15 мин.

Отец всех зенитовских побед. Ко дню рождения Юрия Морозова

13 мая Юрию Андреевичу Морозову исполнилось бы 82 года.

alt

«Зенит» для Петербурга – не простой родной футбольный клуб. Стрелка «Зенита» - такой же бренд всего города, как Дворцовая площадь или разведенные мосты. Тренерский штаб команды еще с союзных времен находился под острыми взглядами требовательных ленинградских болельщиков. И именно Юрий Андреевич Морозов сумел стать самым любимым и уважаемым наставником главной команды города. Наставником, который сам не пожинал плоды своей работы: титулы за него выигрывали другие. Морозов строил фундамент команд, которые в будущем становились чемпионами. Перед триумфами, в силу разных обстоятельств, тренер уходил. Уходил тренером, ставшим благодаря своему авторитарному характеру настоящим футбольным отцом для игроков. Для болельщиков – дедом. Это прозвище появилось у Морозова в конце девяностых, в последний приход в «Зенит». Но в начале 50-х до этого момента было бесконечно далеко.

После войны каждый второй юный ленинградец после школы шел или на военный завод, или в один из институтов, где готовили военных инженеров. Юный Юрий Морозов, поступает на физико-химический факультет Технологического института. Параллельно новоиспеченный студент продолжает играть в футбол. Со студенческой скамьи попасть в команду профессионалов было почти невозможно, но уроженец Синявино такого слова просто не знал. Морозова. При этом Юрий очень поздно пришел в футбол – в 15 лет. Конечно, это было следствием войны: отец будущего тренера «Зенита» был одним из руководителей на торфоразработках и с первых дней войны ушёл на фронт, а мать с двумя сыновьями на руках - семилетним Юрой и четырёхлетним Олегом в самый последний момент выскочить за пределы блокадного кольца. Потом они долго на перекладных добирались до Фрунзе, где жили родители матери.

Тем не менее, в 1954 году Морозова пригласили в «Зенит». Вадим Храповицкий, пришедший в команду через три года, вспоминал, что Юрий выделялся своей нечеловеческим трудолюбием. Трудолюбие Морозова проявлялось не только на футбольном поле. В те годы совмещать профессиональную игру в футбол с учебой в одном из лучших учебных заведений города было сложно. Некоторые однокурсники Юрия либо совсем бросали учебу, либо переводились в спортивный институт имени Лесгафта. Морозов же сумел не только закончить Техноложку, но и поступить в аспирантуру. Диссертацию футболист написал точно в срок, но защищаться не стал: откровенно заявил начальству, что видит себя только в футболе. Забрал документы и поступил в аспирантуру Физкультурного института имени Лесгафта. Впоследствии там и прошла защита аспиранта Морозова.

alt

В 58-м Морозов покидает «Зенит» и переходит в другую ленинградскую команду – «Адмиралтеец». Новая команда Юрия проводила свои матчи на стадионе имени Кирова и нередко собирала аншлаги. Морозов довольно быстро заслужил капитанскую повязку, но уже в 62-м уходит из «Адмиралтейца» и пополняет состав местного «Динамо», в составе которого и заканчивает игровую карьеру в 1964-м.

После завершения карьеры Морозов идет работать в институт имени Лесгафта. Защитив дессертацию на тему «Предыгровая разминка как форма готовности футболиста к игре», Юрий стал тренировать институтскую команду и воплощать свою теоретические идеи в жизнь.

Морозов стал не первым тренером в Ленинграде, который пытался применить к футболу научный подход. Первопроходцем стал тренер послевоенного «Зенита» Николай Люкшинов, организовавший в середине 60-х кафедру футбола в институте Лесгафта. На этой кафедре были впервые сделаны попытки проследить зависимость между тренировочным процессом и игрой, там впервые начали вести статистику технико-тактических действий. Однако на практике эти методы стал применять первым именно Морозов. Весь тренировочный процесс был строго рассчитан – сколько необходимо пробежать, сколько прыгать, на какой ноге и на какую высоту. Молва о молодом тренере-экспериментаторе быстро разошлась по всему Ленинграду.

