10 мин.

Выборы-2018. Кузяев – непопсовый герой нашего футбола

Сериал Sports.ru о людях, за которых мы проголосуем в новом году. Очень хочется, чтобы у них получилось.

В 2017-м игроки, которые родились в середине девяностых, вернули веру в наш футбол. Александр Головин, Роман Зобнин, Алексей Миранчук – три главных лица новой футбольной России, но есть еще один теневой герой, на которого в первой половине года не обращали никакого внимания. Прорыв Далера Кузяева, который бесшумно доиграл сезон-2016/17 в тогда еще «Тереке», поразил более-менее всех.

***

Путь Кузяева в «Зенит» показывает, какой полезной бывает помощь родителей в спорте – в особо тяжелые моменты она вытаскивает из уныния и толкает к развитию. Папа Далера – Адьям Кузяев – работает тренером в командах низших лиг («Север», «Динамо» Санкт-Петербург, «Тосно», «Карелия», сегодня – эстонская «Нарва-Транс») и всегда был рядом с сыном.

Сначала он убеждал тренеров зенитовской академии в том, что скромные физические данные юного Далера – совсем не проблема. «Что я, что дети – мы до 18 лет были мелкими, только потом начинали резко расти. Многие тренеры говорили мне: у вашего мальчика голова работает как компьютер, но уж слишком он маленький и щупленький. Поэтому не раз приходилось убеждать: у нас так у всех с ростом – это дело времени», – рассказывал Кузяев-старший. Эти аргументы тренеров не убедили – Далеру пришлось перейти в школу питерского «Локомотива».

Через пару лет Кузяев вернулся в «Зенит» в первый раз. Хенк ван Стее, который в конце нулевых-начале десятых руководил зенитовской академией, заметил Далера на чемпионате России (там «Локомотив»-93 занял четвертое место) и пригласил к себе. Казалось, что все идет хорошо: полтора года до выпуска и реальная перспектива попасть в молодежную команду «Зенита».

Но в дубль Кузяева не приняли, и тут помог папа: он как раз тренировал «Карелию» и взял сына, чтобы тот поиграл в ожидании других вариантов. «Карелия» была фарм-клубом «Петротреста», почти все ребята были из Питера. Базировались мы тоже в Петербурге, а в Петрозаводск ездили только на игры, поэтому ссылкой это назвать не могу», – вспоминал Далер.

Через полгода Кузяевы договорились с Курбаном Бердыевым о просмотре в «Рубине». Далер пробыл с казанцами совсем чуть-чуть – всего пару тренировочных недель в Австрии. «После сбора Бердыев предложил поехать в «Нефтехимик». Я согласился, но в Нижнекамске играл мало. Спустя несколько месяцев Бердыев ушел из «Рубина», в клубе не считали меня перспективным. Расторгли контракт по обоюдному согласию», – рассказывал Далер о первой попытке прорваться в премьер-лигу. Бердыев его все же запомнил и в начале лета 2017-го снова приглашал в «Рубин».

Подробнее всех о Кузяеве рассказывал Рашид Рахимов, который тренировал его в «Тереке»: «Уже на первом сборе мне бросилось в глаза, что он моментально все схватывает. Он не обладал физической мощью, но его мышление и интеллект поразили сразу.

В футболе есть два интеллекта – футбольный и человеческий. Кузяев обладает и тем, и другим. Ему никогда не приходилось повторять дважды, потому он быстро всему обучался. Я понимал, что он пойдет в гору, когда наберет мышечную массу. Уровень техники Кузяева был хорошим изначально, он сразу стремился играть вперед, редко делал передачи назад и, даже не обладая на тот момент физической мощью, никогда не уходил от единоборств».

Именно Рахимов обнаружил способность Далера играть на нескольких позициях. В «Тереке» Кузяев провел три сезона (плюс один матч в сезоне-2013/14) и в каждом менял амплуа.

На правый фланг обороны Кузяева отправляли вынужденно – когда был травмирован капитан «Терека» Ризван Уциев. «Мне больше всего нравится играть в центре поля, ближе к атаке или к обороне – неважно. Но пусть Смольников и Кришито имеют в виду, что я могу занять и позицию крайнего защитника», – шутил Кузяев после перехода в «Зенит». Шутка оказалась пророческой: в декабрьском матче с «Уралом» (2:1) Манчини выставил Далера справа в защите.

В первых двух турах чемпионата-2017/18 Манчини использовал Кузяева в центре поля, но со второго тайма игры с «Тосно» (1:0) Далер переместился на правый фланг. Эта перестановка оказалась успешной и полезной – Кузяев активно прессинговал вместе с Кокориным и Дриусси (обрез Фернандо в матче против «Спартака» случился именно из-за давления Далера), помогал в обороне Смольникову и грамотно смещался в центр. «Фланговой позицией, на мой взгляд, это назвать нельзя. Скорее инсайд – прикрывающий зону между серединой и боковой линией. Тот же центральный полузащитник, но присматривающий за флангом. Когда туда ставили, сложностей не возникало», – объяснял Кузяев.

Осенью Далер то снова возвращался в середину (например, в матче с «Краснодаром», где Манчини поставил трио Краневиттер – Ерохин – Кузяев), то отправлялся на фланг под опасных крайних защитников соперника. В домашней игре с «Реал Сосьедадом» Кузяев впервые был прикреплен к левому флангу, на котором ему противостояли Одриосола и Янузай. Решение Манчини сработало: 7 из 10 кроссов Одриосолы были заблокированы, а у Янузая Далер выиграл 6 единоборств из 8. Кузяев был хорош и на перехватах – после 6 из них сам организовывал контратаки «Зенита», бросая в отрыв Дриусси и Кокорина.

