14 мин.

«Ростов» – ❤️: идеальные контратаки и навесы, смелый состав и много пропущенных голов

Дорский – о том, как Карпин за лето сделал новую команду. 

«Ростов» Валерия Карпина – самое приятное стилистическое открытие этого сезона. Весной 2019-го у команды были огромные проблемы в атаке (14-е место по качеству созданных моментов), она отдавала мяч даже «Анжи» – после трансферов Романа Еременко и Ивелина Попова от Карпина явно ждали не этого.

Теперь «Ростов» переходит на пятерых защитников только по ходу матчей. Состав предсказуем, даже когда один игрок выбывает 

Летом «Ростов» ушел от схемы с пятью защитниками к 4-3-3. «Не могу сказать, что это на весь сезон. Возможно, в каких-то играх будем играть в четыре защитника, в других – в пять. И по ходу матча перестроения тоже возможны», – говорил Карпин после Кубка «Матч Премьер».

Пока «Ростов» все матчи начинал с четырьмя защитниками, но и про переход на пятерку во время игр Карпин не соврал: например, против «Локомотива» и ЦСКА во втором тайме он выпускал Логашова к Чистякову и Сигурдссону (Хаджикадуничу).

Карпин не дает больших интервью и почти не говорит о футболе на пресс-конференциях (и здесь важнее нежелание тренера, а не качество вопросов), но в августе в «8-16» он раскрыл детали изменения схемы и стиля «Ростова». Оказалось, тренер не говорил с руководством «Ростова» о турнирных задачах на сезон, но обсуждал попытку игры в более атакующий футбол.

Почему она не состоялась весной 2019-го, Карпин тоже объяснил: «Новички пришли на последний февральский сбор, они находились в разном состоянии. Мы бы ничего не успели. Менять философию еще и тем игрокам, которые уже были в «Ростове», было бы неправильно».

Главная причина – скорее в привыкании к атакующей модели тех, кто был в защитном «Ростове» осенью 2018-го, а не во времени прихода новичков. Только Норманн и Чернов (и Мевля) действительно подъехали ко второму сбору – Еременко, Попов, Зайнутдинов и Новосельцев работали с Карпиным еще в январе в Катаре.

Еще одна кадровая фишка «Ростова»-2019/20 – суперстабильный состав. «Перед началом сезона хотелось, чтобы команда как можно дольше сыграла в одном составе, одна-две замены не критично», – рассказывал Карпин. В результате в первых пяти турах Карпин не менял старт, а вообще такое сочетание начинало семь матчей (только со сменой основного вратаря).

По игровым причинам Карпин пока произвел только одну перестановку в старте – Бабурин вместо Песьякова. Тех, кто выходит в основе вынужденно, очень легко предугадать: Глебов заменяет в середине кого-то из тройки Норманн-Попов-Еременко (причем даже на позиции нижнего центрального полузащитника – против «Тамбова»), Саплинов – Байрамяна (Зуев уехал в аренду в «Рубин»), Хаджикадунич – Сигурдссона, простудившегося перед ЦСКА.

Песьяков грубо ошибался на старте сезона и сел в запас. У Бабурина тоже были проблемы, но они чудом не влияли на результат

«Допустима одна ошибка за десять игр – так считают российские тренеры вратарей. Слышал, что в Европе тоже склоняются, что одна ошибка за десять матчей допустима», – говорил Виталий Кафанов в интервью Sports.ru в январе. Тогда Кафанов работал в «Рубине», а теперь отвечает за вратарей «Ростова».

На старте сезона основным вратарем «Ростова» был Песьяков, но с 7-го тура в воротах его сменил Бабурин. «У нас все основные, будем смотреть дальше», – сказал Карпин после победы над «Локомотивом» (2:1).

