Mr ArmagedoN
Не люблю когда смешивают футбол каким то другим видом будто бы музыка, кино. Можно, только постфактум, например снять док фильм через года. Может это сьемки фильма повлияло на результаты. Я олдскул, хочу видеть команды на поле, и тогда все понятно. А что там они преодолевают ежедневно, мне побоку. P.S Не веду спор в инетах, пишу только свое мнение. На ваше нубское/глорское мнение плевать.
Ваня Заика
+30
Сериал от Нетфликса про Мансити на одном дыхании можно просмотреть, после просмотра сразу хотелось бы аналогичный формат , но про команду, которая наоборот не выигрывает всё подряд, а проигрывает всё подряд. Мечты сбываются, что тут скажешь...
zohan163
+22
Какой важный курица
Ответ на комментарий Mr ArmagedoN
Не люблю когда смешивают футбол каким то другим видом будто бы музыка, кино. Можно, только постфактум, например снять док фильм через года. Может это сьемки фильма повлияло на результаты. Я олдскул, хочу видеть команды на поле, и тогда все понятно. А что там они преодолевают ежедневно, мне побоку. P.S Не веду спор в инетах, пишу только свое мнение. На ваше нубское/глорское мнение плевать.
стряпчий
+15
К тому, что вообще оспаривается сам формат такой спортивной он-лайн документалистики.
Запомнилось.
Когда Шумахер только перешёл в Феррари, прошло примерно полсезона, и его спросили в очередной раз, ну когда же будут победы...
Ответ: "Когда смотришь на Феррари со стороны - удивляешься, почему они не выигрывают всё подряд. А когда оказываешься внутри команды - удивляешься, как её машины вообще выходят на старт."
Спорт лично для меня - это про людей. Про их мотивацию. Про "добежал", "дожал", "дотянул"... И про мотивацию, когда "тренд ломается" - не важно в какую сторону.
Мне - очень интересна кухня.
Молодцы, так держать - одним словом :-)
Написать комментарий 24 комментария

Новости

Реклама 18+