14 мин.

TRUE за ПФЛ. Президент «Велеса» о том, что происходит во Втором дивизионе

Данный текст был написан накануне исполкома РФС, на котором решение о расформировании зоны «Восток» Профессиональной футбольной лиги было отклонено. Я бы хотел поделиться с вами своими мыслями как человек, который три года является президентом футбольного клуба. Так как это лонгрид – я разобью его на две публикации. Первая скорее о проблемных зонах, а вторая (опубликую ее через два дня) о моих предложениях, как могла бы развиваться Профессиональная футбольная лига.

На прошлой неделе в Москве состоялось собрание клубов ПФЛ, на котором обсуждалась структура проведения Первенства ПФЛ в сезоне 2020/2021. Из данного проекта я узнал ряд любопытных фактов, которые меня заинтересовали в наибольшей мере и которыми я хотел бы с вами поделиться со своими комментариями. Отмечалось, что ПФЛ — лига развития, обеспечивающая преемственность между молодежным и профессиональным футболом. Ее деятельность нацелена на развитие клубов, игроков и тренеров, популяризацию футбола в регионах и создание конкурентного зрелищного спортивного соревнования. ПФЛ — опорная сеть профессионального футбола в России. Это буквально прямо по тексту. Цитирую: «Растём и вширь, и вглубь, поднимаем количество клубов, качество зрелищности, растим молодежь и двигаемся наверх все вместе и по отдельности». Мне нравится, а вам? Давайте разбираться по порядку, что происходит на самом деле в королевстве кривых зеркал.

Начнём с молодёжи. Ее наличие в команде, а вернее на поле, обусловлено правилом об участии не менее 2-х человек, которые не старше 21-го года. Это так называемые «лимитчики».  И тут сразу есть ряд моментов, которые хочется обсудить. Во-первых, сам возраст. Сложно назвать этот возраст «молодежным». Топовые европейские команды обладают большим количеством игроков, которые к этому возрасту уже раскрылись или находятся на подъёме. Они обеспечивают результат и пополняют трансферный бюджет клуба. Тогда как у нас, на уровне ПФЛ, очень часто встречается, что таких игроков на поле играет реально не более 2-х от команды и позиции, на которых они выступают, наиболее уязвимые в составе противника.  Грамотный тренер может использовать этот нюанс при подготовке к конкретной игре. Получается, что, если у тебя нет качественной академии, как например у «Чертаново», «Локомотива» или «Зенита», ты ищешь талантливую молодёжь по всей стране. Большая удача заиметь ее в своей команде. Мы сами сталкивались с такой проблемой в первые годы и видели аналогичную проблему у коллег по цеху. Особенно ярко это проявляется в командах, которые нацелены играть своими воспитанниками, однако, регион не располагает талантливыми выпускниками местной академии. Кроме того, за молодёжь нужно платить компенсации клубам, которые их вырастили. Небольшой взнос, который раньше рассчитывался по каждому игроку отдельно.  Сейчас же 150.000 за сезон и приглашай сколько хочешь. Но для отдельных клубов и это было проблемой.  

На мой взгляд, основная причина, по которой молодых футболистов играет мало – это целеполагание клуба, его руководства и тренерского штаба. Учитывая, что 90% команд являются представителями региональных столиц, больших, средних и малых городов, (опять же выдержка из проекта), а значит финансируются местными органами власти, то и отвечать за потраченные средства надо результатом. Как руководству клуба (либо главному тренеру) объяснить мэру, администрации или губернатору, почему их команда плетётся во второй половине турнирной таблицы, на неё не ходит болельщик (об этом поговорим отдельно), а деньги потрачены немалые, особенно в разрезе регионального бюджета. Тут сразу дополнительно встаёт вопрос и о собственном рабочем месте, и о выделении бюджетных расходов на следующий год, желательно в больших суммах для достижения результата и т.д. Учитывая менталитет взрослого человека, руководителя клуба или главного тренера, средний возраст которых около 45-55 лет, с доверием к молодым игрокам есть определенные проблемы. Часто можно услышать, что от молодежи можно ожидать чего угодно: отсутствие стабильности в игровом плане, неготовность к силовой борьбе, эмоциональной нестабильности и т.д. Получается, молодой игрок выходит на поле не потому, что на него рассчитывает главный тренер, а потому что обязывает регламент. Основная ставка в клубах ПФЛ делается на так называемых «ветеранчиков» в возрасте около 30 лет, с которыми не страшно выходить на поле желательно поигравших в ФНЛ. Если бы меня сейчас прочитал Эрик Тен Хаг, главный тренер «Аякса», он бы не понял про что я пишу. Но, к сожалению, или к счастью, уважаемый Эрик, я пишу про наше общее с Вами занятие – футбол. Молодёжь у нас в ПФЛ растёт и развивается, но не вся и не везде.

