18 мин.

«Люди говорят моей жене — да Базелюк спился!» - откровенное интервью Кости Базелюка

6 лет назад Базелюк был лучшим молодым футболистом России, но после этого его карьера пошла по наклонной. Петраков обвинил в отсутствии характера, Григорян назвал трусом, а родной ЦСКА отказался от него в тот момент, когда нападающих не было вообще. В интервью клубной пресс-службе Костя вдохновляется карьерой Заболотного, вспоминает разъярённого Акинфеева и рассказывает, как впервые попробовал алкоголь в Хабаровске.

«Купил машину, играть теперь не надо, да?»

- Перед матчем с «Авангардом» тебе вручили приз лучшего игрока СКА прошлого сезона. Согласен с мнением болельщиков? Для тебя самого это был хороший сезон?

- Скомканный. Начало получилось хорошим – в первом туре забил два «Армавиру». Думал, дальше будет только лучше, но что-то пошло не так. Наверное, у меня в голове в первую очередь. Зациклился на том, что мне нужно забить и сам себя «сжирал» - это моя главная проблема. Потом пришёл Евсеев и по началу всё тоже было неплохо – забил в первой же игре на кубок, потом сразу на выезде «Авангарду». Кроме того, Евсееву помогал Гришин, с которым я прекрасно знаком по молодёжке ЦСКА. Только почувствовал эмоциональный подъём и тут же получил травму колена. Получается, всё, что накопил, рухнуло в яму – пришлось начинать сначала. На сборах тоже не очень хорошо проявил себя, мало что получалось, эмоционально плохо себя чувствовал. С приходом Николаича (Поддубского – прим. пресс-службы) меня отпустило, расслабило в игровом плане, начало что-то получаться. Если брать сезон в целом, то он неровный. Не хорошо, но и не плохо. Забил 7 голов, отдал две передачи. Не знаю… Для нападающего – это ни о чём. Я рассчитывал на большее. Ну а по поводу выбора болельщиков – я хорошо провёл весенний этап. Наверное, это им и запомнилось.

- Ты говоришь, что тебе присуще «самоедство». Больше страдаешь от него во время матчей или после них?

- Бывает, чувствуешь, что команда уверена в тебе, играет на тебя, и тогда сам воодушевляешься. В том же дубле ЦСКА при Гришине у меня по началу тоже не получалось особо забивать – максимум 5 голов за сезон. А потом как-то пошло – забил и пацаны начали в меня верить. Я за 9 игр наколотил 14 мячей и меня перевели в основу. Замечаю за собой проблему – если в одной игре забил, обязательно надо закрепить это в следующей. А если не забиваешь, начинаешь сожалеть об упущенных моментах. Хладнокровия мне не хватает, начинаю зацикливаться на этом и в самый ответственный момент что-то не получается.

- Выходит, вера и поддержка главного тренера тебе жизненно необходимы?

- Да, когда тренер объясняет тебе что-то, подбадривает постоянно – это очень важно.

- Так стало при Поддубском?

- Тогда как будто с плеч что-то упало, я словно перезагрузился. Когда объявили, что Николаич будет главным тренером, я сразу настроился на позитив и пошло-поехало.

- Тебя любят хабаровские болельщики, при Алексее Поддубском ты снова заиграл, и он был лично заинтересован в тебе, но летом ты всё-таки перешёл в «Мордовию». Дело только в географии?

- Саранск гораздо ближе к Москве. Пообещали, что всё будет стабильно. Сказали, да, задержки есть, но в итоге всё отдают. Плюс, будем играть на новом стадионе. Наобещали много чего, а по факту всё получилось совсем не так.

- Когда ты понял, что из Саранска надо уезжать?

- Первый звонок прозвучал, когда меня не заявили в первом туре из-за запрета на регистрацию футболистов. Уже тогда я подумал, что что-то не так.

- Ты сам позвонил Поддубскому?

- Агент предлагал мне другой вариант. Я сказал, подождите, я сначала позвоню Николаичу и, если я ему нужен, то поеду в Хабаровск.

