7 мин.

Владимир Абрамов: В 18 лет Панюков зарабатывал в «Динамо» 250 тысяч долларов

Бывший агент, работавший когда-то в "Совинтерспорте", рассказал о своем сотрудничестве с нападающим "Урала" и отношении к натурализованным игрокам сборной России.

Владимир Абрамов. Фото Валентин Симонов

Владимир Абрамов. Фото Валентин Симонов

- Когда-то я вел дела Феди Черенкова, Сережи Родионова, Валеры Сарычева… Да многих! Через меня прошло более ста футболистов. В основном ровесники или чуть моложе. Мы были на "ты", говорили откровенно на любую тему. Когда же игрок начинает смотреть на тебя, как на дедушку (Абрамову - 62, прим. А.К.), это приводит к утрате доверия, потому что отсутствует связь времен. Плюс я привык беседовать с футболистом тет-а-тет, без родителей. А вот в случае с Андреем Панюковым, которому помогал пять лет, все общение шло не столько с ним, сколько с папой и мамой.

– Где вы Панюкова нашли?

– Интересная история. Друг с дачи ехал. У обочины машина на "аварийке", рядом мужчина и женщина. Притормозил: "Что случилось?" – "Да вот, сломалась. До Москвы подбросите?" – "Садитесь". По дороге разговорились. Они рассказали про сына, который играет в школе ФК "Москва". Мальчишке 15 лет, на хорошем счету, но клуб разваливается, всех разгоняют. Люди в растерянности. Друг посоветовал ко мне обратиться. Так я познакомился с родителями Андрюши Панюкова.

– Пристроили парня в "Динамо"?

– По блату в футбол не играют. Помочь, рекомендовать – другое дело. Позвонил Косте Сарсания, в ту пору спортивному директору клуба. Тот дал указание селекционерам. Сначала пару матчей с участием Панюкова посмотрел Эрик Яхимович, затем Саша Бокий. Оба переход одобрили, и Андрюшу зачислили в динамовскую школу. С загибающейся "Москвой" финансовые вопросы решили.

– Сколько "Динамо" заплатило за Панюкова?

– Размер компенсации определял Москомспорт. Сумма получилась небольшая, в районе 300 тысяч рублей. Уже через год Панюкова перевели в дубль, стал лучшим бомбардиром молодежного первенства. В 17 лет в Лиге Европы против "Штутгарта" вышел на поле, пусть и на 15 минут, заменил Кураньи. А потом…

– Что?

– Очень трудно заиграть в команде, где много дорогих футболистов. К 18 годам Андрей подписал хороший контракт, зарабатывал 250 тысяч долларов в год.

– Ого!

– Это для нас с вами "ого". А в том "Динамо" – мизер. Панюков считался самым дешевым игроком. Такой всегда может посидеть. В первую очередь надо ставить тех, кого купили за большие деньги.

– Зарплата Кураньи в "Динамо" – 5 миллионов евро?

– Или четыре с половиной. Но Кевин стоит особняком. Топ-форвард, отвалить за него пришлось бы минимум 10 миллионов. А Сарсания подписал Кураньи на правах свободного агента. В таких случаях часть трансфера включается в зарплату игрока. Хотя клубы делать этого не любят.

– Почему?

– Обрекаешь себя на нехилое налоговое бремя. А трансферы налогом не облагаются. Другой важный момент – неизбежно возникает разрыв в зарплатах футболистов. В том же "Динамо" ведущие игроки – Воронин, Семшов, Самедов получали 2-3 миллиона, а тут у человека на порядок больше. Чтоб к этому отнеслись с пониманием, не вспыхнул бунт в раздевалке, Сарсания провел с лидерами команды беседу, объяснил, откуда вилка.

– Мы о Панюкове недоговорили.

– Силкин подтянул его к основе, сказал: "Андрюша, я на тебя всерьез рассчитываю". Но тренеру быстренько объяснили, что погорячился. Летом 2012-го Силкина сменил Петреску, а тот вообще… Андрей долго ждал своего шанса. Наконец в кубковом матче с "Химками" выпускают во втором тайме при счете 0:1. "Динамо" выигрывает 2:1, победный забивает Панюков. На следующий день в Новогорске Петреску выстраивает команду, указывает на Андрея: "Вот с кого нужно брать пример! Парень отлично тренируется, вчера здорово вошел в игру, помог команде выйти в четвертьфинал. Такие ребята и будут у меня играть!"