Я бы ещё добавил пару строк про агентов и их влияние на игрока и клуб. Способный «лимитчик» — это ценный актив для любой команды. И агент держится за такого футболиста, словно утопающий за соломинку. Понимая, что его игрок нужен клубу не менее, а может даже и более, чем клуб игроку, он старается подписать контракт практически без отступных. Зачем? Чтобы в случае интереса сорвать его из команды туда, где за него будут платить другие деньги. Например, в ФНЛ. Клуб является лишь промежуточной бесплатной площадкой для развития футболиста. Диктовать свои условия по рыночной компенсации такому игроку ты не можешь: агент просто уведёт игрока в другую команду, и ты снова будешь вынужден искать достойную замену. Это, конечно, обидно, но не смертельно. Если игрок дорос до высокого уровня в твоей команде, то пусть идёт дальше вверх, за него можно только порадоваться. Себе ты оставляешь только частичную компенсацию расходов по содержанию этого игрока в своём клубе (рассказчикам сказок о многомиллионных заработках на трансферах в ПФЛ большой привет) и ощущение о сопричастности к судьбе парня.

Есть проблема посерьёзнее. Зачастую в погоне за длинным рублем здесь и сейчас, агент, руководствуясь естественно лучшими побуждениями в отношении своего клиента, отправляет его в клуб, который сходу платит достаточно. Но при этом агент не учитывает следующие параметры: будет ли его футболист играть или его планируют запасным, стилистику игры данной команды/тренера, микроклимат, амбиции клуба, бытовые условия и т.д. Финансовый аспект может перевесить все остальные. И если не учесть какие-то нюансы или вернее, закрыть на них глаза, то может что-то пойти не так. Игрок может не заиграть или, что ещё хуже, перестать прогрессировать и потом найти команду ему будет намного сложнее. Обидно, когда карьера может сломаться на взлёте. Безусловно, агент нужен игроку. Без него сложно пробиться туда, куда хочется. Но можно в итоге попасть туда, куда не хочется совсем. И как президент клуба ты понимаешь, что у парня все есть, кроме нормального агента, но сделать ничего с этим не можешь. Получается связка игрок-агент — это как муж-жена. Либо повезло, либо нет. С одним только нюансом - влияние агента на молодого игрока может быть стопроцентным, а в обратную сторону почти нулевым.

Продолжаем. Помимо игроков и тренеров, согласно целеполаганию, в ПФЛ, должны развиваться и клубы. Давайте посмотрим, что у нас происходит с этим, основным пластом футбольной индустрии. Согласно статистике, взятой из этого же проекта, с 2003 года по сегодняшний день количество клубов сократилось с 93 до 62. На треть. С динамикой все понятно. Посмотрим теперь, что у нас происходит с географическим положением команд. Очевидно, что региональной экспансии не происходит. На Москву с Московской областью приходится около 15% всех клубов ПФЛ, а если добавить сюда ФНЛ и РПЛ, то получится все 20%. Здесь в очередной раз встают резонные вопросы: зачем Москве нужен ещё один клуб, например, «Велес», и где ему взять своего болельщика. В такой постановке ответить на него однозначно сложно. Но так уж получилось, что я родился в Москве, и центр моих жизненных интересов, как любят говорить в налоговых органах, тоже здесь. И с этим медицинским фактом поделать точно ничего нельзя. И хочется добавить, что смотреть нас на трибунах или в интернете, на наши игры и освещение жизни клуба, я считаю очень интересно. Об этом говорят и цифры по просмотрам домашних матчей (более 100.000 заходов в социальной сети ВКонтакте на каждой игре в среднем в этом сезоне), число подписчиков в социальных сетях (входим в топ-10 из всех клубов ПФЛ и ФНЛ ) и полученная награда от самой ПФЛ в первый сезон за работу с болельщиками.