- Агент предлагал вариант из ФНЛ?

- Да. И этот вариант был на более выгодных условиях.

- Почему выбрал Хабаровск?

- Я чувствовал, что надо ехать в Хабару из-за команды, из-за тренера. Конечно, есть огромный минус – это перелёты. Я так устал от них. Это очень тяжело. Я со своей женой вижусь только когда она приезжает ко мне в аэропорт в Москве. По часу – два максимум.

- В Хабаровск она не хочет переехать?

- Она работает в Думе на хорошей должности. Не хочу быть эгоистом – едь со мной, сиди в квартире, никак не развивайся и просто жди меня.

- 2013-й год. Твой дебютный матч за ЦСКА в Премьер-Лиге против «Ростова». Ты выходишь на замену и через две минуты забиваешь победный гол. Тебя сразу начинают называть надеждой российского футбола и прирождённым бомбардиром. Признайся, в тот момент голова закружилась?

- Вообще нет. Многие говорили тогда, вот, Базелюк такой пафосный, с таким лицом ходит. Вот даже сейчас мы просто прогуливаемся, и ты можешь по моему лицу подумать, что я чем-то недоволен или я весь такой в порядке. Так многие думают. Один раз мне «напихали», что я и ещё два известных нападающих (не буду говорить кто, один из них блогер сейчас) считаем себя самыми крутыми. Хотя я так вообще никогда не думал. Откуда берутся эти слухи? Люди говорят моей жене – да Базелюк спился! А я ведь алкоголь ни разу в жизни не пробовал. Как люди могут обо мне такое рассказывать? Помню, после чемпионства с ЦСКА я у Жоры Щенникова купил машину за полтора миллиона рублей. Я эти деньги сам накопил, причём начал откладывать ещё очень давно. Все сразу начали говорить – вот, у него такая крутая машина, всё, он поплыл. Старшие «пихали» - ты такой молодой, а уже такую тачку купил.

- Футболисты?

- Да, Березуцкие. Говорили, купил машину, играть теперь не надо, да? А я ведь так не думал. Мне было вообще всё равно – ну машина и машина. Что изменилось? Люди просто завидуют – у них в моём возрасте такого не было.

«В ЦСКА мне просто не повезло со временем»

- По итогам сезона 2013 ты получил награду лучшего молодого футболиста России. Наверняка тогда думал, что впереди сборная страны, Лига Чемпионов…

- В следующем сезоне я выходил на замену по 5 минут, ещё и травма была. Там в сумме за сезон 300-400 минут – ну это вообще смешно. В статистике указано, что я провёл 20 матчей и забил 2 мяча. И мне потом говорят – тебе давали шансы, у тебя было 20 матчей. Я думаю, это даже за шансы считать не стоит. Хотя… Вон, тот же Шапи выходит в концовках и забивает. Думаю, мне просто не повезло со временем.

- Сейчас бы тебе было проще закрепиться в ЦСКА?

- Конечно. Я ни в коем случае не умаляю заслуги Чала, но ему немного повезло. Когда я играл, были Вагнер Лав, Муса и Думбия. И даже когда Муса не забивал, его всё равно ставили – он же денег стоит. Конечно, где-то я сам виноват – это сто процентов. Не может быть, что все такие плохие, один я хороший.

- У тебя есть к себе претензии?

- Значит, надо было больше трудиться. Хотя я итак отдавался полностью. Наверное, по моему лицу это было не видно. Может быть надо было просто ходить, улыбаться, а я постоянно был хмурый, с такими огромными бровями как у Брежнева. Все думают, что я вечно недовольный, что этот молодой совсем … [офигел].

- Так почему ты с таким видом ходишь?

- Отец говорит – рожа у тебя такая (смеётся). Как рожу свою сделаешь, потом жить не хочется (смеётся). Если мне что-то не нравится, я не могу это скрывать. Если я ходил недовольный, то я был недоволен собой, злился из-за того, что не играю.

