13 мин.

Самый непопсовый молодой игрок РПЛ. Он нагло идет в обводку и живет на базе

Антон Зиньковский в основе «Крыльев» на матч со «Спартаком». С ним встретился Александр Дорский.

За шумом вокруг Александра Соболева, который забил в РПЛ уже 10 мячей, многие упускают взлет другого русского игрока «Крыльев Советов». 23-летний полузащитник Антон Зиньковский переехал в Самару из «Чертаново» в январе 2019-го: в конце прошлого сезона он забил фантастический гол «Рубину», а в этом отдал уже 4 голевые передачи – больше только у шести игроков, при этом пятеро из них сыграли минимум на два полных матча больше, чем Антон.

Я захотел поговорить с ним, потому что Зиньковский яркий, но недооцененный игрок, который долго шел к РПЛ: даже в академии его не считали главным игроком поколения, он не проходил в молодежку «Кубани», сидел в запасе «Зенита-2» и прорвался наверх через ПФЛ и ФНЛ – при этом не потеряв тягу к мощной атакующей игре.

Оказавшись в Самаре, я узнал, что Зиньковский до сих пор живет на базе «Крыльев» – и съезжать не планирует. «Если ему так нравится, пускай живет так. База большая, хорошая, еда хорошая. Не хочет тратить деньги», – говорил главный тренер самарцев Миодраг Божович в программе «На гол старше». Зиньковский объясняет, что дело совсем не в финансах. 

– Я привык находиться рядом с кем-то: в «Чертаново» жили в квартирах по два-три человека (зарплата Зиньковского до января 2019-го составляла 100 000 рублей – Sports.ru), в Петербурге – с Ильей Камышевым, с которым были знакомы по «Чертаново». Моя семья живет в Новороссийске, девушка учится в Краснодаре, поэтому в Самаре живу на базе. После прошлого сезона была мысль переехать в город, но решил, что на базе будет все-таки веселее. Здесь живут либо те, у кого нет семей, либо те, у кого они далеко: Сергей Рыжиков, Денис Якуба, Паул Антон.

В школе «Чертаново» не всегда играл в старте – говорит, был средненьким. Поэтому прошел мимо юношеской сборной, которую вы помните

Зиньковский родился в 1996-м – юношеская сборная России его года выигрывала Евро-2013 и выходила в финал Евро-2015, но Антон не ездил ни на один из этих турниров, хотя в заявке на золотой Евро были 5 его партнеров. За сборную России U–17 Зиньковский вообще провел только четыре матча – все в январе 2013-го (и забил Молдавии).

– В школе «Чертаново» я не был стопроцентным игроком старта: слева в атаке играл Саша Зуев (был в «Спартаке», потом в «Ростове», теперь – в «Рубине»), справа – Ильмир Нурисов, который сейчас выступает в «Витебске». Зуев очень выделялся, постоянно вызывался в юношескую сборную. Я был средненьким: что-то получалось, но далеко не всегда. Всегда осознавал, что стану профессиональным футболистом, но тогда не было понимания, что нужно делать, чтобы стать лучше. 

Все шло спокойно. Ну, тренируешься, играешь, но никаких мыслей об уходе из «Чертаново» или тем более о смене позиции. Понимание, что могу заиграть на уровне РПЛ, появилось, только когда попал в ПФЛ, мне было уже 19-20 лет. Мне кажется, главное – это уверенность в себе. В 15-16 лет я не всегда играл даже за школу, но потом мой стиль не сильно поменялся – бегаешь по флангу, обыгрываешь, отдаешь, бьешь.

Дважды уезжал из «Чертаново» – в «Кубань» и «Зенит-2». Ничего не получалось, а теперь Радимов говорит, что правильно отпустил Зиньковского

Зиньковский долго не мог себя найти. 