Возвращаясь к географическому признаку добавлю, что на Востоке играет всего 6 команд в 4 круга между собой. Россия большая страна и перемещения по ней удовольствие не из дешёвых. Что же видит ПФЛ в этом направлении в ближайшем будущем? Есть два варианта. В одном из них остаётся 54 клуба, которые делятся на 3 дивизиона по 18 команд в каждом. Во втором варианте все клубы делятся на 4 дивизиона при сохранении нынешних 62 команд. Напомню, что в настоящий момент в ПФЛ играет 62 команды в 5 дивизионах. И в том, и в другом варианте, мы теряем группу Восток. Все клубы начинают больше путешествовать по России и очевидно больше играть. Это означает, что возрастают расходы в первую очередь на логистику, следом на проведение матчей и в конце концов на премиальные. С учётом того, что твой заработок в ПФЛ— это сэкономленные расходы, то новость не из приятных. Бюджеты всех клубов без исключения вырастут при неизменных других составляющих. ПФЛ аккуратно посчитала, что они вырастут на 5-10%, а реально на 25-35%, если не жонглировать цифрами и посчитать все по-честному. Следующий вопрос — спортивная составляющая. Сейчас в каждом дивизионе в среднем в районе 12-14 команд и твои шансы занять первое место немногим менее 10%. В случае если команд будет 16-18, то они приближаются к 5%. А ведь только первое место даёт право выйти в ФНЛ. Следовательно, вместо 5 клубов в следующем году на повышение в классе смогут пойти только 3 или 4, исходя из количества дивизионов. Учитывая возрастающие расходы при выходе в ФНЛ минимум в 2-3 раза, не все клубы пользовались такой опцией, побеждая в ПФЛ. И если чемпион дивизиона отказывался или не мог по каким-то причинам пройти лицензирование, то занявшая следом 2-ое место команда не имела возможности занять выйти. Тем самым состав ФНЛ снизу практически не менялся. С точки зрения самой системы проведения турнира и приведения ее к единообразию, я думаю, что это скорее плюс, чем минус, но это в идеальной картине мира, а не у нас, где финансовая составляющая играет серьезную роль. Можно резюмировать, что турнир станет понятнее, но тяжелее в различных аспектах. Что же, к трудностям нам не привыкать, а то, что нас не убивает, делает нас сильнее!

Хочется сказать немного о наших любимых болельщиках. Если я не ошибаюсь, то средняя посещаемость на матчах ПФЛ составляет в районе 600-700 человек. Это средняя температура по больнице. Понятно, что есть города, где ходит несколько тысяч. Единицы. А в целом так. При этом численность населения больших, средних и малых городов, где базируются клубы ПФЛ, в среднем более 100 000. Легко посчитать, что около 1% жителей посещает матчи своей родной команды. Для понимания в третьей Бундеслиге средняя посещаемость за последние 5 лет в районе 6500 зрителей.  А отдельные клубы с богатой историей, скажем «Кайзерслаутерн», имеют стадионы с вместимостью в районе 30 000 человек и заполняемостью 80-90%. При этом города, в которых они базируются, имеют численность сравнимую с нашими. Во Второй Бундеслиге, а тем более и в Первой Бундеслиге, статистика ещё более впечатляющая.  В Леверкузене на матчи местного Байера приходит каждый четвёртый житель города (посещаемость около 40 000 человек при населении 160 000 человек). Впечатляет, не правда ли? Нам о таких показателях ещё мечтать и мечтать.

Причин такого разрыва в показателях может быть несколько. Это и устаревшая инфраструктура, «нефутбольные» стадионы с беговыми дорожками и неудобными посадочными местами. Возникают вопросы с питанием на стадионе, парковкой и т.д. Качество полей оставляет желать лучшего. Уровень самой игры, ее зрелищность во многих матчах очень слабая. Опять же в угоду результату. Тут ещё накладывается проблематика ментального характера, а именно не устоявшаяся культура боления, обязательного похода на стадион всей семьей, отсутствует чувство сопричастности и вовлеченности на глобальном уровне к своему городу, району. Одним словом, тут у самой лиги в целом и каждого отдельно взятого клуба в частности работы непочатый край. Начать можно хотя бы с разрешения на рекламу и продажу пива - любимого напитка футбольного болельщика! Помимо зрителя на трибунах важно думать и о болельщиках, которые по тем или иным причинам не попали на стадион. Я говорю про интернет-трансляции. Красивая качественная картинка с интересным комментарием может отчасти заменить реальное присутствие на игре. Важно думать и поддерживать связь с болельщиком и вне футбольных событий через онлайн-поддержку, особенно в соцсетях. Мы на своей практике реализовали уже достаточное количество разнообразных кейсов по работе со зрителем: от уроков физкультуры в школах до съёмок сериала про команду.  Уверен, продолжим работать в этом направлении и дальше.