- Петраков и Григорян обвиняли тебя в отсутствии характера. Есть что им ответить?

Петракову я ничего не буду отвечать, а с Григоряном мы уже всё обсудили. Я понимаю, почему он так сказал – чтобы задеть меня, чтобы я начал злиться. Он хорошо меня знает. Просто ему не нужно было говорить об этом в СМИ. А так я никакой обиды на него не держу.

- Среди болельщиков ЦСКА долго ходили слухи о том, что Слуцкий, Шустиков и Онопко чуть ли не нянчились с тобой и водили за руку по полю во время тренировок…

- Викторыч (Слуцкий – прим. пресс-службы) нет. Мне кажется, мою работу со Слуцким можно разделить на два периода – до того, как я начал играть в основе, и после этого. Сначала он прям суперски ко мне относился – ходил со мной, рассказывал где, что и как нужно делать. А потом он словно охладел – ну есть я и есть. Про Шустикова, царствие небесное, могу сказать только самое лучшее. Он после тренировок специально оставался со мной, выполнял мне подачи.

- Холод со стороны Слуцкого связан с теми разговорами, что ходили о тебе среди старших товарищей?

- Как ты что-то докажешь человеку, который сыграл 500 матчей за ЦСКА? Если он скажет, все будут верить ему, а не мне. Я же молодой. Вот Петраков сказал про меня и теперь все так думают. Григорян сказал – все ему верят.

- Тебе тяжело было в те моменты, когда на всю страну тебя называют трусом?

- Да, очень тяжело. И моему отцу тоже тяжело было. Это была прям яма.

«Отправили тебя в ссылку, вот и живи там, на краю Света»

- Впервые ты попал в СКА в сезоне 2015/2016. Причём тем летом тебя сначала взяла в аренду «Кубань», но потом отказалась. Был просмотр в «Крыльях», попытка договориться с «Балтикой», но в итоге далёкий Хабаровск. Что за безумное межсезонье для тебя?

- Ой, с «Кубанью» вообще была сумасшедшая история. Тогда краснодарцев тренировал Хохлов и он был заинтересован во мне. Они собирали молодую перспективную команду, и я пошёл в аренду с правом выкупа. Еду на сборы, хватаю вирус, валяюсь с температурой 40. Только начал поправляться, делать пробежки, ко мне подходит Хохлов – Кость, а ты подписал контракт? Я говорю, конечно. Как бы я сюда поехал? Он – мне позвонили с клуба, сказали, чтобы ты возвращался в Москву, ты нам не нужен. Оказалось, там сменилось руководство, которое затем привезло в «Кубань» Павлюченко и Аршавина. Мне даже тренироваться не разрешали.

- И ты поехал в «Крылья»?

- Да, провёл там одну тренировку. Бельгиец Веркаутерен поставил меня левым полузащитником, а остальные дни я тренировался с дублем. Это даже просмотром сложно назвать. Потом был вариант с «Балтикой», но они не смогли заявить меня из-за запрета на регистрацию игроков. Я вернулся в Москву и у меня остался выбор – дубль ЦСКА или лететь в Хабару.

- Ехал в Хабаровск как в ссылку?

- (смеётся) Да. Первый месяц все так и шутили – отправили тебя в ссылку, вот и живи там на краю Света. Было бы идеально, если бы эта команда, с этими людьми была поближе к Москве, где-нибудь в европейской части России. Все мои друзья живут по московскому времени, а здесь ты живёшь как будто на Марсе.

- Аренды в Португалию и Чехию тебе что-нибудь дали?

- В Чехии был так себе опыт, а вот в Португалии я сам сглупил. Надо было цепляться и оставаться там, но я снова захандрил. Был один в чужой стране, другой язык, другой менталитет. Там были и хорошие моменты, я играл в основе против «Бенфики», забивал, но потом потерял место в составе и опять начал себя «подъедать». Так же было и в Чехии.

- Тяжело было общаться с иностранцами в команде?