В начале 70-х  Морозов вошел в научную бригаду, созданную в «Зените», а в 72-м на одном из сборов команды уже Юрий Андреевич знакомится с Константином Бесковым, тренировавшим тогда национальную сборную. Именно у Бескова в 1974-м году Морозов начнет профессиональную тренерскую карьеру.  

Инициатором вступления в тренерский штаб сборной выступил сам Морозов. Герман Зонин позже вспоминал, что однажды Бесков, с которым у него были прекрасные отношения, спросил: «Герман, вот ко мне просится  в помощники Морозов Юра, как ты думаешь?». Зонин ответил: «Константин Иванович, берите, парень умный. Он подходит к тренировке с научной точки зрения, он вам поможет во всем». 

Следующим тренером сборной становится еще не очень известный в то время Валерий Лобановский. Тренеру «Динамо» и Морозову было суждено стать друзьями на всю жизнь. Познакомились два молодых специалиста в Голландии перед чемпионатом мира-1974. Морозов и Лобановский проходили стажировку на базе голландской сборной, делили одну комнату и бесконечно спорили о футболе. Они оба закончили технические институты и смотрели на спорт сквозь науку. Только вот игровая философия у двух тренеров не совпала.

Киевское «Динамо» обладало хорошим составом, позволяющим контролировать мяч, а при возможности сушить игру. Не зря Лобановскому принадлежит высказывание о «победе дома, ничье на выезде». Морозов из поездки в Голландию вынес другие ценности, и стал их применять уже в 78-м, когда ему доверили встать у руля «Зенита». «Зенит» конца 70-х – середняк без особых претензий на высокие места. Состав состоял в основном из иногородних футболистов, а сама игра была нестабильна, что не могло привлечь большого количества болельщиков. Приход Морозова изменил все. 

В то время Ленинград как никогда осознавал свою вторичность по отношению к столице. В городе на Неве родился своеобразный бунт периферии. В 71-м бронзу хоккейного чемпионата СССР взял СКА, в 75-м медали завоевал баскетбольный «Автомобилист», а баскетбольный «Спартак» во главе с Владимиром Кондрашиным и Александром Беловым и вовсе стал чемпионом страны. Не хватало только успеха «Зенита».

В первые два сезона работы в «Зените» Морозов не произвел значительных изменений: основу команды переполняли приезжие игроки, в большинстве своем с четким футбольным «потолком». Сами результаты ленинградского клуба также не изменились — дважды 10-е место. Поняв, что дальше перспектив нет никаких, Юрий Андреевич взялся за перестройку как состава команды, так и самой игры.

Команду пополнил десяток молодых воспитанников ленинградских футбольных школ: нападающий Юрий Герасимов, полузащитники Юрий Желудков, Валерий Брошин, защитники Алексей Степанов и Владимир Долгополов и другие. Вернулись в «Зенит» полузащитник Николай Ларионов и форвард Владимир Казачёнок, опытный Александр Ткаченко и перспективный Михаил Бирюков составили дуэт вратарей. Чуть позже в команде Морозова закрепились следующая волна молодых ленинградцев: нападающие Борис Чухлов и Сергей Дмитриев, полузащитники Сергей Веденеев и Дмитрий Баранник, защитники Сергей Кузнецов и Геннадий Тимофеев. 

22 ноября 1980 года в СКК имени Ленина «Зенит» обыграл «Кайрат» и впервые в истории стал бронзовым призером чемпионата СССР. Игроки бронзового состава вспоминали, что, в первую очередь, залогом успеха стала высокая требовательность главного тренера. Владимир Казаченок вспоминал, что футболисты любили задавать вопросы о пользе большого количества бега и прыжков и на каждый вопрос Морозов имел научное объяснение, стимулирующее игроков на работу. Кроме упора на физику, в «Зените» начала 80-х было огромное количество тактических занятий. «Я хочу, чтобы если вас ночью разбудил и спросил: «В этой ситуации, что ты будешь делать?», вы бы сразу ответили мне четко», - так Морозов объяснял игрокам необходимость тактического обучения.

alt

Физическая готовность команды позволяла зенитовцам как использовать высокий прессинг, так и убегать в быстрые контратаки. Вернулись на стадион имени Кирова и в СКК и зрители. Домашние матчи «Зенита» проходили с неизменным аншлагом. Ленинградцы ходили посмотреть на финты Казаченка, забеги Брошина, штрафные Желудкова.