Мы дошли до моего любимого и возможно основного вопроса в разрезе построения успешного футбольного клуба. Финансового. Ведь очевидно, как у нас любят говорить, клуб с большим бюджетом способен решать самые высокие задачи. И это правда. Как очевидно и то, что клуб не общественно-благотворительная организация и живет на какие-то деньги, а не на добровольных пожертвованиях. Что нам говорит по этому поводу ПФЛ? Согласно вышеописанному проекту о проведении соревнований в будущем сезоне в нем сказано, что среднегодовой бюджет клуба в текущем сезоне составляет 55 млн рублей, в будущем составит 60 млн рублей. С первой цифрой я скорее соглашусь, вторая точно спорная. Я уже писал выше, что в моих расчетах увеличение бюджета на  25-35% по сравнению с этим сезоном . Для полноты картины могу добавить, что бюджеты клубов, претендующих на первое место, могут быть выше на порядок. Это видно и по командам, вышедшим в ФНЛ летом, такая же картина рисуется и сейчас. С расходами вроде все понятно. А как насчёт доходов? По этому поводу в проекте проведения соревнований не сказано ничего. От слова совсем. То есть понимается, что по умолчанию вы должны иметь эти средства, а вот о том, чтобы получить их обратно - об этом вам даже думать запрещено. Учитывая, что 90% клубов бюджетных, ещё и советуют идти за деньгами туда, в местные бюджеты, как будто они резиновые или профицитные. Одним словом, расти, развивать и создавать качественный продукт хочется, за чей счёт понятно. Странно то, что об отсутствии возвратности инвестиций нигде не упоминается. Подобный подход на мой взгляд точно не повышает эффективности от проделанной работы, где-то даже наоборот является тормозом развития лиги и клубов. Он является противоестественным по природе для любого хозяйственного субъекта, коим точно является профессиональный футбольный клуб. У самой лиги дела с доходами обстоят явно получше.  Участие в Первенстве ПФЛ стоит 850 тысяч рублей для каждой команды. Помножим это на количество всех клубов лиги, добавим к этому спонсорский контракт с букмекерами и возможные трансферты от РФС. Получаем сумму, точно превышающую расходы среднестатистического клуба ПФЛ. Это деньги, идущие на в основном на организацию и проведение турнира в целом. Расходы на проведение самих матчей, включая судейство, остаются на самих клубах. ПФЛ не жирует, но по крайней мере ей точно хватает денег на существование. И не уверен, что хватает на развитие. И при вышеописанном подходе не удивительно почему.

Хотелось бы объяснить, что я пишу это все не для того, чтобы набрать вистов на критике ПФЛ. Я думаю, что в самой лиге тоже не хлопают в ладоши от текущей картины. Есть много вопросов и проблем, которые требуют решения. Во-первых, у лиги есть свой болельщик, которому точно не безразлично, что происходит с командой его родного города.  Он должен знать больше о турнире, в котором она играет и планирует играть. Во-вторых, это интересно мне. Интересно в разрезе финансов. Поскольку я стремлюсь быть эффективным менеджером, то мне кажется естественным и необходимым условием возвратность твоих инвестиций. Это даёт понимание с позиции результата твоей работы, твоих усилий. Это как гол в конце красивой комбинации или выигранный матч после 90 минут тяжёлой работы на поле. И добавляет стимула вкладываться дальше и больше в тот продукт, который ты делаешь. В противном случае это девальвирует саму идею любого проекта и усилия, направленные на его осуществление. И потом мне не все равно. Я понимаю, что не поменяю мир, но могу создавать пространство вокруг себя таким, каким я хочу его видеть. И, я надеюсь, оно нравится тем, кто в нем находится. И, возможно, вам, как читателям или болельщикам, оно тоже нравится, и вы хотели бы каких-то изменений в своём клубе или системе в целом. И система тоже, на мой взгляд, хочет и готова меняться. Она прямо кричит об этом. ПФЛ сама уже хочет и выглядеть иначе. Но одного желания мало. Так давайте ей поможем.

Продолжение следует...