Сначала в 2013-м, только выпустившись из школы «Чертаново», уехал в молодежку «Кубани» вместе с Денисом Якубой (летом 2019-го перешел в «Крылья Советов», но пока не играл в РПЛ), Егором Рудковским (с 2016-го по лето 2019-го выступал за «Спартак-2») и Максимом Майровичем (забивал «Спартаку» в РПЛ-2015/16, в этом сезоне – 6 голов за армянский «Ной»). В старт быстро прорвался только один (Якуба), а Зиньковский, казалось, совсем пропал – всего 9 матчей (222 минуты) за молодежку «Кубани». 

– Главный тренер молодежки «Кубани» Игорь Осинькин в основном использовал ребят 1993-1995 годов рождения – сейчас понимаю, что разница в возрасте решала, у нас не было шансов. Конечно, я злился, что не играю, но при этом абсолютно нормально общался с Осинькиным, поэтому обрадовался, когда он стал главным тренером «Чертаново». Осинькин часто общается с игроками один на один, ходит вместе с командой в баню – кстати, как и Божович. В беседах со мной Осинькин рассказывал о выборе позиции в обороне – где-то упустил защитника, где-то проспал передачу за спину.

Летом 2014-го Зиньковский вернулся в «Чертаново», которое тогда готовилось к дебюту в ПФЛ. Во второй лиге Антон отыграл два года (48 матчей, 4 гола), а летом 2016-го уехал в аренду в «Зенит-2». 

«Молодой пацан, которому потребуется время на адаптацию. Он довольно быстрый. У нас есть проблемы с крайними нападающими – ушли три футболиста», – говорил главный тренер «Зенита-2» Владислав Радимов после перехода Зиньковского.

В Петербурге Зиньковский снова сыграл только 9 матчей (8 – за «Зенит-2», 1 – за молодежку), причем  ни разу не вышел в стартовом составе второй команды. Спустя полгода, зимой, устав ждать шанса, Зиньковский вернулся в «Чертаново», но на  Радимова и Зырянова (в то время – играющего тренера) вообще не злится. 

– Радимов общался так, как будто он еще на поле: всегда за команду, постоянно зарубался с судьями, соперниками. Как-то играли с «Тосно» – они как раз в тот сезон выходили в РПЛ. В центре поля у них играл Кашчелан – Радимов постоянно его провоцировал: «Давай, пойдем разберемся, один на один». Кашчелан заводился: «Сейчас подойду, да». Радимов его задалбливал минут 20 – в результате Кашчелан привез пенальти. После игры Радимов спрашивал: «Почему такое должен делать я? Это ваша работа».

Зырянов тогда был играющим тренером, но мы его больше воспринимали как игрока и восхищались его хитростью даже на тренировках. Мы играли в ручной мяч от ворот до штрафной – при этом забивать можно было только головой. Зырянов прятался за штангой, потом вылетал и забивал. Топ.

В сезоне-2018/19 Зиньковский дважды играл за «Чертаново» против «Зенита-2» в ФНЛ. Москвичи выиграли оба матча (2:1 и 4:0), а во второй игре Антон забил. 

«Думаю, Зиньковскому пора попробовать свои силы в РПЛ, – говорил Радимов после второго поражения от «Чертаново». – Когда он был у нас, была большая конкуренция. Если бы он не вернулся в «Чертаново», возможно, не получал бы игровой практики в том объеме, в котором получил, вернувшись. Думаю, мы правильно поступили. Российский футбол получит хорошего игрока».

Зиньковский – второй в РПЛ по успешным обводкам среди россиян. Обострять после дриблинга он умел не всегда – получилось только благодаря тренеру «Чертаново» Осинькину

В прошлом сезоне Зиньковский стал вторым по обводкам в ФНЛ (чаще обыгрывал только его нынешний одноклубник Дмитрий Кабутов) – и это поразительный результат, поскольку зимой он уехал в команду РПЛ. 