– Молодец какой.

– Ага, "молодец". Сказал – и усадил в глухой запас. Больше при Петреску на поле не появлялся. Андрей был убит таким отношением. Помню, разговаривали, пытался успокоить, а у него в глазах слезы… Единственной отдушиной была молодежная сборная, за которую регулярно забивал. Мне особенно врезался в память матч с Болгарией.

– Чем же?

– Середина второго тайма, 0:0. Болгары давят всю игру, вот-вот дожмут. Андрей выходит на замену. Но центрфорвард – человек зависимый. Если от полузащиты поддержки нет, ты в сложном положении. Исполняешь дурака. Да еще два жеребца постоянно дышат в спину. Андрей стоит-стоит, мяч до него даже не долетает. Тогда смещается на фланг, подбирает отскок и ускоряется. Накручивает пятерых, включая вратаря, закатывает в пустые. Наши побеждают 1:0. Коля Писарев, который тренировал молодежку, влюбился в Панюкова. Хоть и не было в "Динамо" практики, продолжал доверять. Правда, тут свои нюансы.

– Это какие же?

– Есть интересы других клубов. "Спартака", ЦСКА, "Локомотива". Там тренерам дубля по итогам года выплачивают бонус – когда их игроки попадают в молодежную сборную. Писареву начинают звонить, давить со всех сторон, мол, пацан талантливый, уже под основой, но ты не вызываешь… А Панюков-то в "Динамо" на лавочке. Это дополнительный козырь, чтоб его убрать.

– Так и не заиграл в "Динамо".

– В 2014-м команду возглавил Черчесов. Мы давно знакомы, отношения хорошие. Я сказал: "Стас, обрати на мальчика внимание. Все говорят, что на тренировках – лучший, а он третий сезон на "банке" чахнет".

– Прямо лучший?

– Ну а что? Молодой, быстрый, выносливый. Не пьет, не курит, по барам не ходит. У Андрея одна проблема – склонен к полноте. Его надо все время держать под нагрузкой, как скаковую лошадь. Когда же долго не играет, на нервной почве начинает есть сладкое и набирать вес.

– Как на вашу просьбу отреагировал Станислав Саламович?

– "Не волнуйся. Если парень талантливый, шанс у него будет". Но и при нем не сыграл ни минуты!

– Печально.

– А ситуация с Ари? Вот почему в товарищеском матче с Германией играл он, а не Чалов? Если спросить Черчесова, наверняка услышим: "Я хотел победить, всегда ставлю лучших. На данный момент лучший – Ари". Но я скажу – лукавство.

– Почему? Может, действительно так считает?

– Тогда давайте еще пяток бразильцев натурализуем – как в мини-футболе… С моей точки зрения, появление Ари в Лейпциге – это политика. Сигнал Западу, что мы соответствуем европейскому мышлению. В сборных Англии, Франции, Голландии темнокожих футболистов полно (казалось бы, причем тут Погребняк (А.К.). Даже Германия в матче с нами четверых задействовала! Вот и мы должны не то что бы подыгрывать – скорее, показать, что не замыкаемся в своей парадигме. У Стаса есть дар – схватывать веление времени. Держит нос по ветру, правильно понимает задачу, которую дают сверху. Меня-то в натурализации смущает одно.

– Что?

– Возьмем Гильерме. Освоил язык, читает русских классиков, книги о российской истории. Да многие наши футболисты о ней столько не расскажут! Помните Владимира Ивановича?

– Перетурина?

– Даля! Его слова: "Русский человек – тот, кто любит Россию, живет в ней, думает по-русски и изучает русскую историю". Гильерме под эту формулировку подходит. Ари – едва ли.

– А Мариу Фернандес? 

– Тоже. Оба – прекрасные футболисты. Но по-русски не говорят, об истории нашей страны не имеют ни малейшего представления, ни Толстого, ни Достоевского не читали. Вот что меня задевает. Когда Валере Сарычеву предложили корейское гражданство, он полтора года потратил на изучение языка, сдавал экзамен и 40-минутный тест на знание местной культуры, традиций, истории. В итоге получил паспорт с новой фамилией – Шин Уй Сон. В переводе – Рука бога.

Источник