8 мин.

TRUE за ПФЛ. Президент «Велеса»: 4 способа сделать ПФЛ лучше

Данный текст - вторая часть моих размышлений. Первая по ссылке:

TRUE за ПФЛ. Президент «Велеса» о том, что происходит во Втором дивизионе

Ниже приведу свои соображения на тему, что может помочь сделать лигу более привлекательной и реализовать намеченные планы.

 

1.     Предлагаю ограничить участие государственных (бюджетных) денег в расходах команды на сезон. Например, до 30 млн рублей. Напомню, что сейчас ПФЛ рассчитала среднегодовой бюджет около 60 млн рублей. Объясню какой подтекст у такого решения и какие могут быть последствия. Это некий аналог финансового fair play, который обязывает команды жить по средствам. А ещё более правильно это будет связать с потолком зарплат, который имеется в Североамериканских хоккейных и баскетбольных клубах.  Примерно 50% бюджета команды приходится на фонд оплаты труда. Сейчас экономически благополучные регионы могут себе позволить за счёт бюджетных средств более высокие зарплаты и премиальные, чем превращают соревнование в гонку вооружений. А когда в местном бюджете начинаются проблемы, то эти же клубы первые испытывают их с исполнением обязательств, и начинаются сложности, о которых мы часто слышим. Разумно было бы ограничить их расточительность на входе или подтверждать свои амбиции другими источниками притока средств. Я не против платить всем больше денег, нет. Но с прибыли. Надо не забывать, что клуб не зарабатывает. А кто же тогда будет играть при уменьшении зарплат? Ответ очевиден - Молодёжь. То, что лига и декларирует в своей идеологии. Только сейчас это выглядит как желание, а тут она получит это на практике. Самые большие контракты в основном у ветеранов, опытных игроков, тогда как молодые игроки идут в клубы с понижением зарплаты, ради игровой практики, карьеры, прогресса. У них ещё нет семей, детей, кому-то помогают родители, агенты. На что же город может потратить сэкономленные средства? На мой взгляд целесообразно их вкладывать в детско-юношескую академию и инфраструктуру. Я думаю мэру и горожанам будет приятно, когда на поле будут играть в основном воспитанники местной ДЮСШ. И конечно важное значение имеет инфраструктура. Вспоминаем здесь про нашего любимого болельщика и повышение зрелищности игры. Качество поля, комфортность трибун, наличие парковки, питание, торговая и коммерческая недвижимость - это и многое другое могут повлиять на посещаемость матчей. В таком случае стадион будет местом силы для данного города, который с понедельника по пятницу будет генерировать денежный поток от бизнеса, а в выходные работать как развлекательный центр, где можно будет проводить не только футбольные матчи, но и концерты и другие большие городские мероприятия. Клуб будет центром объединения людей, символом города и местной гордостью. В конце концов можно перенаправить часть средств и на благоустройство территории вокруг стадиона. Современный парк отлично впишется в любой части города, но около стадиона он будет выглядеть наиболее логичным. Требует обновления и дорожная инфраструктура, удобный въезд и выезд со стадиона, транспортные развязки при необходимости. Все это может показаться странным, ведь сейчас стадионы полупустые. Для кого все эти изменения нужны? Но я бы смотрел на это иначе. На месте мэра города я создавал бы среду, экосистему, в которой бы местным жителям было приятно проводить время, жить полноценной и насыщенной жизнью. И местный футбольный клуб вкупе со стадионом играет в этой экосистеме очень важную роль. Оптимизация и переалокация расходов заставляет менеджмент клуба заботиться и о привлечении частного капитала. Это вообще непаханое поле и может реализовываться в разных направлениях. Во-первых, если предположить, что клуб будет пользоваться большой популярностью у горожан то, для местного бизнеса будет престижно быть спонсором клуба. Во-вторых, это работа с местными девелоперами. Бизнес-центр или жилая застройка рядом с парком или стадионом, с учётом привлекательности локации, точно не останутся без своего клиента. А в дни матчей это ещё и дополнительный зритель на трибунах в пешей доступности. Причём я бы делал льготные условия по приобретению участков под стройку плюс строительство всех коммуникаций и дорог оставлял бы за счёт города. В-третьих, это розничная торговля. Можно создать отдельное пространство, фуд-корт например, (не путать с плодоовощным рынком), формат которого очень востребован для современного человека. Все эти околофутбольные упражнения, на мой взгляд, могут привлечь и болельщика на стадион и дать кумулятивный эффект развитию футбола в регионе.