Очевидно, причина смены основного вратаря – две грубые результативные ошибки Песьякова. В матче с «Арсеналом» (3:2) Сергей отбил мяч перед собой после дальнего удара Горбатенко – Чаушич был первым на добивании. Против «Уфы» (0:2) ошибка Песьякова уже повлияла на результат – он не успел сыграть на перехвате после передачи верхом из глубины на Игбоуна. В том эпизоде неудачно сыграл и Чистяков (проиграл позицию нападающему «Уфы»), но именно несвоевременный выход Песьякова к линии штрафной стал ключевым.

В шести матчах Бабурин пропустил 6 голов, 2 из них – с пенальти (от «Ахмата» и ЦСКА), 1 – с выхода один на один (от «Рубина»), 1 – после рикошета (первый от Мелкадзе с «Тамбовом»). Остальные голы Егор пропустил из-за штрафной (от «Локо» и второй от Мелкадзе), но вряд ли к нему у Карпина и Кафанова были вопросы по этим эпизодам.

Это не значит, что Бабурин играл без ошибок. Например, два суперсэйва Чернова на 91-й минуте матча с «Локомотивом» стали следствием некачественного выхода Бабурина на подачу. Видимо, пока промахи Бабурина не приведут к двум-трем голам, он останется основным вратарем «Ростова».  

«Ростов» много пропускает не только из-за Песьякова. Другие причины – привозы центральных защитников и действия Чернова при угловых

«Ростов» пропустил 15 голов – больше всех в топ-6 (там есть «Уфа») и столько же, сколько «Спартак» и «Сочи» (12-е и 13-е места в РПЛ). Такое число пропущенных может смутить – на самом деле с защитой у «Ростова» не все так плохо.

Да, ростовчане по сравнению с прошлым сезоном стали допускать больше ударов (13,8 за матч против 9,8 – 5-е место в лиге против 1-го), но с качеством обороны все нормально – меньше (без учета пенальти) допускают только «Зенит», «Локомотив» и ЦСКА. Примерно об этом же говорил Карпин после поражений от «Уфы» и «Тамбова» (1:2) – пропущенные мячи он списывал на индивидуальные ошибки.

На старте сезона «Ростов» два тура подряд пропускал с угловых – от «Спартака» и «Арсенала». Здесь тоже вряд ли можно говорить о системных проблемах – оба раза соперники продавливали Чернова.

Эта ситуация не заставила Карпина что-то менять – например, Чернов оставался один в один против Арояна, Табидзе и Шарлии. До матча с ЦСКА все работало – в сентябре «Ростов» вообще не допустил ни одного удара после угловых. Против армейцев команда Карпина все-таки допустила 4 удара (правда, 1 – из-за штрафной) и 1 явный голевой момент.

В нем снова поучаствовал Чернов – пробил Шарлия, за которого Евгений отвечал в момент подачи. Правда, больше в возникшем моменте скорее виноват Чистяков: он отвечал за Бийола в момент подачи и не отреагировал на движение Яки, которое смутило Чернова. В результате Чернов сыграл по Бийолу, Чистяков – по мячу, а Шарлия пробил практически с линии вратарской. 

Третья оборонительная проблема (две – Песьяков и Чернов на стандартах) – привозы центральных защитников. Чистяков и Сигурдссон умеют качественно начинать атаку длинной передачей (садящийся к ним Норманн – любой), но в матче с «Тамбовом» «Ростов» проиграл именно из-за потерь центральных защитников в первой фазе атаки.

Сначала Чистяков плохо обработал мяч (нередкий момент для Дмитрия) после передачи Сигурдссона, а затем уже Рагнар совершил неудачный вынос (правда, из-за прессинга Костюкова исландец был вынужден отдавать передачу с левой ноги).

Еще один центральный защитник – Хаджикадунич – отметился в матче с «Уфой». Сигурдссон и Хаджикадунич вдвоем пошли на простейший вынос уфимцев – Деннис неловко отбросил мяч головой в свободную зону, куда ворвался Игбоун. Дальше нападающий «Уфы» легко обыграл Сигурдссона – так что исландец был плох и в этой фазе.

