10 мин.

Алан Касаев: «Каждый матч – битва насмерть»

Борьба, Реутов, «Алания»

 

- Алан, расскажи о своих первых шагах в футболе.

- В Северной Осетии два вида спорта – борьба и футбол. Первое время я занимался вольной борьбой, да и отец хотел, чтобы я стал борцом. Но мне всегда больше по душе был футбол. В определенный момент пришло время принять самостоятельное решение: я записался в школу «Алании». А в 15-летнем возрасте перебрался в «Титан» (Реутов) к Юрию Фарзуновичу Газзаеву. После этого дела уже пошли по нарастающей: «Шинник», «Зенит», «Алания»… У меня не было, как у многих футболистов, резкого скачка или старта карьеры уже в большом клубе. Но я доволен, как все сложилось. Хотя и неправильно так говорить, потому что, дай бог, у меня как у футболиста еще много времени.

- Когда пришло осознание того, что жизнь будет связана с футболом?

- Еще до того, как стал заниматься в спортивной школе, я, можно сказать, жил этой игрой. Ходил на матчи «Алании», внимательно следил за действиями футболистов. Многие мальчишки мечтали вырасти в профессионалов и выступать за «Аланию». Но это была мечта. А в реальности осознание пришло, когда позвали в Реутов. Я тогда учился в десятом классе. Было сложно уезжать из Осетии. Как сейчас помню, родители переживали. Но справился.

- В 20-летнем возрасте ты оказался во Владикавказе, побывав к тому времени в Реутове, Ярославле, Санкт-Петербурге. Можно сказать, что ты сам себя сделал как футболист?

- Да, меня побросало по России. Но я ни в коем случае не хочу себя как-то выделять. Все футболисты сделали себя сами трудом и усердием.

- Родители поддерживали твои футбольные стремления?

- Да, конечно. Прекрасно помню, как они помогали мне в детстве, а ведь не было никаких условий и возможностей. Не хватало денег ездить на футбольные турниры, и отцу приходилось занимать. И таких примеров масса. Слава богу, что все поменялось в лучшую сторону. И от этого еще сильнее начинаешь ценить такие моменты. Очень благодарен родителям за воспитание, за мои достижения. Они всегда будут для меня на первом месте.

- Поделись, пожалуйста, мнением о происходящем с «Аланией».

- Да какое тут может быть мнение? Нет клуба. Северная Осетия – маленькая республика, которая, как я уже сказал, всегда жила футболом и борьбой. Слава богу, борьба осталась, но футбола в республике нет. Жалко очень болельщиков, которые ходили на матчи, жили предстоящими играми. Остается надеяться, что в ближайшее время ситуация разрешится. Но верится с трудом.

- Кто виноват?

- Не хочу лезть в эти дела. Я говорю как болельщик «Алании», бывший игрок, патриот республики. А кого-то обвинять не в моей компетенции.

- Занимаешься единоборствами или забросил?

- Занимаюсь для себя. Когда есть время и нет тренировок в «Локомотиве». Когда здесь нагружают, конечно, в зал дополнительно не пойду. Я непрофессионально занимаюсь, бои ММА – это только хобби.

Дриблинг, дриблинг, дриблинг

 

- Вернемся к твоей карьере. Три года в «Зените» — это продолжительный период. Был ли шанс оказаться в основной команде?

- Шансы были, я хорошо смотрелся в дубле. Но, к сожалению, получил тяжелую травму. Пришлось долго лечиться, а за время восстановления команда и тренерский штаб практически полностью поменялись. Вот после этого шансы серьезно уменьшились, и я принял решение уйти в аренду. Решение оказалось верным, я хорошо проявил себя в «Алании», следом была уже «Кубань».

- Ты буквально взорвал тогда премьер-лигу дриблингом! 

- В детстве мы все много работали с мячом. Все ребята жонглировали, чеканили, любили пофинтить. А я долгое время по решению тренеров играл в защите, и в молодежной сборной действовал на позиции правого защитника. Только в Санкт-Петербурге меня стали ставить на фланг полузащиты.

- Тебе больше нравится играть справа или слева?

- Без разницы. Играя на левом фланге, можно смещаться в центр под удар, но иногда и уходить под левую и простреливать. Справа также возможны варианты. Я стараюсь действовать по ситуации. Неважно – передача или удар, главное - приносить пользу команде. 