- В «Эшториле» было много бразильцев, которые по-английски почти не разговаривали и общаться с ними было сложно. Открытых конфликтов не было, разве что один раз там покипешивали.

- Что за кипеш?

- Один молодой бразилец некрасиво себя вёл и меня это взбесило. Он громко подшучивал над кем-то из персонала, и все смеялись. Решил ему высказать.

- В последние годы у ЦСКА вечные проблемы с нападающим. Даже номинальный опорник Вернблум играл на острие. Ты думал о том, что можешь помочь родной команде, а тебе просто не доверяют?

- В ЦСКА на меня не рассчитывали. Ещё когда я только в «Торпедо» уехал, мне говорили, что обратной дороги тебе не будет. Они купили молодых Страндберга, Алиева, и я уже понял – всё, ладно. Наверное, я им не нравился.

«В нашем футболе достаточно забить 5 голов, и тебя заберут в ТОП-клуб»

- Этим летом у тебя закончился контракт с ЦСКА. Для тебя это был грустный момент?

- Конечно, мне обидно, что так получилось с ЦСКА. Хотя всё так хорошо начиналось… Но я думаю о том, что ещё не всё потеряно. Я могу ещё вернуться туда. Взять хотя бы Антона Заболотного, с которым мы общаемся ещё со школы. Он большой молодец – поднялся со второй лиги в РПЛ, забивал за «Тосно», ушёл в «Зенит». Его пример – ещё одно подтверждение, что в нашем футболе достаточно забить 5 голов и тебя заберут в ТОП-клуб. Сегодня ты …. [плохой], а завтра ты молодец.

  Антон Заболотный

- То есть обиды на ЦСКА у тебя нет? Хотел бы туда вернуться?

- Конечно, если бы мне предложили выбор между ЦСКА и любым другим клубом, я бы выбрал армейцев. Я хочу туда вернуться. Я там рос как футболист, меня там воспитали. ЦСКА остаётся моим домом.

- Правда, что Акинфеев говорил, что у тебя удар как у Халка?

- Да, говорил, что мне просто надо попасть в створ и всё. Он даже пару раз психовал во время тренировок. Я играл в команде Игнашевича и как зарядил Игорю с линии вратарской под перекладину! Акинфеев сразу начал на меня орать, а Игнашевич говорит «не слушай его, всё нормально».

- Как можно орать за то, что нападающий забивает гол?

- Ну можно было аккуратненько закатить в угол, а я как дал со всей силы. Я ему сказал, что по-другому я не мог ударить, потому что он перекрыл все ворота.

- Твоя мама наполовину гречанка. Что тебя связывает с Грецией?

- Я родился в селе Витязево Краснодарского края. Раньше это место считалось греческим посёлком и там было много греков. Даже не знаю, откуда они там появились. Одно время меня через знакомых хотели пристроить в греческую команду и даже сделать двойное гражданство. Играть в Европе с греческим паспортом было бы супер.

- Сам бывал в Греции?

- Нет, ни разу не был. Только на Кипре.

- А с языком знаком?

- Ой, раньше знал что-то. Сейчас помню только, что «ясу» - это «привет». У нас в школе был греческий язык, но я его не изучал, выбрал французский. Мама раньше понимала на греческом, что-то говорила, но сейчас уже тоже всё забыла. Так что из меня такой грек…

- Ну, кстати, внешне, может быть, что-то есть…

- Это из-за больших бровей (смеётся)

«Головин защитил меня, стало приятно»

- Во времена ЦСКА говорили, что ты каждый день часами играешь в компьютерные игры и что это отвлекало тебя от футбола. Ты же ведь так не считаешь?