Следующий год вышел для основного состава неудачным. Лишь 15-е место. Однако было и светлое пятно: 3-е место в турнире дублеров заняла команда Павла Садырина. В 72-м «Зенит» вновь не поднялся выше середины таблицы – 7-е место. А в конце года из команды ушел Морозов. Из киевского «Динамо» в сборную СССР перебрался Лобановский, а Юрий Андреевич поехал в Киев продолжать дело своего друга.

В «Динамо» у Морозова не получилось совсем: все тоже 7-е место, которое он занимал и с куда более скромным в те годы «Зенитом». Чемпионат выиграл «Днепр», а ленинградская команда под руководством Садырина стала четвертой. В конце сезона Лобановский объявил о возвращении в Киев, а Морозов принял предложение ЦСКА.

Сезон-84 для Морозова и его родного «Зенита» сложился полярно. Ленинградцы, в составе которых играло множество футболистов, введенных в состав Морозовым, впервые в истории стали чемпионами СССР, а ЦСКА стал последним и вылетел в Первую союзную лигу. Там команда пробыла два сезона, вернувшись в элитный дивизион в 1987-м.

Несмотря на то, что побед в «Динамо» и ЦСКА Морозов не добился, в обеих командах тренер раскрыл множество футболистов. В Киеве под руководством Морозова начинали Павел Яковенко, Олег Кузнецов, Василий Евсеев, в ЦСКА – Дмитрий Кузнецов, Владимир Татарчук, Игорь Корнеев, Сергей Колотовкин. 

Пока ЦСКА вставал на ноги в Первой лиге, киевляне выигрывали Кубок обладателей Кубков. Сам Лобановский в своей книге «Бесконечный матч» отмечал, что роль Юрия Андреевича в том триумфе очень велика: «именно он ввел в основной состав некоторых из тех, кто в 86-м дошел до Лиона».

alt

1990-й год. Никита Симонян, Валерий Лобановский и Юрий Морозов во главе сборной СССР.

В 88-м Морозов возвращается в сборную СССР, становясь помощником Лобановского. Вместе они проработали до июня 90-го. Главный тренер по болезни иногда пропускал игры – тогда сборной руководил Морозов. Так произошло в начале 88-го на турнире в Западном Берлине, где сборная СССР победила сборную Аргентины - чемпионов мира во главе с Марадоной. Летом того же года весь Союз ждал крупнейший успех в те времена: серебро Евро-88. За второе место Морозову было присвоено звание заслуженного тренера СССР.

После итальянского чемпионата мира Юрий Андреевич отправился тренировать сборную Ирака, но в связи с американской агрессией в Персидском заливе советский специалист уже через 4 месяца возвратился в Ленинград. 

В начале 1991-го вернулся в вылетевший в первую лигу «Зенит». У команды были огромные проблемы с финансами, город практически не принимал участия в жизни клуба. Если бы не случилось распада СССР, «Зенит» в сезоне-1992 выступал бы не Высшей лиге, а во второй. В марте  Морозов подает в отставку, не согласившись сотрудничать с президентом Владиславом Гусевым, который не сумел самостоятельно решить финансовые проблемы и не убедил городские власти в необходимости помочь клубу.

Однако спустя три года Морозов вновь пришел в «Зенит», на этот раз в новом качестве. В 95-м Юрий Андреевич был назначен спортивным директором клуба, на должности которого проработал два года. В 96-м руководство «Зенита» не продлило контракт с  главным тренером Павлом Садыриным, и вакантный пост был предложен учителю экс-главного тренера – Юрию Морозову. Весь Петербург выступал против ухода Садырина. Юрию Андреевичу даже пришлось звонить Геннадию Орлову, уже тогда освещавшего матчи петербургской команды. «Юрий Андреевич позвонил мне, меня не было дома, он моей жене Наталье сказал: «Передайте Геннадию, что я отказывался быть главным тренером вместо Садырина». Не пошел на место Садырина, на место своего коллеги, на живое место, это, конечно, дорогого стоит», - так вспоминает Геннадий Сергеевич события тех дней.