На новом уровне Зиньковский играет так же нагло. В прошлом сезоне за «Крылья» он совершал 1,5 обводки за 90 минут – это 5-й результат среди россиян. В этом чемпионате Антон лезет в дриблинг еще чаще – 2,6 за 90 минут (8-е место в лиге и 2-е после Зелимхана Бакаева – среди россиян).

Такая дерзость совсем нетипична для российского футболиста – мы привыкли, что в детско-юношеских школах тех, кто любит повозить, либо заставляли чаще играть в пас, либо вообще отцепляли от состава. 

– Не думаю, что в этом есть что-то особенное – я видел тренировки детей в «Чертаново», там всем разрешают обыгрывать, никто за это не пихает. Мой первый тренер в новороссийском «Черноморце» Владимир Асланов постоянно говорил: «Лезь, обыгрывай, нужно еще больше проходов, потому что в России никто не идет в обводку». Это было лет пятнадцать назад, но мы до сих пор общаемся – он говорит то же самое.

Прорыв случился в ПФЛ, когда в «Чертаново» пришел Осинькин. До него у меня было много обводок, но они ни к чему не приводили, а потом пришла какая-то уверенность, после дриблинга стали получаться удары и обостряющие передачи. Плюс, возможно, сказался личный анализ – однажды сыграл за юношескую сборную России против Бельгии. За них играл Закария Баккали (воспитанник ПСВ, теперь – в «Андерлехте» – Sports.ru) – он брал мяч и просто бежал с ним в разные стороны. Обводок много, а пользы никакой – нужно, чтобы было завершение.

Иногда мне говорят, что я слишком часто ухожу слева в центр – нужно быть разнообразнее. Например, перед игрой с «Локомотивом» (1:2, в той игре Зиньковский сделал первую голевую передачу в сезоне-2019/20 – Sports.ru) у меня не получались смещения в середину, и на тренировках Божович меня попробовал справа. Сказал: «Ты там опаснее». Подробно об этом с ним мы не говорили, но, возможно, он так решил, потому что справа получались кроссы.

Не устраивает своя работа в обороне – объясняет, почему упустил Жиркова перед голом «Зенита»

– В «Чертаново» приходили отчеты InStat по обеим командам, даже сейчас в чат, где я состою, их присылают. Я смотрел обводки, удары, потери. В «Крыльях» разбирают матчи в целом, обычно не говорят плохо о конкретном игроке – ну, только если кто-то уж конкретно навалил.

Меня не устраивает, как я работаю в обороне. Понимаю, что проблемы со всем: выбор позиции, отбор, игра головой, страховка. Если бы можно было по щелчку добавить мне оборонительные скиллы, было бы круто. Так было на всех уровнях – я просто плохо защищаюсь.

В прошлом сезоне играли с «Ахматом» – я недоработал при их розыгрыше углового. В перерыве Божович наорал – самый жесткий пихач от него за год. 

Сейчас против «Зенита» тоже недоработал по Жиркову при угловом. Я стоял с ним, пошла подача – увидел, что она уходит вправо, поэтому думал подстроиться чуть правее. Мяч полетел не туда – снова разговор о выборе позиции. Нужно было стоять с Жирковым под левую ногу. Это один случай, но «Зенит» сразу наказал – уровень.

Тяжелее всего было в матче с ЦСКА – против Марио Фернандеса. Мы четко отыграли сзади, но из-за высокой позиции Фернандеса мне приходилось играть практически пятым защитником. Я впервые сыграл против него – это очень тяжело, много забеганий, верховой борьбы. Сил, да и возможностей для атаки после такого у меня уже не было.

Болеет за «Реал» со времен Зидана-игрока. Почему от «Камп Ноу» остались смешанные впечатления

Вместе со школой «Чертаново» в 14-15 лет Зиньковский ездил на турнир в Токио – там играли против местных команд, а также юношеских сборных Японии и Бразилии. «Чертаново» вылетело как раз от бразильцев: проиграли 0:5 и нанесли всего 1 удар за матч – со штрафного с центра поля. 