 

2.     Во-вторых, продолжая движение в сторону привлечения частного капитала в футбол, я бы подумал о налоговых льготах в местный бюджет и преференциях для бизнеса в данном регионе. Частично я свои мысли на этот счёт озвучивал выше, но мне кажется было бы разумным привлекать бизнесменов в спорт не путём наложения определённых обязательств сверху, а путём создания благоприятной среды для ведения бизнеса или коммерческой выгоды от поддержки местного клуба. Я за коллаборацию города и частного капитала в построении успешного футбольного союза. Это реально осуществить в случае, когда мы имеем один город - один клуб. В случае с ПФЛ - это наиболее часто встречающийся кейс. В отдельных случаях, когда в поддержке клуба выделяется кто-то один из местных бизнесменов, как своим финансированием, так и желанием вывести клуб на другой уровень, на месте города, я считаю, было бы разумным передать контроль за управлением в руки данного бизнесмена и его команды, оставив за собой по сути контролирующую функцию. Я думаю, что возросший уровень ответственности и вовлеченности будет дополнительно стимулировать данного человека/компанию в достижении намеченной цели.

 

3.     Вовлечение местного болельщика в жизнь клуба. Здесь мне импонирует практика западных стран, таких как Испания, Португалия, Германия, где, особенно в небольших городах (аналог городов в нашей ПФЛ), распространена практика клуба болельщиков, каждый из которых может стать частью клуба, оплатив годовое членство. Это небольшой расход (примерно в пределах 50-100 евро в год) на человека, но за счёт большого количества (тысячи и десятки тысяч человек) даёт существенную прибавку в бюджет клуба. Давайте пофантазируем. Предположим, что мы живем в городе с населением 100 000 человек и наш клуб пользуется популярностью у населения. Каждый десятый житель города готов за 1000 рублей купить себе членство в клубе на год. Любовь к клубу будет стоить вам около 3 рублей в день. Терпимо на мой взгляд. А для клуба это 10 000 000 рублей дохода в год, что составляет пятую часть бюджета в среднем. Неплохо на мой взгляд. Идём дальше. Что даёт членство в клубе? Для начала это проход на домашние матчи, думаю самые лучшие места должны доставаться именно таким болельщикам. Учитывая, что вход на стадион на многих матчах ПФЛ свободный, это можно будет назвать платой за сезонный абонемент. В среднем вместимость стадиона команды ПФЛ несколько тысяч человек. В нашей идеальной картине мира мы уже сделали классный стадион со всей инфраструктурой, и на наши матчи пошёл болельщик. В таком случае можно даже предположить, что стадион должен заполняться целиком и мест на трибунах будет не хватать. Тогда у членов клуба будет преимущественное право на получение или даже приобретение такого абонемента на сезон. Дополнительно я бы сделал членам клуба скидки на клубную атрибутику, еду и напитки во время игр, парковку и тд. Думаю, к подобной программе лояльности подключились бы и спонсоры клуба. Для последних клуб болельщиков - это готовая CRM база для продвижения своих товаров, услуг и различных рекламных акций. Клуб болельщиков — это ещё и сообщество людей, объединённых, единой целью, вне зависимости от рода занятий и статуса. А это в свою очередь позволяет и найти новых друзей, и нужные знакомства и, возможно, решить определенные проблемы. И, наконец, клубу болельщиков можно дать определённую роль в управлении клубом, позволив влиять на ключевые решения в клубе. Оценивать работу генерального директора клуба, утверждать кандидатуру главного тренера, бюджет команды и тд. В России уже есть одна «народная» команда. Но по-настоящему «народной» команда может стать только тогда, когда народ не просто переживает за результаты команды, но и участвует в ее управлении.

 

4.     У ПФЛ должен быть свой призовой фонд. И распределяться он должен в зависимости от занятого места. Основными бенефициарами должны быть команды, занявшие первые места в своих дивизионах. В футболе часто встречаются такие термины как призовые за решение задач, подъёмные. Для команд, выигравших путевку в ФНЛ, должны быть подъёмные. Это реальный стимул просто бороться за первое место, что должно добавить конкуренции, а значит и интереса к чемпионату. Призовой фонд может формироваться из разных источников: грант от РФС, часть спонсорских контрактов с лигой, процент от букмекерских контор, принимающих ставки на матчи ПФЛ и др. Во многих европейских чемпионатах у команд второй лиги есть стимулы перейти в первую, потому что вырастает доходная часть для клуба, тогда как в России происходит совершенно обратное - при переходе из ПФЛ в ФНЛ вырастает расходная, что девальвирует саму идею победы в чемпионате и звучит как оксюморон.

 

В завершении хочу поблагодарить тех, кто прочитал весь текст до конца и надеюсь, он был вам интересен и не утомителен. Был план написать пару абзацев, но слово за слово, и Остапа понесло. Одной из моих задач перед началом выступления в профессиональном российском футболе было разобраться, как он устроен, функционирует и что в нем можно поменять в лучшую сторону. За все лиги говорить не имею права, потому что пока не имею банально понимания, но вот за ПФЛ уже могу - три года участия релевантный срок для системного анализа и определённых выводов.

С наилучшими пожеланиями, президент ФК "Велес", Евгений Шиленков