- Своей левой доволен?

- В принципе, да. Конечно, хотелось бы большего, я работаю над этим, но особых проблем нет. Поэтому я уверенно себя чувствую на обоих флангах.

- Тренеры никогда не прессовали тебя? Не пытались встроить в какие-то рамки и лишить любимой импровизации?

- Нет, в плане индивидуальных действий я всегда чувствовал себя свободно. Повторюсь, надо ориентироваться по игровым ситуациям. Разумеется, когда против тебя три-четыре человека, я в дриблинг не пойду. Но иногда есть соблазн попробовать. Например, команда проигрывает, и нужно придумать что-то неординарное, чтобы переломить ход встречи. И если подворачивается удачный момент для обыгрыша, почему нет? При этом всегда существуют обязательства тактического характера, которые ни в коем случае нельзя нарушать.

- Сразу вспомнился матч с «Динамо». Такого Алана Касаева мы можем видеть каждый раз?

- Думаю, что да. Буду получать игровое время – буду набирать форму. Находясь на скамейке запасных, сложно поддерживать на самом выскоком уровне игровые кондиции. Но сейчас я играю, травмы не беспокоят. Очень хочу играть хорошо и радовать своими действиями болельщиков, клуб, родных.

- Ты затронул тему «обязательств тактического характера». Нравится отрабатывать сзади?

- Конечно, атакующему полузащитнику хочется забивать голы, отдавать голевые передачи. Чтобы помогать команде, необходимо также «пахать» и в защите, я это понимаю. А смотреть также нужно по ситуации. Например, если Виталий Денисов успевает опуститься, смысла возвращаться вдвоем нет.

- Какие твои сильные и слабые стороны?

- В отборе мне нужно прибавлять. А к сильным сторонам я отнесу, пожалуй, дриблинг - всегда любил обыгрывать.

Овчинников, чемпионство, сборная

 

- Вновь возвращаясь к «Кубани», расскажи, пожалуйста, об Овчинникове-тренере.

- Сергей Иванович только начинал тогда свою тренерскую карьеру, поэтому он в равной степени был нам тренером и другом. Мы часто разговаривали с ним, и он рассказывал о своей карьере, давал советы. В «Кубани» все хорошо складывалось долгое время, но потом что-то пошло не так. Сложно сказать, почему тогда перестало получаться по ходу чемпионата, и почему у Сергея Ивановича сейчас нет практики работы главным тренером. Но я думаю, что у него все получится, он станет хорошим тренером. Во всяком случае мне бы очень этого хотелось. Успехов ему!

- Какой тренер для тебя идеальный?

- Наверное, для любого футболиста самый лучший тренер тот, который доверяет. Все идет от доверия. Лучший уровень показываешь, играя постоянно, а не выходя со скамейки от раза к разу. Курбан Бекиевич мне доверял, поэтому четыре года под его руководством выдались замечательными. Выиграно все в России! Можно много красивых слов говорить о том, что один тренер строгий, другой мягкий, третий еще какой-то. Но это не особо важно. Доверие – вот, что важно.

- Как реагируешь на смены тренеров?

- Смена тренера – рабочий момент для футболиста, это нормально. От нас здесь ничего не зависит, дело футболиста - тренироваться и играть. В нашем случае никому из ребят не нравится находиться не на своем месте в турнирной таблице. Мы сумели быстро перестроиться и начать все с чистого листа.

- В «Локомотиве» легко адаптировался?

- Очень легко. Тем более, со многими ребятами был знаком еще до перехода. Коллектив у нас очень хороший, и это не просто слова. От единства коллектива очень многое зависит, в таких условиях результат не может не прийти. С божьей помощью добьемся успеха.

- Насколько сильно «прикипаешь» к командам, за которые играл? Следишь внимательно за ними?

- «Рубин» и «Кубань», безусловно, запали в душу. Переживаю за эти команды, слежу. Да и не только за ними, за всеми следишь. Футбол многое может дать, в том числе и друзей. Многие мои товарищи разбросаны по разным командам, и я стараюсь следить за всеми. Но на поле друзей нет, это важно помнить всегда. В течение 90 минут ты не вспоминаешь, кто твой друг. Во время матча у тебя есть только партнеры по команде. А после матчей, конечно, общаемся, дружим. Футбол – это одна большая семья.