Четвертая проблема (пока скорее теоретическая) – следствие нового стиля «Ростова». Во-первых, команда стала интенсивнее прессинговать (8-е место в этом сезоне против 12-го – в прошлом), во-вторых, в середине поля чаще всего действует тройка Норманн-Попов-Еременко.

Обычно Норманн располагается ниже партнеров, но Карпин готов подстраиваться под конкретного соперника – например, со «Спартаком» Норманн играл по Фернандо (об этом писал Вадим Лукомский). Даже когда Матиас исполняет роль нижнего полузащитника, чистым опорником его сложно назвать – объем и покрываемое пространство слишком велики (отказ от Гацкана в пользу Норманна здесь можно сравнить с Денисовым-Бариновым).

На широкую роль Норманна накладываются недоработки Еременко – Роман часто либо выбирает неправильную позицию при прессинге, либо легко проигрывает 1-в-1 (например, Жоау Мариу перед голом «Локо»).

Пока более статусные клубы, чем «Ростов» (в первую очередь «Спартак» и ЦСКА) не пользовались таким центром поля (против армейцев играл Глебов вместо Еременко, но это ничего не меняет – Даниил тоже кажется худшим в тройке с точки зрения обороны). Поэтому матч с «Зенитом» – реальный вызов и для Карпина, и для Норманна-Попова-Еременко.

«Ростов» стал больше владеть мячом, но умеет подстраиваться под соперника. Контратаки Карпина – лучшие в РПЛ

Скорее всего, против «Зенита» «Ростов» будет не так агрессивен, как обычно в этом сезоне. Это абсолютно нормально: да, ростовчане стали интенсивнее прессинговать и больше владеть мячом (50,3% против 48,6% в прошлом сезоне), но они отдают мяч и по ходу матчей (при 2:0 с «Арсеналом» и «Динамо»), и в целом исходя из соперника («Локомотив» и ЦСКА).

Игра с ЦСКА – вообще мини-возврат к прошлогоднему «Ростову»: 28% владения, 37% действий в трети ростовчан (против 26% в среднем по сезону-2019/20) и Байрамян, который садится пятым защитником при большинстве позиционных атак армейцев и играет по Марио Фернандесу.

Откат на свою половину поля – эффективный способ атаки «Ростова». Команда Карпина – лучшая в РПЛ на контратаках (согласно терминологии Opta – это атака, начатая с отбора/перехвата на своей половине поля и уложившаяся в 15 секунд).

Даже с учетом человеческого фактора (показатели обсчитывают операторы) и открытой игры на старте РПЛ-2019/20 показатели «Ростова» и «Локомотива» очень впечатляют. В прошлом сезоне после контратак больше ударов нанесло только «Динамо» (18), а забили больше «Спартак», «Локо» (по 5) и «Зенит» с «Арсеналом» (по 4). «Ростов» в сезоне-2018/19 нанес всего 6 удар после контратак. В матче с ЦСКА в начале октября команда Карпина пробила после таких атак 7 раз.

Интересно, что такого результата «Ростов» добился без Еременко – казалось бы главного игрока, отвечающего за разгон атак. Роман действительно участвует в создании контратак ростовчан (например, обостряющая передача перед выходом Шомуродова с «Арсеналом» и промежуточная перед голом Шомуродова «Тамбову»), но проникающие передачи отдает и Норманн (выход Шомуродова один на один с ЦСКА), и Попов, и даже Глебов (снова – против ЦСКА).

Одного отбирающего (или подбирающего), с которого начинаются контратаки, у Карпина тоже нет. Да, как и в прошлом сезоне, «Ростов» любит загонять атаки соперника во фланги, но только Козлов совершил больше 2 овладеваний, с которых начались контратаки с ударами.

Конечно, в завершении чаще всех участвуют Шомуродов (6 ударов, 3 передачи под удар) и Ионов (3 удара, 2 передачи под удар), но в топ-8 в РПЛ по числу ударов в контратаках входят три игрока «Ростова» (у Байрамяна – 3 удара благодаря матчу с ЦСКА), у «Локомотива» – два. У Долгова – 2 удара после контратак, как у еще 17 игроков.