Антону понравились высотки и огромное количество велосипедов, но главным школьным впечатлением он все равно считает посещение класико на «Камп Ноу» в апреле 2012-го. Ничего удивительного: Зиньковский болеет за «Реал», а мадридцы тогда победили 2:1.

– По разным критериям выбрали десять человек: кто-то лучше общался с Николаем Лариным (директор «Чертаново» – Sports.ru), кто-то хорошо учился, кто-то хорошо играл в футбол. Мы приехали на «Камп Ноу» и подумали: это вообще что? Все обшарпанное, старый стадион, какие-то некрасивые лестницы к сектору. Но заходишь на сектор – и замираешь, просто офигеть. Огромный стадион, море людей – конечно, это впечатляет, тем более когда ты впервые оказываешься на европейском футболе.

Люблю «Реал» еще со времен Зидана, но никакой ненависти к «Барселоне» нет. Чуть-чуть застал пикового Роналдиньо – за ним смотрел с таким же наслаждением, как и за Зиданом. Роналду еще до того, как стал играть в штрафной: смещения слева в середину, пушечный удар – супер. Как раз в том класико он забил победный гол. 

Божович говорил, что весной на Зиньковского свалилось много внимания. Главный болельщик Антона – бабушка

После сумасшедшего гола «Рубину» Зиньковский замелькал в медиа. «Поднялось слишком много шума. Может быть, он не был готов к этому. Ожидаю, что он будет играть еще лучше, потому что у него хорошие возможности», – говорил тогда Миодраг Божович. 

– Божович со мной разговаривал лично, да и в команде травил: «Вот, опять интервью! Я часто давал интервью еще в «Чертаново» для клубного ютуба, поэтому воспринимаю их спокойно. 

Весной мне говорили, чтобы был аккуратнее, но если я спокойно с кем-то пообщаюсь, что в этом плохого? Я дал интервью, значит, я звезда? Такого вообще нет. Конечно, в «Крыльях» шутят, особенно после программы на «Матч ТВ»: «Какое нафиг сумо? Что у вас там вообще снимают?»

Родители Зиньковского до сих пор живут в Новороссийске – как и бабушка. Именно она – главный фанат полузащитника. 

– Когда был жив дед, бабушка не любила футбол – он жестко топил за «Спартак», смотрел все матчи, я – вместе с ним. Тогда она ругалась: «Опять ваш футбол, надоели». 

Перелом случился, когда у меня поперло в «Чертаново» в ПФЛ – она научилась находить трансляции, списки бомбардиров. Теперь бабушка смотрит и «Крылья», и «Чертаново» и даже дубль «Крыльев» – не знаю почему. Даже я столько не смотрю.

У Зиньковского несколько татуировок, хотя в «Чертаново» к ним относились негативно. «Ларин их открыто не любил, а Осинькин объяснял, что нужно включать голову, чтобы все было со смыслом. Мне никто не устанавливал запрет на татуировки – наверное, из-за того, что неплохо играл, но на Майровича, у которого забит рукав, Ларин серьезно ругался», – вспоминает Зиньковский.

Одна из татуировок Антона связана с семьей – на предплечье он набил якорь. «Мой отец – бывший моряк. Хотел сделать папе приятное, но понимал, что он скажет, что я дурак. Так и получилось. Но я ожидал такой реакции – не обиделся.

Сейчас он увидел программу на «Матч ТВ», где я рассказывал, что эта татуха – подарок ему. Сразу позвонил: «Подарок? Ну, спасибо».

Разбор мегастарта новых бомбардиров РПЛ. Дорский уверен: Шомуродов забьет больше Соболева

Мой телеграм-канал/твиттер

Фото: kc-camapa.ru; РИА Новости/Игорь Руссак, Анар Мовсумов; vk.com/fcchertanovo; 2.fc-zenit.ru; Gettyimages.ru/Michael Regan