- Это чистый бред. Нужно же было что-то обсуждать. Я просто не мог представить, что я включу стрим и потом меня за это будут…. [опускать] – иди лучше тренируйся. Пошли эти комментарии: «Базелюк строит геймерскую карьеру, футбол ему не нужен». У нас так всегда, это наш менталитет. Смотрел сейчас как Головин играл со стримером и вспомнил про меня. Даже защитил меня немного, приятно стало. Сашу спросили, не хочет ли он стримить? Он ответил, что в нашей стране это вообще не вариант. Я ведь начал стримить, чтобы заниматься благотворительностью. Хотел закинуть на счёт 50-100 тысяч рублей, а остальное чтобы зрители отправили. Мы бы играли, общались, а вырученную сумму передали какому-нибудь детскому дому. После стрима с известным фифером Кефиром мне начали писать всю эту ерунду, что Базелюк только и может, что сидеть за компьютером, тренироваться не хочет, ничего не хочет… С тех пор это приклеилось за мной. Куда не приду – о, ты целыми днями в компьютер играешь, геймер… А я просто иногда сижу за компьютером, могу поиграть с пацанами. Я один никогда не играю и делаю это только для того, чтобы убить время. Могу 3-4 часа поиграть, ну 5, когда в азарт входишь – и всё. Иногда смотрю видео, кино, стримы. Вот сейчас я приду домой – что мне делать?

- В фифу играешь?

- Нет, в футбол вообще не играю. Ну сейчас вот выйдет новая FIFA, я сделаю предзаказ. Немного поиграю и надоест.

- Ты говорил, что никогда не пробовал алкоголь. Откуда такая принципиальная позиция?

- В прошлом году в первый раз попробовал пиво. У меня такое табу – я никогда не буду напиваться. Максимум, что я могу себе позволить – это 0,5 литра пива после игры. Пацаны мне постоянно говорят: «Вот, База, ты не пьёшь, поэтому не забиваешь». Я могу выпить, чтобы после матча никаких негативных мыслей в голову не лезло, чтобы отпустило, ну и в лечебных целях. Гвардиола же разрешал в «Баварии» выпивать футболистам 1-2 бокала пива.

- То есть ты в первый раз алкоголь в Хабаровске попробовал?

- Да, полгода назад, в 26 лет уже (улыбается). Если честно, так и не понял, в чём прикол. Да, может, мысли немного отпускает, но чтобы из-за этого куда-то специально ходить, напиваться в барах…Я этого не понимаю.

«Костя, про тебя мне такое понарассказывали…»

- О чём сейчас мечтает некогда лучший молодой российский игрок?

- Вернуться обратно в Премьер-Лигу (улыбается). Понятно, что от меня всё зависит. Будешь забивать – заберут.

- Почему обязательно «заберут»? Ты нигде не забивал так много, как в Хабаровске, причём возвращаешься сюда уже в третий раз. Может, твоя команда – это именно СКА и нужно уже отбросить эти метания?

- Я буду только рад, если мы выйдем в Премьер-Лигу. Вернуться туда со «СКА-Хабаровск» было бы вообще идеально. Но я говорю про будущее. Ты спросил – мечта? Вот я хочу играть в российском ТОП-клубе.

- У тебя у самого есть объяснение, почему в СКА ты забиваешь больше, чем где-либо?

- Здесь верят в меня. Иногда любят, когда забиваю.

- Тебя не бесит, что вокруг фамилии Базелюк в последние годы очень много негатива? Мне кажется, некоторые клубы и тренеры просто не хотели с тобой связываться из-за твоей плохой репутации.

- Есть такое. Меня это очень сильно напрягает. Люди не знают меня лично, а делают какие-то выводы. Когда я в 2015-м году в первый раз пришёл в СКА, ко мне подошёл Григорян и говорит: «Костя, про тебя мне такое понарассказывали, хотя по факту ты совсем не такой». То есть он не знал меня и ему успели наговорить, какой я плохой человек. У нас же в стране всегда так – один «специалист» сказал, и ему все верят. После этого на тебе весит это клеймо – у него такой плохой характер, с ним тяжело. Помню, Удя (Игорь Удалый – прим. пресс-службы) мне рассказывал: «Вот, База, мы думали, сейчас приедешь, типа в Лиге Чемпионов поиграл, будешь ходить, рассказывать, а ты нормальный пацан».

Роман Игнатик