У «Ростова» дикая точность кроссов. А еще там играет самая эффективная связка лиги

В прошлом сезоне «Ростов» занял 2-е место по числу кроссов с игры (14,7 за матч, чаще подавал только «Зенит»). С изменением схемы и более агрессивной моделью акценты в финальной трети не поменялись: сейчас ростовчане тоже 2-е (16,7 за матч, у «Зенита» – 17,7).

Число кроссов важно для понимания того, как «Ростов» действует у чужой штрафной, но гораздо важнее другое – из 23 голов команда Карпина 12 забила после подач или прострелов. Конечно, в этом большая заслуга Шомуродова – Эльдор забил 3 гола ударами головой, да и ногами очень качественно замыкает прострелы, вовремя отлипая от защитника (например, голы «Крыльям Советов» и «Уралу»).

Ионов занимает 4-е место в РПЛ по числу передач под удар (29, у Бакаева и Влашича – по 31, у Марио Фернандеса – 32), а еще он – лучший по точности подач с игры (44,4%, у Данилы Степанова – 42,8%). Даже удивительно, что с такими показателями Ионов все 5 голевых передач отдал Шомуродову. К середине октября это самая эффективная связка РПЛ.

Еще удивительнее, что Ионов – лишь 5-й игрок «Ростова» по количеству кроссов (чаще их выполняют Чернов, Еременко, Козлов и Попов). Ключевое изменение в навесах «Ростова» по сравнению с прошлым сезоном – в точности подач. В сезоне-2018/19 она составляла 22,4% (7-е место в РПЛ), сейчас – абсолютно дикие 28,8%. Для понимания контекста: на 2-м месте по точности находятся «Крылья Советов» с 25,8%.

Чернов, Козлов и Еременко тоже очень точно подают – среди игроков, сделавших не менее 30 навесов с игры, лучше них кроссит только Малых (33,3%, у Чернова, Козлова и Еременко – 31,9%, 35,4% и 26,6%). Скорее всего, по ходу сезона (хотя и так уже сыграно 12 туров) цифры Чернова и Козлова упадут. С Еременко все более оптимистично – по сравнению с прошлым сезоном точность кроссов с игры у него выросла всего на 1,6% (у Чернова – на 5,5%, у Козлова – на 5,3%).

Немного смущает, что после позиционных атак через центр «Ростов» забивал только в двух матчах (с «Ахматом» помогли дальние удары Еременко и Норманна, с «Арсеналом» – феноменальное мышление Шомуродова), но в еврокубки Карпин может уверенно запрыгнуть и так.

***

В субботу «Ростов» ждет одно из двух (наряду с матчем в Черкизово) самых трудных испытаний круга – гостевая игра с «Зенитом».

Смелый футбол, новые (Чистяков, с натяжкой – Норманн) и раскрывшиеся (Шомуродов) игроки, камбэки Еременко и Попова, резкие Ионов и Байрамян – прекрасно. При этом кажется, что Карпин способен дать этой команде больше: пока «Ростов» часто использует длинные передачи (по сравнению с прошлым сезоном их доля упала всего на 0,4%, а Чистяков и Сигурдссон входят в топ-30 по числу продвигающих передач именно за счет забросов). 

Очень хочется видеть не просто симпатичный, а реально сильный «Ростов» минимум до конца мая 2020-го.

Тогда Карпина можно будет смело называть лучшим тренером сезона. И даже Валерию будет сложно отпираться от этого статуса, подчеркивая заслугу игроков и руководства. 

Использованы данные Opta, Wyscout и InStat.

Мой телеграм-канал/твиттер

С августа Дорский уверен: Шомуродов забьет больше Соболева

Чернявский – с историей Шомуродова

Фото: globallookpress.com/Alexander Kulebyakin/Global Look Press, Maksim Konstantinov/Global Look Press; РИА Новости/Александр Вильф