Настолько разностороннего полузащитника, который способен сыграть на фланге, у Манчини больше нет. Ригони опасен на пространстве и при игре один в один, но недостаточно отрабатывает сзади, Шатов не срабатывается со вторым тренером подряд, а Полоз, которого периодически отправляют на фланг, к декабрю выдохся (левый фланг «Зенита» испанцы в первом тайме ответной игры уничтожили).

В Грозном Далер больше выделялся работой в обороне. В прошлом сезоне он даже стал 6-м во всем чемпионате России по числу отборов, 17-м – по перехватам. При этом по проценту истинных отборов (которые вернули команде владение мячом, а не просто прервали соперника) Кузяев был круче всех центральных полузащитников «Зенита», кроме Витцеля. В этом чемпионате, по подсчетам Opta, в целом резко увеличилось количество истинных отборов. Видимо, теперь операторы пользуются другой формулой, но и при старой системе, и по новым критериям Кузяев – в топе.

Главный отбор в первой части сезона Кузяев совершил в гостевом матче с «Динамо» (0:0). Подкат Далера спас «Зенит» от первого поражения в РФПЛ-2017/18.

Еще Кузяев эффектно спас «Зенит»в игре с «Амкаром» (1:0). Сначала Далер проиграл борьбу форварду Дарко Бодулу, но затем оперативно встал на линию пустых ворот и героически выбил мяч.

До «Зенита» Кузяев не забивал ни разу в карьере. Но это не аномалия – он шел к этим голам постепенно. «Мяч просто не шел в ворота, не везло. Моменты в играх за «Терек» у меня были стопроцентные», – говорил Кузяев после мяча в ворота СКА (2:0). Далер прав: с каждым сезоном в «Тереке» он бил из все более опасных позиций. Точки его ударов в чемпионате-2016/17 даже лучше тех, что есть сейчас в «Зените».

Карта ударов Кузяева в сезоне-2016/17. Синие круги – удары в створ, фиолетовые – заблокированные защитниками, красные – удары мимо. 

В последнем сезоне за «Терек» у Кузяева было 3 явных голевых момента (2 – в матче с «Анжи», 1 – против «Ростова»), но он их не реализовал. За 20 туров в «Зените» – все те же 3 Big Chances («Тосно», «Урал», «Ахмат» – все в первом круге) и 1 гол («Ахмат»).

Среднее качество ударов за 90 минут у Кузяева растет каждый год, но заметного прорыва в сезоне-2017/18 нет. Просто теперь Далеру больше везет в завершающей стадии атаки.

Карта ударов Кузяева в сезоне-2017/18. Зеленые круги – голы, синие – удары в створ, фиолетовые – заблокированные защитниками, красные – удары мимо. 

В подыгрыше прогресс Кузяева очевиднее. В сезоне-2015/16 Далер в среднем за 90 минут делал больше ключевых передач, чем сейчас, но их качество было ниже – в основном это были скидки назад на Маурисио и Олега Иванова, которые били с дистанции.

В чемпионате-2017/18 у Кузяева 2 голевые передачи (на Ерохина в игре со «Спартаком» и на Дзюбу в матче с «Тосно»). Это точно не предел.

В прошлом сезоне Кузяев поучаствовал в 5 голевых атаках «Терека» (2 ассиста, 1 предголевая передача, 2 третьих ассиста) – столько же было у Одисе Роши и Магомеда Митришева, но они сыграли на 1000 минут меньше Далера. Сейчас Кузяев поучаствовал в 9 голевых атаках «Зенита» и входит в топ-5 в питерской команде по этому показателю.

Все в порядке у Кузяева и в сборной. «Он с первого дня был у нас в списке. Следили за ним, «Ахмат» нам давал информацию. Вот выбрали момент, когда его пригласить, и он начал проявлять себя. За счет всего понемножку», – сказал Станислав Черчесов в конце ноября.

Кузяеву явно доверяют: он сыграл во всех 5 осенних матчах (4 раза вышел в старте), а в играх с Ираном и Испанией поучаствовал в голах.

 

«Кузяев уверенно провел все три товарищеских матча, да и во время двусторонок очень заметен. По сравнению с играми за «Терек» Далер чаще пасует вперед, и брака в его действиях немного. Конкурент с российским паспортом у Кузяева, по большому счету, один – Александр Ерохин, поэтому Далер вполне может рассчитывать на место в основе», – писал я про новичка «Зенита» в начале июля. Игра Кузяева оказалась намного лучше всех ожиданий.

Но сам Далер остался таким же серьезным. Когда есть свободное время, он едет к отцу, с которым обсуждает каждый матч (номер в «Зените» Далеру тоже выбирал папа).

В начале осени Кузяева часто видели на синей ветке питерского метро. В ноябре он начал учиться на очном отделении аспирантуры экономического университета:«График позволяет – тренировки утром, а учеба только вечером. Спокойно совмещаю лекции с футболом. Я решил: пока есть возможность и я в Петербурге, почему бы не попробовать?».

Очень хочется, чтобы у такого парня получилось не только в России.

Фото: РИА Новости/Алексей Даничев; fc-zenit.ru; РИА Новости/Алексей Филиппов