В конце прошлого века казалось, что именитый специалист уже отошел от тренерской деятельности, сосредоточившись на функционерской работе в Петербургской федерации футбола. Тем удивительнее для всех стало предложение Морозову от нового президента «Зенита» Виталия Мутко – стать вторым тренером главной команды города. Морозов к тому моменту вел переговоры с волгоградским «Ротором», но родному клубу отказать не смог – 65-летний тренер стал помощником 46-летнего Анатолия Давыдова. Давыдов хорошо себя зарекомендовал, в отличном стиле выиграв Кубок России, но стабильности команде не хватало. Начало чемпионата-2000 «Зенит» провалил, и на пост главного тренера был назначен Морозов. 

alt

Третье пришествие тренера Морозова в «Зенит» длилось чуть больше двух лет - с мая 2000-го по июль 2002-го. Искрометная игра, о которой до 2000 года болельщики только мечтали, стала реальностью. Морозов, как и конце 70-х, взял курс на омоложение состава. В команду влилась большая группа питерской молодежи и в 2001-м году «Зенит» завоевал бронзовые медали, впервые за последние четыре сезона потеснив на нем столичные команды.

В 2000-м году «Зенит» покинул лучший бомбардир Александр Панова, и, казалось, что эту потерю восполнить не удастся. Однако уже совсем скоро на «Петровском» зажглись звездочки юных Андрея Аршавина и Александра Кержакова.

Будущий лучший бомбардир в истории «Зенита» и сборной России не мог поразить ворота соперников на протяжении всего первого круга сезона-2001. Лишь в матче 15-го тура против «Спартака» Кержаков забил свой первый мяч на взрослом уровне, осчастливив миллионы петербуржцев. 15 матчей потребовалось Кержакову. Но тренер продолжал верить в молодого нападающего. И был вознагражден.

alt

30 июня 2001 года. Кержаков и Аршавин празднуют дебютный гол Александра в Премьер-лиге.

Вновь, как и во времена советской бронзы, Морозов сделал ставку на физику. Чуть позже Андрей Аршавин отмечал, что за одну предсезонку у Морозова футболисты пробегали больше, чем за все сборы у Властимила Петржелы и Дика Адвоката вместе взятых. Но это дало свои плоды. На краях полузащиты питерцев раз за разом оставляли своих оппонентов в дурах Аршавин и Спивак, форвард-таран Геннадий Попович и быстрый Кержаков составили идеальную для того «Зенита» пару нападающих (7 и 6 забитых мячей за сезон), а в центре поля игрой дирижировал Андрей Кобелев. Рядом с капитаном того «Зенита» уверенно Алексей Катульский, зарекомендовавший себя как исключительный универсал. Денис Угаров, Александр Горшков, Максим Деменко, Борис Горовой – в центре поля у Морозова был широкий выбор исполнителей. Оборона действовала не так надежно, но игра Алексея Игонина и вратаря Вячеслава Малафеева привлекла внимание скаутов московских клубов и тренеров сборной России.

alt

Петербург исторически существовал за счет привлечения талантов со всего света. Морозов делал ставку на своих, как их назовут позже «ребят с нашего двора». В Петербурге, где творили Трезини, Росси, Растрелли, Монферран, привлечь качественных легионеров в футбол у Морозова не получилось. Перед началом чемпионата-2002 «Зенит» пополнили сербы Вьештица, Мудринич и Ранджелович. Задержаться в городе на Неве больше, чем на сезон удалось только защитнику Вьештице. Да и сам Морозов покинул команду уже в середине сезона.

