3 мин.

«Зенит» попал в топ-15 клубов Европы по доходам. Объясняем, почему это не повод сильно радоваться

Один из двух клубов, у кого увеличились доходы.

Аудиторская компания Deloitte представила годовой отчет Football Money League. Интересен он еще и тем, что в нем впервые учтены финансовые последствия пандемии.

В прошлом сезоне 20 ведущих клубов Европы суммарно заработали 8,2 млрд евро, что на 12% меньше, чем годом ранее (9,3 млрд). Клубы просели от уменьшения теледоходов (минус 937 млн евро, 23% год к году), еще на 17% упал матчдей, зато на 3% увеличились коммерческие сделки.

В топ-20 выросли только два клуба – «Зенит» (15-е место) и «Эвертон» (17-е место). Доходы питерцев увеличились сразу на 31%: выручка от матчдея выросла по сравнению с предыдущим годом на 3,5 млн евро (31% роста), теледоходы поднялись до 46,7 млн ​​евро (211%), хотя это по-прежнему самый низкий доход от трансляций в топ-20. Коммерческая выручка выросла на 14% до 175 миллионов евро – это самый высокий коммерческий доход вне клубов топ-10.

А теперь к нюансам. Телеграм подкаста GreenRoom объясняет, как так получилось:

• Deloitte Money League охватывает сезон-2019/20 (со всеми его ковидными эффектами), а «Зенит» – единственный, кто отчитался только по 31 декабря 2019-го, то есть за половину сезона и без учета тяжелой карантинной весны. Объяснение есть: если в Европе клубы в целом функционируют в циклах с 30 июня по 30 июня, то в России отчитываются перед ФНС по календарному году. В 2020-м такой формат сбивает прицел: вокруг у всех просели основные источники доходов, а «Зенит» отчитывается по стабильному и гладкому отрезку без эффекта кризиса.

• «Зенит» с отчетом на 31.12 тут просто на коне: пока у всех все падало, в Питере росло. «Зенит» – один из двух клубов, у кого увеличились доходы (аж +31%). Но и тут важно учитывать нюансы.

• Deloitte никогда не учитывает в рейтинге трансферные доходы, и это соотносится со стандартами всех отчетностей: игроки – активы, сделки с ними в операционной деятельности не учитываются. Поэтому продажа Паредеса в «ПСЖ» за 40 млн евро тут ни при чем.

Рост в первую очередь принесла Лига чемпионов: «Зенит» стал чемпионом, вернулся в главный турнир и благодаря неплохому историческому рейтингу за 10 лет получил бонус. При текущей системе распределения «Зенит» гарантированно получает 30+ млн евро. Собственно, доходы от ЛЧ у Deloitte записаны в broadcast (211% роста год к году), 90% денег по этой статье – от УЕФА. Положение телеконтракта РПЛ никаких перспектив в Европе перед «Зенитом» не открывает, деньги от ЛЧ дают большой буст, но чем больше поражений, как в этом сезоне – тем ниже исторический рейтинг и тем меньше денег будет прилетать в будущем. Замкнутый круг.

ЛЧ спровоцировала и рост матчдей-доходов (31%, +3,5 млн евро, для России – класс, ничего не скажешь). Коммерческие доходы увеличились до 175 млн евро, но тут вообще отдельный разговор. Спонсорские контракты приносят «Зениту» 74% бюджета по классификации Deloitte – такой космической доли нет ни у кого, ближе всех «Бавария» (57%), а в абсолютных цифрах «Зенит» в этой части опережает и «Атлетико», и «Арсенал», и дортмундскую «Боруссию». Понятно, что цифры «Зенита» надуты выше рынка благодаря якорному «Газпрому» – ничего нового тут Money League нам не открывает, проблемы российского футбола все те же.

 

50 фактов о «Зените» в 2020-м: три титула, провал в ЛЧ и много Дзюбы

Фото: РИА Новости/Алексей Даничев; Gettyimages.ru/Martin Meissner – Pool