- Ты выигрывал чемпионат России. Это опыт, которым следует делиться?

- Да чем тут делится-то? Все ребята в «Локо» и без меня прекрасно понимают, какая это величина, и хотят опробовать на себе. У нас созданы все условия, а значит нужно просто играть и становиться чемпионами. 

- Есть ли в планах на сезон какое-то конкретное место?

- Любой футболист в нашей команде хочет стать чемпионом. Но неправильно громогласно об этом заявлять, потеряв столько очков в начале чемпионата. Так что будем двигаться от игры к игре. В конце сезона посчитаем.

- Как так вышло, что ты до сих пор не сыграл за сборную России?

- Наверное, в сборной играют более сильные футболисты. Конечно, я стремлюсь к тому, чтобы сыграть, делаю все возможное. Любой российский игрок хочет в национальных цветах защищать честь страны на международной арене. Но я пока не сыграл, значит, такова судьба. Однако я смотрю только вперед и понимаю, что в первую очередь надо в своем клубе постоянно играть. А если сидеть, то, конечно, не вызовут. 

- Что скажешь об игре сборной?

- Все видели матч с Австрией. Понятно, что сыграли неудачно. Но кто я, чтобы рассуждать об игре и делать какие-то выводы? Для этого у сборной есть тренерский штаб. Конечно, болельщики ждали большего. Но я не сомневаюсь, что ребята выправят положение и выйдут на Евро. Надо просто немного подождать, перетерпеть неприятный момент.

- Как ты ощущаешь себя в плане возраста?

- Мне 28. И это оптимальный возраст. Старым я себя уж точно не чувствую. Не просто так я менял команду и приходил в «Локомотив». У меня серьезные цели и задачи. Хочу многого добиться, как и все остальные наши ребята. Сейчас мы набираем очки хорошими темпами, стараемся наверстать упущенное. Да и игра улучшается. Мы на правильном пути.

Анюков, Месси, болельщики

 

- Сильнейший оппонент, против которого доводилось играть.

- В чемпионате России больше всего Анюков запомнился. Очень неприятный защитник. Нет, не грубый, а именно неприятный. Всегда было сложно играть против него. 

- Кто был любимым футболистом в детстве?

- Всегда болел за «Реал». Нравились больше всего Зидан и Роберто Карлос. А сейчас для меня номер один это Месси! Когда смотрю матчи с его участием, не перестаю восхищаться. Он что-то невообразимое вытворяет с мячом. Ни с кем не сравнить, не сопоставить. Он выше всех остальных.

- Знаешь ли ты, что в нашей «молодежке» выступает твой земляк Нозим Бабаджанов?

- Да, я следил за ним еще в Казани. По игре оставляет очень приятное впечатление. Мне кажется, в будущем он может, да и должен усилить основную команду. Приятно, что земляк добивается успеха в большом футболе, да еще и в «Локомотиве».

- Почему ты выбрал третий номер?

- Все просто: «11» был занят, поэтому взял третий – в детстве обожал его.

- Веришь в суеверия?

 - Суеверия есть. Но на то это и суеверия, чтобы о них не рассказывать. 

- Алан, у тебя есть возможность обратиться к болельщикам. Воспользуешься?

- Конечно. Я хочу от лица всей команды попросить болельщиков ходить на наши матчи. Понимаю, что все зависит от нашей игры. Мы будем делать все от нас зависящее, чтобы стадион был полным. Для нас поддержка очень важна: когда болельщики гонят тебя вперед – открывается второе дыхание.  А без них очень сложно, каждый игрок согласится со мной. Хочется пожелать нам вместе терпения, удачи и медалей. Сезон поначалу складывался непросто, но нужно быть вместе и в тяжелые минуты, и в радостные. Тогда мы вместе со всем справимся.

- Матч со «Спартаком» особенный?- Сейчас все матчи особенные. «Спартак» ли в соперниках, или любая другая команда. «Локомотив» просто обязан играть в еврокубках. Поэтому каждый матч — это битва не на жизнь, а на смерть. Мы обязаны набирать очки.