Весной 2002 года у Морозова случился сердечный приступ, он провел две недели в больнице. Перед финалом Кубка против ЦСКА Юрий Андреевич самовольно покинул больницу и отправился на тренерскую скамейку. Морозову казалось, что если он вернется в команду, «Зениту» удастся обыграть ЦСКА, который тогда уже начал превращаться в гранда РФПЛ под руководством Евгения Гинера. Увы, выиграть не удалось – 0:2.

Морозов окончательно покинул «Зенит» в июле 2002. Формулировка «по состоянию здоровья» и перевод в помощники президента Мутко очень не понравился супруге тренера, Галине Дмитриевне, которая в выражениях не стеснялась: «Выперли Юру, выперли. Если б на самом деле о здоровье заботились, разве дали бы пинка под зад?». 

«Зениту» предстояли выезде во Владикавказ и Элисту, и врачи говорили, что Морозов может умереть прямо в самолете. Перед глазами у всех стоял пример верного друга тренера «Зенита» - Валерия Лобановского, прямо во время матча «Динамо» получившего инсульт, а впоследствии скончавшегося в больнице в день рождения Морозова. К моменту ухода Морозова «Зенит» делил третье место со «Спартаком». На финише чемпионата петербуржцы были уже десятыми. Анализируя причины такого выступления бронзового призера-2001, все специалисты отмечали отход уход Морозова как главную причину зенитовского провала.

Почти год Морозов провел дома, не выходя никуда дальше магазина. Последним клубом в карьере и в жизни уже больного Морозова стал «Петротрест». Юрий Андреевич и его помощник чемпион СССР 1984 года Михаил Бирюков приняли команду в феврале 2003 года, и под их руководством «Петротрест» занял 3-е место в зоне «Запад» Второго дивизиона.

Юрий Андреевич Морозов скончался после тяжелой и длительной болезни, на 71-м году жизни, 16 февраля 2005 года. По инициативе болельщиков «Зенита», сразу после похорон тренера, был начат сбор средств на установление мемориального знака на «Петровском». Денег было собрано значительно больше, чем требовалось, поэтому было решено передать оставшиеся деньги семье Морозова для сооружения памятника на его могиле. 13 мая 2005 года, в день рождения тренера, на стадионе установили памятный знак Морозову. Он размещен перед входом в первый сектор и представляет собой гранитную доску с барельефным изображением тренера и надписью «Памяти Юрия Андреевича Морозова. От болельщиков».

alt

В конце сентября 2006 года памятник Юрию Морозову был открыт на его могиле на Сестрорецком кладбище. Той же осенью в Санкт-Петербурге прошел первый юношеский турнир памяти Ю.А. Морозова. В нем приняли участие бывшие клубы тренера - питерские «Зенит» и «Локомотив», киевское «Динамо», московский ЦСКА. Со временем в турнире стали принимать и команды, к которым Юрий Андреевич не имел отношения. Последние два победителя – мадридский «Атлетико» и лиссабонская «Бенфика».

Юрий Морозов не стал с «Зенитом» чемпионом. Но без него не мыслимы ни чемпионство-84, ни успехи клуба в эпоху «Газпрома». Внес свой вклад Юрий Андреевич и в последние успехи национальной сборной. В 88-м  - в качестве помощника Лобановского, а в 2008-м Андрей Аршавин, путь которого в большой футбол начался при Морозове, стал одним из лучших игроков Евро. Также бронзовыми призерами континентального первенства стали Вячеслав Малафеев и Владимир Быстров. Мог им стать и Игорь Денисов, которого Морозов называл «толстозадым» и хотел выгнать из дубля сине-бело-голубых. 

Юрий Андреевич Морозов. Дед. Отец всех зенитовских побед.

Фото: fc-zenit.ru / Вячеслав Евдокимов, Спорт-Экспресс / Александр Федоров, личный архив семьи Морозовых

«СБГ-спасибо» тем, кто подписался на блог и поставил «+».

Последние материалы блога:

Один Халк - воин. «Зенит» остается в чемпионской гонке

Каким должен быть состав сборной России на Евро-2016?

Кавказское похмелье. Как «Зенит» победил «Анжи»